Цель исследования: выявить наличие взаимосвязи стратегий поведения в конфликте и уровня этнической толерантности молодежи.
Исполнитель: МБУ Центр психолого-педагогической помощи молодежи «Радуга»
Заказчик: ОДМКиС, Центр по противодействию экстремизму ГУМВД России по НСО.
Время проведения: 2017 г.
Актуальность исследования: Проявления экстремизма стали обыденным фактом жизни современного мира. Социальная реальность предопределила актуальность и востребованность теоретического осмысления и практического решения проблемы экстремизма. В XXI веке экстремистские организации и движения превращаются в реальную политическую силу, способную кардинально повлиять на политические процессы. Для того чтобы этого избежать необходимо формировать толерантное отношение к лицам иной национальности, начиная с раннего возраста.
Этническая толерантность - это способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям идеям, верованиям.
В силу того, что существующие методы формирования этнической толерантности недостаточно эффективны, нам представляется важным исследовать возможные психологические факторы, которые могут оказаться тесно связанными с отношением человека к лицам иной национальности. В качестве такого фактора в нашем исследовании выступают стратегии поведения в конфликте. Обнаружение данной связи даст возможность корректировать поведенческие стратегии и формировать позитивную этническую идентичность, тем самым снижая экстремистские проявления в молодежной среде.
Объект: этническая толерантность молодежи.
Предмет: взаимосвязь стратегий поведения в конфликте и уровня этнической толерантности молодежи.
Гипотеза: существует взаимосвязь между стратегиями поведения в конфликте и уровнем этнической толерантности молодежи.
Методический инструментарий:
1. Методика психологической диагностики совладающего поведения в стрессовых и проблемных для личности ситуациях (Р. Лазарус)
2. Методика «Типы этнической идентичности» (Солдатова Г.У., Рыжова С.В.)
Выборку исследования составили студенты женского и мужского пола в возрасте от 16 до 18 лет в количестве 267 человек (первичное исследование), из них 159 мужчин и 108 женщин. Количество полученных «парных» анкет (1я и 2я выборки) составило по объективным причинам 199 шт.
Процедура исследования:
Для исследования были набраны 2 группы. Проводилась диагностика толерантности к лицам иной национальности и стратегий поведения в конфликте. Завершающим этапом исследования стало повторное тестирование для исследования изменений в динамике.
Необходимо отметить, что 1 группа характеризуется более разнородным этническим составом.
Результаты исследования:
Результаты первичного исследования 1 группы показали (Табл. 1):
1. Наличие взаимосвязи между стратегией конфронтации и уровнями этнической нетерпимости (этноэгоизмом, этноизоляционизмом, этнофанатизмом).
2. Наличие взаимосвязи между стратегией самоконтроля и позитивной этнической идентичностью (баланс толерантности в отношении к другим этническим группам и собственной).
Таблица 1.
Корреляционный анализ с использованием коэффициента Пирсона
«Взаимосвязь стратегий поведения в конфликте и уровня этнической толерантности молодежи»
Стратегии поведения в конфликте |
Значимые корреляции на уровне p<0,01 |
|||
Позитивная этническая идентичность | этноэгоизм | этноизоляционизм | этнофанатизм | |
Конфронтация | 0,004 | 0,257** | 0,275** | 0,231** |
Самоконтроль | 0,257** | 0,036 | -0,017 | 0,004 |
** p<0,01
Таким образом, если человек в ситуации конфликта предпочитает преимущественно стратегию конфронтации (действие, направленное на изменение конфликтной ситуации или на выражение негативных эмоций, не задумываясь о последствиях), то для него может быть характерна этническая нетерпимость.
В нашем исследовании этноэгоизм, этноизоляционизм, этнофанатизм представляют собой уровни этнической нетерпимости. Этническая нетерпимость может варьироваться от раздражения на лиц иной национальности (этноэгоизм) до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей (этноизоляционизм), агрессивных и насильственных действий против другой группы, вплоть до геноцида (этнофанатизм).
Если человек в конфликтной ситуации способен к самоконтролю (сдерживанию эмоций и контролю поведения), то для него может быть характерна позитивная этническая идентичность (сочетание позитивного отношения к собственному народу и к другим народам).
При повторном исследовании 1 группы выявлено (Табл. 2):
1. Наличие взаимосвязи между стратегией принятия ответственности и позитивной этнической идентичностью.
