ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Цель исследования: Выявление характера взаимосвязи уровня субъективного ощущения одиночества и агрессивного поведения у подростков
Исполнитель: МБУ Центр психолого-педагогической помощи молодежи «Радуга»
Заказчик (запрос): Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Советского района города Новосибирска.
Время проведения: Исследование проводилось в ссузах Советского района города Новосибирска в 2020 году.
Объект исследования: чувство одиночества у подростков.
Предмет исследования: связь субъективного ощущения одиночества и агрессивного поведения у подростков.
Пояснительная записка: В современном мире в связи с экономической нестабильностью, ускорением и расширением информационного поля проблема одиночества приобретает большую актуальность для нашего общества. Актуальность темы исследования связана с необходимостью включения подростков в активную образовательную и внеурочную деятельность, помощью им в нахождении своего места в социуме.
Одиночество – социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и /или страхом их потери в результате вынужденной или имеющейся психологической причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена – позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего одиночество имеет негативный оттенок.
Одиночество как сложный аффективно-когнитивный комплекс, включает в себя эмоции печали, страха, чувство тоски и безнадежности, утрату надежды, чувство оставленности. Одним из факторов, провоцирующих возникновение чувства одиночества, является неудовлетворенность человека своей недостаточной включенностью в социальные отношения. На чувство одиночества, несомненно, большое влияние оказывают такие особенности личности человека как: импульсивность, повышенная тревожность, низкая самооценка, непринятие критики в свой адрес, повышенная агрессивность.
Особое беспокойство вызывает одиночество молодых людей, особенно подростков. Подростками одиночество переживается достаточно остро из-за повышенной чувствительности этого возраста к изменениям микро- и макросоциума, проявляющееся в неумении конструктивно выражать свои агрессивные чувства, склонности к воспринимать окружающее в черно-белых тонах. Чувство одиночества в этом возрасте ощущается как непонимание, отвержение, ненужность. Именно в этот возрастной период одиночество может привести к негативным социально-психологическим последствиям в виде асоциального поведения. Интенсивные переживания одиночества меняют общее психическое самочувствие и могут стать препятствием для личностного развития, в крайних случаях приводить к потере смысла жизни у подростков. Одной из защитных реакций подростка может выступать агрессивное поведение. Агрессия в этом возрасте зачастую может быть способом справиться с переживаниями одиночества и проявляется как защитный механизм для снижения уровня тревоги.
Агрессия – это намеренные действия, направленные «на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному».
Агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии».
Таким образом, если агрессия – это действие, то агрессивность – готовность к совершению таких действий.
Агрессивность (от лат.) ad-gredere – приближаться к другому человеку; близко по смыслу к pro-gredere – идти вперед; противоположно re-gresser – регрессировать, идти назад.
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, которое противоречит общественным правилам и нормам, и причиняющее физический или моральный вред окружающим. Выделяют несколько видов агрессии, в данном исследовании будет изучена взаимосвязь субъективного переживания одиночества с тремя основными формами агрессии:
· Агрессивность как ситуативная или личностная склонность к разрушительному поведению, может причинять физический вред окружающим объектам (предметы, люди).
· Цинизм – устойчивое презрительное отношение человека к культуре общества, к его духовным, и в особенности нравственным ценностям.
Как личностная позиция человека цинизм выражается в демонстративном пренебрежении к принятым нормам и традициям.
· Враждебность как негативное отношение к другому человеку или группе людей.
Изучение взаимосвязи уровня субъективного ощущения одиночества с агрессивным поведением поможет донести важность проблемы подросткового одиночества и необходимость качественного обновления психолого-педагогической помощи подросткам на уровне средних профессиональных учебных заведений.
Задачи исследования:
1. Измерить уровень субъективного ощущения одиночества у подростков.
2. Измерить уровень агрессии у подростков.
3. Исследовать характер взаимосвязи между уровнем субъективного ощущения одиночества и уровнем агрессии у подростков.
Гипотеза исследования: с увеличением уровня субъективного ощущения одиночества повышается уровень агрессии подростков.
Методический инструментарий:
1. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.
2. Краткий опросник для диагностики склонности к неявному агрессивному и враждебному поведению Кука-Медли (на русский язык переведена без стандартизации Л.Н.Собчик.)
Количество испытуемых: 120 человек от 15 до 18 лет, из них юношей – 80, девушек – 40 человек.
Полученные результаты:
1. Уровень субъективного ощущения одиночества подростков
1. В результате исследования обнаружено, что:
66% из числа опрошенных подростков имеют низкий уровень субъективного ощущения одиночества
32% - средний уровень
2% - низкий уровень одиночества (рисунок 1).
Рисунок 1. Уровень субъективного ощущения одиночества подростков
Таким образом, больше трети испытуемых испытывает чувство одиночества на среднем уровне, что говорит в пользу актуальности темы одиночества в подростковом возрасте.
2. Уровень цинизма подростков
При исследовании агрессивного поведения получены данные:
3% - подростков имеют низкий уровень цинизма;
13% - средний уровень цинизма с тенденцией к низкому;
63% - средний уровень цинизма с тенденцией к высокому.
21% - высокий уровень цинизма (рисунок 2).
Рисунок 2. Уровень цинизма подростков
То есть большая часть подростков (84%) имеют высокий (21%) или средний с тенденцией к высокому (63%) уровень цинизма.
