Здоровая сексуальность детей.
Традиционная точка зрения на младенчество и детство как на период «дремлющей» сексуальности не подтверждается данными современных исследований, которые показали, что многие стратегии поведения и функции организма (включая сексуальный эротизм) развиваются уже в младенчестве. Иногда сексуальность в этом периоде особенно важна. Ведь многие впечатления этих лет оказывают большое влияние на проявление сексуальности во взрослом возрасте.
Как можно определить здоровое сексуальное поведение у детей? Это сложный вопрос, на который нет определенного ответа из-за скудности данных по детской сексуальности. Но попробуем хотя бы приблизиться к пониманию нормы здоровой сексуальности ребёнка и что влияет на её формирование и развитие. Сексуальное развитие многих людей в период их детства происходит по-разному. И на это влияют различные факторы. Ребенок может научиться выражать свою симпатию и чувства через такие действия, как поцелуи и объятия. Реакции, которые ребенок получал в ответ на подобные проявления, могут иметь сильное влияние на его сексуальное поведение в более позднем возрасте. Склонности дарить и принимать любовь у нас, взрослых, могут быть связаны с воспоминаниями о теплом, приятном контакте со значимыми людьми в детстве (в особенности — с родителями). Многие исследователи полагают, что дети, испытавшие недостаток «ласкового контакта» (прикосновений и объятий со стороны других) в первые месяцы и годы жизни, могут иметь проблемы с установлением интимных отношений в дальнейшем. Более того, другие наблюдения свидетельствуют, что любовь и насилие в некотором роде взаимоисключающи. Например, при изучении 49 изолированных социумов было обнаружено, что в культурах, где детей воспитывали, применяя телесную ласку, крайне редки случаи насилия, совершаемого во взрослом возрасте. И наоборот, высокий уровень насилия среди взрослых отмечался в тех культурах, в которых детям не хватало ласки.
Еще один важный момент в формировании здоровой детской сексуальности, это реакция родителей на проявления этой самой сексуальности. Мастурбация — одно из наиболее распространенных здоровых сексуальных проявлений в детском возрасте. Многие дети мастурбируют. Открытое сексуальное поведение у детей, в особенности у маленьких детей, является нормальной составляющей развития. Реакция родителей на самоудовлетворение своих детей может оказать сильное влияние на развивающуюся сексуальность. Неодобрительный взгляд или битьё по рукам, приказы взрослых «прекратить это» редко бывают исполнены, даже если сопровождаются угрозой наказания или рассказами о вреде для здоровья или для психики.
Подобные негативные реакции чаще всего лишь усиливают чувство вины и тревогу, связанную с этим поведением. Как родители могут выразить свое приятие этой вполне естественной и нормальной формы самоизучения? Один из методов — это прекратить негативно реагировать на манипуляции с гениталиями, естественные для младенцев и маленьких детей. Чтобы изменить свою реакцию, для начала родителям важно разобраться со своим отношением к сексуальности. Спросить себя, что со мной происходит, что я чувствую, когда я вижу проявления сексуальности у моего ребёнка. Часто в этой ситуации родителями управляет страх и тогда необходимо разобраться чего именно они боятся. В большинстве случаев, оказывается так, что страхи субъективны и не имеют под собой объективной почвы. Например, многие родители не хотят открыто выражать свое согласие с мастурбацией, потому что боятся, что их дети, воодушевленные одобрением родителей, будут удаляться в укромное место и часами мастурбировать там. Хотя их опасения понятны, доступные данные не подтверждают вероятности такой реакции. У детей есть много других занятий, а если нет, то это уже вопрос к родителям, как так получилось. Другая причина для беспокойства — это опасение, что дети начнут, открыто мастурбировать при посторонних, если поймут, что их родители приемлют подобное поведение. Этот страх тоже объясним. Не многие из нас испытывают энтузиазм по поводу решения проблемы, которая возникнет, когда ребёнок, к примеру, начнёт мастурбировать перед бабушкой. Однако дети в целом достаточно хорошо осознают социальную необходимость высокой интимности чего-то столь эмоционально насыщенного и личного, как самоудовлетворение. Большинство из них способны оценить обстановку значительно лучше, чем думают родители. Если дети и начнут мастурбировать в присутствии посторонних, то в таком случае родителям, конечно же, следует высказать свое мнение, называя неподходящим место, выбранное для действия, а не само действие. Ещё один способ избежать неудобств в отношении этой весьма интимной деятельности, уважение к личному пространству ребёнка — например, стук в дверь перед входом в его комнату.
