Меню Заказать звонок


ЗАСТЕНЧИВЫЙ МАЛЫШ, КАК ПОМОЧЬ?

 

Застенчивость у детей – проявление робости, беспокойства, страха при общении, особенно с незнакомыми людьми. С одной стороны, ребенок хочет общаться, стремится к контакту, с другой – избегает его, боится проявить себя, свои потребности. Со стороны такое поведение выглядит как стеснение, малыш отворачивается, прячется.

Застенчивость может быть временным явлением в жизни ребенка, например, когда у него недостаточно навыков общения, и он просто не знает, как себя вести. Этот этап проходит по мере роста ребенка, обычно его можно наблюдать с 3 до 7 лет. Так же застенчивость может проявляться периодами как реакция на стресс: переезд, развод родителей и т.п.

Более тревожно, когда застенчивость вызвана чрезмерным ориентированием малыша на оценку окружающих. Ребенок переживает, не чувствует себя уверенным в той или иной ситуации, часто имеет заниженную самооценку. Этот вид застенчивости ребенок тоже может «перерасти» к школьному, подростковому или взрослому возрасту, а может и не «перерасти» и вырасти в застенчивого взрослого. Что уже чревато трудностями в жизни: ограничением общения, чувством одиночества, трудности в выступлении на публике, в достижении поставленных целей и т.д.

Отличить временную застенчивость от более серьезной на раннем этапе довольно сложно. В Пользу временного явления говорят следующие факторы: до периода застенчивости ребенок таким не был, у ребенка нет застенчивых родственников, ребенок стесняется только взрослых, а детей нет. Тем не менее, точного ответа получить не удастся, поэтому проблемы лучше профилактировать.

Что делать не стоит:

1.    Перевоспитывать ребенка категорическими мерами (отдавать в театральною студию, настаивать на чтении стихов на утреннике и т.п.). Это может привести к серьезной психологической травме.

2.    Игнорировать трудности, закрывать на них глаза.

3.    Уделять ребенку чрезмерное внимание в моменты проявления застенчивости: уговаривать, подкупать, это может привести к закреплению застенчивого поведения, так как оно приносит ребенку выгоду.

4.    Извиняться перед окружающими за его стеснительность.

5.    Стыдить, принуждать.

Что делать можно:

1.    Поддерживать ребенка, принимать его.

2.    Обучать ребенка навыкам общения, показывать пример в общении и дружбе.

3.    На безопасной для ребенка территории организовывать общение с другими людьми, вовлекать, устраивать общие игры, занятия.

4.    Быть рядом и доступным, когда малыш общается с людьми.

5.    Обращать внимание, подчеркивать достижения ребенка, его положительные стороны и поступки, укреплять его самооценку.

6.    Давать время на адаптацию, учитывать темперамент малыша.

7.    Тренировать, проигрывать будущие трудные ситуации, например, чтение стиха на утреннике.

8.    Не позволять себе и другим людям вешать «ярлыки» на ребенка.

9.    В трудных случаях, или когда вам тревожно – обращаться к специалисту.

Застенчивые дети очень удобны для окружающих, они послушные, но во взрослом состоянии застенчивость мешает человеку жить. Поэтому, эта проблема все же требует к себе внимания, и лучше, когда оно оказано вовремя – в детстве.

Мезенцева Нина Владимировна

педагог-психолог

 

 

Задать вопрос специалисту
г. Новосибирск, ул. Кутателадзе, 16
(383) 204-90-73
(383) 204-90-78
×
Заказать звонок
Заказать звонок