Цель исследования: Выявление взаимосвязи уровня компьютерной зависимости с агрессивным поведением у подростков.
Исполнитель: МБУ Центр психолого-педагогической помощи молодежи «Радуга»
Заказчик (запрос): СОШ Советского района, родители
Время проведения: Исследование проводилось в СОШ Советского района города Новосибирска с апреля 2017 г. по май 2017 г.
Объект исследования: компьютерная зависимость подростков 15-18 лет
Предмет исследования: взаимосвязь уровня компьютерной зависимости с агрессивным поведением у подростков
Актуальность: Исследование продиктовано всплеском жалоб родителей и педагогов по поводу возросшей агрессии у детей, проводящих много времени за компьютером.
Компьютерная зависимость – определяется как пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности.
Существует несколько точек зрения о влиянии компьютерной зависимости на агрессивное поведение:
- Увлечение компьютерными играми и виртуальной реальностью оказывает позитивное влияние на развитие творческого мышления, внимания и логики.
- Компьютерные игры оказывают в большей степени негативное влияние, повышая уровень агрессии и социальную дезадаптацию личности.
- Компьютерные игры оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие личности, в зависимости от направленности и содержания игры, скачиваемого контента.
Компьютерная зависимость характеризуется тремя главными признаками:
- Увеличение времени, проводимое в интернете, за компьютером.
- Компьютерные игры и общение в социальных сетях начинают подменять собой реальную жизнь.
- Ухудшение настроения вне интернет-активности.
В качестве возможных причин влияния уровня компьютерной зависимости на выраженность агрессивного поведения у подростков может выступать их эмоциональная уязвимость и повышенная чувствительность к воздействию тех информационных технологий, которые несут в себе агрессивную составляющую.
Компьютерная зависимость до сих пор является недостаточно изученным феноменом, однако при длительном увлечении компьютерными играми у подростков наблюдается:
- Неспособность переключаться на другие виды деятельности.
- Обеднение эмоциональной сферы.
- Закрепление агрессивных реакций, как способа взаимодействия в конфликте.
- Социальная изоляция.
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, которое противоречит общественным правилам и нормам, и причиняющая физический или моральный вред окружающим. Выделяют несколько видов агрессии, в данном исследовании будет изучена взаимосвязь компьютерной зависимости с тремя основными формами агрессии:
- Агрессивность как ситуативная или личностная склонность к разрушительному поведению, может причинять физический вред окружающим объектам (предметы, люди).
- Цинизм – устойчивое презрительное отношение человека к культуре общества, к его духовным, и в особенности нравственным ценностям.
Как личностная позиция человека цинизм выражается в демонстративном пренебрежении к принятым нормам и традициям.
- Враждебность как негативное отношение к другому человеку или группе людей.
Одним из источников возникновения компьютерной зависимости в подростковом возрасте может быть склонность к девиантному поведению, в силу личностной незрелости подростка. Компьютерная зависимость некоторыми исследователями рассматривается, как вид девиантного аутодеструктивного поведения. Наряду с изучением компьютерной зависимости, проблема агрессивности подростков и связанные с ней правонарушения имеют в настоящее время широкий резонанс и выступают как одна из главных тем психологических исследований,
Изучение взаимосвязи уровня компьютерной зависимости с агрессивным поведением у подростков может способствовать поиску новых подходов в педагогической практике, имеющих целью, воспитывать разносторонне развитых детей и подростков, способных к конструктивному взаимодействию в обществе, а так же как профилактика девиантного поведения в этой возрастной группе.
Гипотеза исследования: С увеличением уровня компьютерной зависимости повышается уровень агрессии у подростков.
Методический инструментарий:
1. Опросник на интернет-зависимость Кимберли-Янг с использованием 5-бальной шкалы Ликкерта.
2. Краткий опросник для диагностики склонности к неявному агрессивному и враждебному поведению Кука-Медли (на русский язык переведена без стандартизации Л.Н.Собчик.)
Количество испытуемых: 100 человек от 15 до 18 лет, из них: 59 девушек и 41 юноша (Рис 1).
Рис.1 Распределение выборки по полу
Полученные результаты:
В результате исследования выявлено, что 7%, из числа опрошенных подростков являются пользователями без риска компьютерной зависимости, 63% - пользователи с риском компьютерной зависимости и 30% - пользователи с компьютерной зависимостью (Рис.2). Таким образом 93% респондентов имеют риск компьютерной зависимости или компьютерную зависимость.