2. Наличие взаимосвязи между стратегией планирования решения проблемы и позитивной этнической идентичностью.
Таблица 2.
Корреляционный анализ с использованием коэффициента Пирсона
«Взаимосвязь стратегий поведения в конфликте и уровня этнической толерантности молодежи»
Стратегии поведения в конфликте | Значимые корреляции на уровне p<0,01 |
Позитивная этническая идентичность | |
Принятие ответственности | 0,225** |
Планирование решение проблемы | 0,268** |
** p<0,01
Таким образом, если человек принимает на себя часть ответственности за возникновение и решение конфликта (стратегия принятия ответственности) или планирует решение конфликта за счет анализа ситуации, прошлого опыта и имеющихся ресурсов (стратегия планирования решения проблемы), то для него характерна позитивная этническая идентичность.
Результаты первичного исследования 2 группы показали (Табл. 3):
1. Наличие взаимосвязи между стратегией поиска социальной поддержки и позитивной этнической идентичностью.
2. Наличие взаимосвязи между стратегией положительной переоценки ситуации и позитивной этнической идентичностью.
Таблица 3.
Корреляционный анализ с использованием коэффициента Пирсона
«Взаимосвязь стратегий поведения в конфликте и уровня этнической толерантности молодежи»
Стратегии поведения в конфликте | Значимые корреляции на уровне p<0,01 |
Позитивная этническая идентичность | |
Положительная переоценка | 0,252** |
Поиск социальной поддержки |
0,268* |
** p<0,01
Таким образом, если человек склонен решать конфликт за счет поиска социальной поддержки (привлечение социальных ресурсов: информационных, эмоциональных; взаимодействие с другими людьми)или способен к положительной переоценке ситуации (может посмотреть на конфликт с другой стороны, найти в нем не только минусы, но и стимул для личностного развития), тодля него характерна позитивная этническая идентичность.
При повторном исследовании 2 группы выявлено (Табл. 4):
1. Наличие взаимосвязи между стратегией планирования решения проблемы и позитивной этнической идентичностью.
2. Наличие взаимосвязи между стратегией положительной переоценки конфликтной ситуации и позитивной этнической идентичностью.
Таблица 4.
Корреляционный анализ с использованием коэффициента Пирсона
«Взаимосвязь стратегий поведения в конфликте и уровня этнической толерантности молодежи»
Стратегии поведения в конфликте | Значимые корреляции на уровне p<0,01, p<0,05 |
Позитивная этническая идентичность | |
Планирование решения проблемы | 0,249* |
Положительная переоценка |
0,252* |
** p<0,01
* p<0,05
Таким образом, способность человека к планированию решения проблемы и положительной переоценке конфликтной ситуации связана у него с позитивной этнической идентичностью.
Выводы:
1. Для молодых людей с этнической толерантностью характерны следующие стратегии поведения в конфликте:
Стратегия самоконтроля, которая характеризуется способностью человека к сдерживанию эмоций и контролю поведения.
Стратегия принятия ответственности, при которой характерно осмысление собственной роли в возникновении конфликта, принятие части ответственности за его разрешение.
Стратегия планирования решения проблемы предполагает решение конфликта за счет анализа ситуации, разработки стратегии с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов.
Стратегия поиска социальной поддержки, при которой человек склонен решать конфликт за счет привлечения социальных ресурсов и ориентированности на взаимодействие с другими людьми.
Стратегия положительной переоценки как способность посмотреть на конфликтную ситуацию с другой, положительной, стороны, найти в ней не только минусы, но и стимул для личностного развития.
2. К этнической нетерпимости и экстремистским проявлениям могут приводить следующие стратегии поведения в конфликте:
Стратегия конфронтации, как преимущественный способ решения конфликтов.
3. Наличие этнической нетерпимости в 1 группе может быть связано с более разнородным этническим составом. Исчезновение этого показателя при повторном исследовании может быть связано с адаптацией студентов в группе и к учебному заведению.
Для профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде необходимо:
проводить мероприятия, способствующие адаптации молодежи к новым условиям;
обучать молодежь конструктивным стратегиям поведения в конфликте;
организовать психологическую помощь молодежи при адаптации. Формами психологической помощи могут быть индивидуальные консультации, лекции, семинары, тренинги, ролевые игры и другие формы работы.