3. Уровень агрессивности подростков
При исследовании уровня агрессивности оказалось, что:
2% - подростков имеют низкий уровень агрессивности;
40% - средний уровень агрессивности с тенденцией к низкому;
56% - средний уровень агрессивности с тенденцией к высокому;
2% - высокий уровень агрессивности (рисунок 3).
Рисунок 3. Уровень агрессивности подростков
Таким образом 96 % подростков имеют средний уровень агрессивности (40% средний с тенденцией к низкому и 56% средний с тенденцией к высокому уровням).
4. Уровень враждебности подростков
При исследовании уровня враждебности обнаружено, что:
18% - подростков имеют низкий уровень враждебности;
39% - средний уровень враждебности с тенденцией к низкому;
34% - средний уровень враждебности с тенденцией к высокому;
9% - высокий уровень уровень враждебности (рисунок 4).
В итоге большинство испытуемых (73%) имеет средний уровень враждебности (39% средний с тенденцией к низкому и 34% средний с тенденцией к высокому уровням).
Средний уровень таких параметров как цинизм, агрессивность и враждебность с точки зрения создателей опросника для диагностики склонности к неявному агрессивному и враждебному поведению К. Кука и Д. Медли является адаптивным для комфортного существования в социуме.
5. Взаимосвязь уровня субъективного ощущения одиночества подростков с уровнем агрессивного поведения
Для выявления взаимосвязи уровня субъективного ощущения одиночества с агрессивным поведением у подростков был использован метод корреляционного анализа (критерий ранговой корреляции Пирсона).
Получены следующие положительные прямые взаимосвязи:
· Уровень субъективного ощущения одиночества имеет положительную взаимосвязь с уровнем цинизма.
· Уровень субъективного ощущения одиночества имеет положительную взаимосвязь с уровнем агрессивности.
· Уровень субъективного ощущения одиночества имеет положительную взаимосвязь с уровнем враждебности.
В результате данного исследования обнаружено, что чем выше уровень одиночества, тем выше уровень таких видов агрессивного поведения как: цинизм, агрессивность и враждебность.
При разделении выборки по половому признаку различий в корреляционных связях уровня субъективного одиночества и уровня агрессии не обнаружено.
В результате сравнительного анализа были подтверждены положительные связи, полученные при корреляционном анализе. Таким образом:
· Чем выше уровень одиночества подростков, тем выше у них уровень цинизма;
· Чем выше уровень одиночества, тем выше уровень агрессивности подростков;
· Чем выше уровень одиночества, тем выше уровень враждебности подростков.
На рисунке 5 показано увеличение уровня цинизма при увеличении уровня субъективного ощущения одиночества.
Рисунок 5. Взаимосвязь уровня цинизма и одиночества
На рисунке 6 представлено увеличение уровня агрессивности при росте уровня субъективного ощущения одиночества.
Рисунок 6. Взаимосвязь уровня агрессивности и одиночества
На рисунке 7 показано увеличение уровня враждебности при росте уровня субъективного ощущения одиночества.
Рисунок 7. Взаимосвязь уровня враждебности и одиночества
Взаимосвязь чувства одиночества и данных видов агрессивного поведения можно объяснить тем, что сильные переживания одиночества могут повышать у подростков тревогу. Для того, чтобы справиться с тревогой, подростки используя как защитный механизм, начинают проявлять больше агрессии во внешний мир.
ВЫВОДЫ:
1. Гипотеза исследования подтвердилась: с увеличением уровня субъективного ощущения одиночества повышается уровень агрессии подростков. Выявлена значимая положительная взаимосвязь уровня субъективного ощущения одиночества и шкалами агрессивного поведения (цинизм, агрессивность, враждебность).
· Чем выше уровень одиночества подростков, тем выше у них уровень цинизма;
· Чем выше уровень одиночества, тем выше уровень агрессивности подростков;
· Чем выше уровень одиночества, тем выше уровень враждебности подростков.
1. 66% из числа опрошенных подростков имеют низкий уровень субъективного ощущения одиночества, 32% - средний уровень и 2% - низкий уровень одиночества.
2. При исследовании агрессивного поведения оказалось, что:
84% подростков проявляют высокий уровень цинизма;
96 % подростков имеют средний уровень агрессивности;
73% подростков имеют средний уровень враждебности.
В связи с полученными данными исследования можно отметить основные направления работы психологической службы:
· Для родителей проводить семинары или интерактивные беседы, на которых затрагивались бы темы:
– об особенностях протекания пубертатного возраста и кризисе подросткового возраста,
– об основных трудностях, возникающих у родителей подростков;
– о важности поддержания совместного семейного досуга с детьми;
– о поддержке и развитии интересов детей в подростковом возрасте.
· На уровне школы: необходимо привлекать социальных педагогов и школьных психологов:
– для проведения мониторирования учащихся среднего и старшего звена на предмет психического благополучия, отклоняющегося поведения и выявления суицидального риска;
– для организации общественно-полезной совместной деятельности школьников, которая бы способствовала сплочению детей;
– для проведения тренинговых занятий для подростков;
– для повышения уровня информированности подростков и их родителей о том, куда можно обратиться за индивидуальной психологической помощью в сложной жизненной ситуации;
– увеличение количества доступных секций и кружков для юношей и девушек.