Рис.2 Уровень компьютерной зависимости подростков
Для исследования взаимосвязи уровня компьютерной зависимости с агрессивным поведением у подростков был использован корреляционный анализ с использованием коэффициента Пирсона (Таб.1), в результате которого были выявлены следующие прямые связи:
- Уровень компьютерной зависимости напрямую связан с уровнем цинизма, (Таб.1):
Таблица 1
Взаимосвязь компьютерной зависимости с агрессией в общей выборке без разделения по половому признаку
|
Цинизм |
Агрессивность |
Враждебность |
Уровень интернет-зависимости |
Цинизм |
1 |
,288(**)
|
,508(**)
|
,330(**)
|
Враждебность
|
,508(**)
|
,406(**)
|
1 |
,211(*)
|
Агрессивность
|
,288(**)
|
1 |
,406(**)
|
,199(*)
|
* p ≥ 0.05
** p ≥ 0.01
При разделении выборки по половому признаку получены следующие данные:
- Только у девушек выявлена прямая связь между уровнем компьютерной зависимости и цинизмом, у юношей такой связи не обнаружено (Таб.2 и Таб.3).
- Связей между уровнем компьютерной зависимости и другими видами агрессивного поведения и враждебностью не обнаружено ни у девушек, ни у юношей (Таб. 2 и Таб.3).
Таб. 2
Взаимосвязь уровня компьютерной зависимости и агрессии у девушек
|
Цинизм |
Агрессивность |
Враждебность |
Уровень компьютерной зависимости |
Цинизм
|
1 |
,270(*) |
,569(**) |
,400(**) |
Агрессивность
|
,270(*) |
1 |
,534(**) |
,196 |
Враждебность
|
,569(**) |
,534(**) |
1 |
,245 |
Уровень компьютерной зависимости |
,400(**) |
,196 |
,245 |
1 |
* p ≥ 0.05
** p ≥ 0.01
Таб. 3
Взаимосвязь уровня компьютерной зависимости и агрессии у юношей
|
Цинизм |
Агрессивность |
Враждебность |
Уровень компьютерной зависимости |
Цинизм
|
1 |
,343(*) |
,454(**) |
,102 |
Агрессивность
|
,343(*) |
1 |
,353(*) |
,100 |
Враждебность
|
,454(**) |
353(*) |
1 |
,161 |
Уровень компьютерной зависимости |
,102 |
,100 |
,161 |
1 |
* p ≥ 0.05
** p ≥ 0.01
Дополнительно получены следующие данные:
- Увеличение уровня цинизма ведет к повышению уровня враждебности и агрессивности.
- Враждебно настроенные девушки более агрессивны по сравнению с юношами.
ВЫВОДЫ:
На общей выборке уровень компьютерной зависимости связан со всеми шкалами агрессии (агрессивность, враждебность, цинизм). Но при разделении выборки по половому признаку обнаружено, что наличие компьютерной зависимости или риска ее возникновения напрямую связано только с уровнем цинизма у девушек, у юношей связей между компьютерной зависимостью и агрессией не установлено.
Одновременно выявлено, что:
- Увеличение уровня цинизма ведет к повышению уровня враждебности и агрессивности.
- Враждебно настроенные девушки более агрессивны по сравнению с юношами.
Повышение уровня цинизма у девушек может быть связано с тем, что анонимный и дистантный стиль взаимодействия в интернет-сообществе способен изменить женский стиль поведения на более жесткий и циничный. Повышенный уровень цинизма у девушек в сочетании с риском или наличием компьютерной зависимости может способствовать девиантному поведению, развитию других форм зависимости (употребление алкоголя, курение).
В связи с обнаруженной в данном исследовании связи между уровнем компьютерной зависимости и цинизмом, как формой проявления агрессии актуальными направлениями воспитательной деятельности являются:
1. На уровне родителей:
- воспитание культурных и духовно-нравственных ценностей у детей и подростков;
- наблюдение за интересами ребенка, поддержка видов деятельности, направленных на развитие личности;
- родительский контроль за временем проводимым подростком в виртуальной реальности и используемым контентом;
- вовлечение подростков в деятельность, не связанную с компьютером (спорт, исследовательская деятельность, искусство);
- привлечение детей к домашним делам;
- формирование у детей и подростков культуры взаимодействия в виртуальной реальности и безопасному обращению с интернет-контентом.
2. На уровне школы:
- воспитание культурных и духовно-нравственных ценностей у детей и подростков;
- научение детей и подростков безопасному обращению с компьютером и иным формам конструктивного общения между детьми и подростками;
- вовлечение подростков в деятельность, не связанную с компьютером.
- На уровне государства:
- воспитание культурных и духовно-нравственных ценностей у молодежи;
- разработка программного обеспечения для контроля за выпускаемой компьютерной продукцией;
- увеличение бесплатных досуговых секций для детей.
- На уровне молодежной политики:
- пропаганда культурных и духовно-нравственных ценностей у молодежи;
- поддержка молодежи в процессе социализации, мотивирование ее к активному включению в культурное и социальное развитие на уровне района, города;
- обучение молодежи проектной деятельности, включение в реализацию имеющихся и разработку новых социально значимых проектов;
- выявление и поддержка талантливой молодежи (мероприятия, конкурсы);
- создание условий для организации творческого, познавательного досуга (молодежные клубы, объединение по интересам, бесплатные секции разной направленности), не связанного с компьютерными технологиями;
- формирование у подростков культуры взаимодействия с виртуальной реальностью.