Взаимосвязь уровня субъективной взрослости
и суицидального поведения молодежи
Цель исследования: Выявление взаимосвязи уровня субъективной взрослости у учащихся со склонностью к суицидальному поведению.
Исполнитель: МБУ Центр психолого-педагогической помощи молодежи «Радуга».
Заказчик: Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав города Новосибирска.
Время проведения: Исследование проводилось в средних профессиональных учебных заведениях города Новосибирска с февраля по апрель 2019 г.
Объект исследования: склонность к суицидальному поведению учащихся.
Предмет исследования: Характер взаимосвязи между уровнем субъективной взрослости и склонности к суицидальному поведению подростков 15-18 лет.
Пояснительная записка:
Риск суицидального поведения возрастает в подростковом возрасте в связи с серьезными изменениями в жизни подростка. В подростковом возрасте меняется отношение молодых людей к окружающему миру, возникает потребность в активном включении в социальную жизнь. Меняются интересы, а также отношение к себе, своей деятельности. Некоторые подростки принимают решение обучаться в колледжах, где, попадая в новую среду, сталкиваются с трудностями адаптации, что приводит к возникновению стрессовых состояний. Студенты могут испытывать сложности в обучении, в общении в группе, ощущать личную несостоятельность. В таких случаях возрастает риск суицидального поведения. Данное исследование может обозначить зону риска и наметить меры по профилактике суицидального поведения.
В данной работе использованы следующие определения форм суицидального поведения:
Субъективное чувство взрослости (эмансипация) – это стремление к независимости от старшего поколения, желание освободиться от опеки не только со стороны семьи и учителей, но и взрослого поколения в целом, доказать свою независимость, «взрослость», самоутвердиться как личность, как полноценный член общества.
Суицид – (от лат. – sui caedere – убивать себя) – преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.
Суицидальное поведение – это комплекс действий, направленных на осмысленное осуществление стремления уйти из жизни, иными словами - совершение самоубийства.
Истинный суицид – это, как правило, хорошо спланированное мероприятие, цель которого – любой ценой лишить себя жизни вне зависимости от мнения и реакции родных, близких, друзей и т. д.
Демонстративный суицид – это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, возмездие за обиду, несправедливость.
Задачи исследования:
1. Измерить общий индекс суицида у подростков по методике «Патохарактерологический опросник личности» А.Е. Личко.
2. Определить степень выраженности у подростков двух основных форм суицида: истинный суицид, демонстративный суицид.
3. Выявить уровень субъективной взрослости у подростков 15-18 лет.
4. Определить характер взаимосвязи уровня субъективной взрослости и склонности к суицидальному поведению подростков.
5. Интерпретировать данные эмпирического исследования.
Методический инструментарий:
1. Патохарактерологический опросник личности А.Е. Личко.
2. Первичные данные исследования подвергались математико-статистической обработке.
Количество испытуемых: 202 человека от 15 до 18 лет, из них: 30 девушек и 172 юноши.
Полученные результаты:
По данным исследования у 76% учащихся (153 человека) выявлен суицидальный риск; у 24% учащихся (49 человек) отсутствует суицидальный риск (Рис.1)
Рисунок 1. Суицидальный риск у учащихся
По методике Е.А. Личко суицид может подразделяться на истинный и на демонстративный.
По данным исследования у 50% (101 человек) учащихся выявлен истинный суицидальный риск; демонстративный суицидальный риск выявлен у 26% (52 человек) учащихся; у 24% (49 человек) учащихся отсутствует суицидальный риск (Рис.2)
Рис.2 Виды суицидального риска среди учащихся
По результатам исследования уровень выраженности эмансипации распределен следующим образом: у 31% (62 человека) учащихся выявлена очень сильная реакция эмансипации; у 26% (53 человека) учащихся выявлена выраженная реация эмансипации; у 23% (26 человек) учащихся выявлена умеренная реакция эмансипации; у 20% ( 41 человек) выявлена слабая реакция эмансипации (Рис.3).
Рис 3. Степень выраженности реакции эмансипации у учащихся.
Согласно данным исследования, с увеличением уровня субъективного чувства взрослости (эмансипации) у учащихся возрастает риск суицидального поведения. Риск истинного суицидального поведения с 9% при слабой (0;1) эмансипации возрастает до 13,3% при очень сильной (6;7;8) эмансипации. Риск демонстративного суицидального поведения с 5% при слабой (0;1) эмансипации возрастает до 10 % при очень сильной (6;7;8) эмансипации (Рис.4).
Рис.4. Виды суицидального риска и субъективное чувство взрослости (эмансипация)
По мнению А. Е. Личко, реакцией эмансипации может быть продиктовано поступление на учебу или на работу обязательно в другом городе, чтобы жить отдельно от родителей. Одной из крайних форм проявления реакции эмансипации являются побеги из дому и бродяжничество, когда они обусловлены желанием «пожить свободной жизнью».
Таким образом, результаты исследования позволяют предположить, что у учащихся есть потребность в психологическом отделении от родителей, но она не совпадает с психологической готовностью к самостоятельной жизни и принятию решений.
ВЫВОДЫ:
1. У 76% учащихся выявлен риск суицидального поведения. У 24% опрошенных отсутствует суицидальный риск.
2. У 50% учащихся выявлен риск истинного суицидального поведения.
3. У 26% учащихся выявлен риск демонстративного суицидального поведения.
4. У 31% учащихся выявленна очень сильная реакция эмансипации (субъективное чувство взрослости). Слабая реакция эмансипации выявленна у 20% опрошенных.
5. С увеличением уровня субъективного чувства взрослости (эмансипации) у учащихся возрастает риск суицидального поведения. Риск истинного суицидального поведения увеличивается до 13,3%, демонстративного суицидального поведения до 10%. Субъективное чувство взрослости проявляется как желание жить отдельно от родителей, но при этом психологической готовности к этому нет.