Дети препубертатного периода не только занимаются самостимуляцией, но и организуют игры, которые можно считать по своей природе сексуальными. И это тоже проявление здоровой детской сексуальности. Такие игры затеваются с друзьями, братьями и сестрами того же или противоположного пола. Они могут иметь место даже в 2-3-летнем возрасте, но чаще происходят между четырьмя и семью годами. Это могут быть демонстрация или исследование гениталий (часто под маской «игры в доктора») или даже симуляция полового акта путем трения друг о друга областью гениталий. Хотя многие взрослые, в особенности родители, зачастую реагируют на кажущиеся сексуальные аспекты игры, для многих детей сами игровые аспекты взаимодействия могут быть намного более значимыми, чем какая-либо сексуальная окраска.
К возрасту 8-9 лет у мальчиков и девочек отмечается отчетливая тенденция к раздельным играм. Хотя в то же время в этом возрасте может присутствовать и романтический интерес к другому полу. Более того, несмотря на внешний спад сексуальных игр с другими, интерес к сексуальной тематике сохраняется. Это возраст, когда может задаваться много вопросов о размножении и сексуальности.
Большинство 10-11-летних детей очень увлечены изменениями, происходящими с их телом, в особенности с гениталиями и вторичными половыми признаками, такими как волосы в подмышечных впадинах и развитие молочных желез. Они часто с нетерпением ждут появления этих черт приближающегося подросткового возраста. Многие дети препубертатного возраста стесняются своего тела и могут быть весьма сдержанны в демонстрации его другим. Общим правилом остается изоляция от противоположного пола. И дети этого возраста горячо отрицают любые намеки на романтический интерес к другому полу.
Для позднего детского возраста характерны сексуальные игры с друзьями того же пола. И это также вариант здорового поведения. В это время, когда сепарация полов особенно сильна, однополая деятельность более закономерна, чем гетеросексуальные отношения. В большинстве случаев эти однополые контакты в детстве преходящи и в скором времени сменяются гетеросексуальной ориентацией подросткового возраста. Тем не менее для некоторых детей сексуальные игры с друзьями того же пола могут отражать гомосексуальную или бисексуальную ориентацию, которая может более полно проявиться у них в подростковом возрасте и во взрослом состоянии. Но детские однополые эксперименты сами по себе редко являются фактором, определяющим становление гомосексуальной ориентации. Оптимальным решением для родителей, узнавших о таком поведении, будет решение, избегать чрезмерно негативных реакций или оценки этих поступков как гомосексуальных во взрослом понимании.
В итоге можно сказать, что нормальное сексуальное поведение ребёнка – это здоровое исследование или игра на сексуальную тему, отвечающие следующим критериям:
поведение является проявлением любопытства или потребности в информации;
-
дети относятся к одной возрастной группе и равны по уровню физического развития;
-
оба ребенка (или все дети) действуют на добровольной основе;
-
игра на сексуальную тему происходит между детьми, которые участвуют во взаимно приятных игровых действиях и/или имеют хорошие отношения в целом, а не только во время таких игр;
-
сексуальные проявления ограничены по типу и частоте и происходят в некоторые моменты жизни ребенка;
-
если взрослые застают детей за такими действиями и велят их прекратить, дети так и поступают или, по крайней мере, временно прекращают свои действия, пока остаются на глазах у взрослых;
-
когда взрослые застают их за определенными действиями, дети могут испытывать смущение или демонстрировать чувство вины, но чаще всего они не выражают глубоких чувств, таких как гнев, тревога, вина или стыд;
-
проявления сексуальности в целом беспечны и спонтанны.
Важно отметить, что позитивное отношение к проявлениям детской сексуальности, доверительные отношения и диалог родителя и ребёнка на любые волнующие темы, а также осознанное отношение родителей к собственной сексуальности, способствует формированию здоровой сексуальности у детей.
Попова Оксана Владимировна,
педагог-психолог