ЗАСТЕНЧИВЫЙ МАЛЫШ, КАК ПОМОЧЬ?
Застенчивость у детей – проявление робости, беспокойства, страха при общении, особенно с незнакомыми людьми. С одной стороны, ребенок хочет общаться, стремится к контакту, с другой – избегает его, боится проявить себя, свои потребности. Со стороны такое поведение выглядит как стеснение, малыш отворачивается, прячется.
Застенчивость может быть временным явлением в жизни ребенка, например, когда у него недостаточно навыков общения, и он просто не знает, как себя вести. Этот этап проходит по мере роста ребенка, обычно его можно наблюдать с 3 до 7 лет. Так же застенчивость может проявляться периодами как реакция на стресс: переезд, развод родителей и т.п.
Более тревожно, когда застенчивость вызвана чрезмерным ориентированием малыша на оценку окружающих. Ребенок переживает, не чувствует себя уверенным в той или иной ситуации, часто имеет заниженную самооценку. Этот вид застенчивости ребенок тоже может «перерасти» к школьному, подростковому или взрослому возрасту, а может и не «перерасти» и вырасти в застенчивого взрослого. Что уже чревато трудностями в жизни: ограничением общения, чувством одиночества, трудности в выступлении на публике, в достижении поставленных целей и т.д.
Отличить временную застенчивость от более серьезной на раннем этапе довольно сложно. В Пользу временного явления говорят следующие факторы: до периода застенчивости ребенок таким не был, у ребенка нет застенчивых родственников, ребенок стесняется только взрослых, а детей нет. Тем не менее, точного ответа получить не удастся, поэтому проблемы лучше профилактировать.
Что делать не стоит:
1. Перевоспитывать ребенка категорическими мерами (отдавать в театральною студию, настаивать на чтении стихов на утреннике и т.п.). Это может привести к серьезной психологической травме.
2. Игнорировать трудности, закрывать на них глаза.
3. Уделять ребенку чрезмерное внимание в моменты проявления застенчивости: уговаривать, подкупать, это может привести к закреплению застенчивого поведения, так как оно приносит ребенку выгоду.
4. Извиняться перед окружающими за его стеснительность.
5. Стыдить, принуждать.
Что делать можно:
1. Поддерживать ребенка, принимать его.
2. Обучать ребенка навыкам общения, показывать пример в общении и дружбе.
3. На безопасной для ребенка территории организовывать общение с другими людьми, вовлекать, устраивать общие игры, занятия.
4. Быть рядом и доступным, когда малыш общается с людьми.
5. Обращать внимание, подчеркивать достижения ребенка, его положительные стороны и поступки, укреплять его самооценку.
6. Давать время на адаптацию, учитывать темперамент малыша.
7. Тренировать, проигрывать будущие трудные ситуации, например, чтение стиха на утреннике.
8. Не позволять себе и другим людям вешать «ярлыки» на ребенка.
9. В трудных случаях, или когда вам тревожно – обращаться к специалисту.
Застенчивые дети очень удобны для окружающих, они послушные, но во взрослом состоянии застенчивость мешает человеку жить. Поэтому, эта проблема все же требует к себе внимания, и лучше, когда оно оказано вовремя – в детстве.
Мезенцева Нина Владимировна
педагог-психолог