Меню Заказать звонок

ВЗАИМОСВЯЗЬ РИСКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ТРАВЛИ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

 

Цель исследования: Выявление взаимосвязи риска суицидального поведения и травли среди учащейся молодежи.

Исполнитель: МБУ Центр психолого-педагогической помощи молодежи «Радуга».

Заказчик: Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав города Новосибирска.

Время проведения: Исследование проводилось в средних профессиональных учебных заведениях города Новосибирска с февраля по апрель 2020 г.

Объект исследования: риск суицидального поведения учащихся.

Предмет исследования: Характер взаимосвязи между риском суицидального поведения и травли у подростков 15-18 лет.

 

Пояснительная записка: В подростковом возрасте меняется отношение молодых людей к окружающему миру, возникает потребность в активном включении в социальную жизнь. Меняются интересы, а также отношение к себе, своей деятельности. Некоторые подростки принимают решение обучаться в колледжах, где, попадая в новую среду, сталкиваются с трудностями адаптации, что приводит к возникновению стрессовых состояний. На первый план в подростковом возрасте выходит потребность общения в группе сверстников. Студенты, у которых есть сложности с адаптацией в новом учебном заведении, могут подвергаться травле (буллингу). Травля может быть связана с низкой самооценкой и более высоким уровнем депрессии и тревоги. Для тех студентов, кто становится жертвой травли, риск самоубийства возрастает. Подросток может замечать у себя смену настроения, ухудшение физического состояния и даже суицидальные мысли.

В связи с тем, что процент суицидального риска сохраняется уже на протяжении нескольких лет, от ССУЗов города Новосибирска поступил запрос на выявление наличия травли среди студентов первого курса. Целью запроса явилось выявление взаимосвязи суицидального поведения и уровня травли среди учащейся молодежи.

 

В данной работе использованы следующие определения форм суицидального поведения:

Суицид – (от лат. – sui caedere – убивать себя) – преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.

Суицидальное поведение – это комплекс действий, направленных на осмысленное осуществление стремления уйти из жизни, иными словами – совершение самоубийства.

Истинный суицид – это, как правило, хорошо спланированное мероприятие, цель которого – любой ценой лишить себя жизни вне зависимости от мнения и реакции родных, близких, друзей и т. д.

Демонстративный суицид – это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, возмездие за обиду, несправедливость.

Травля – умышленное, не носящее характера самозащиты, длительное (повторяющееся) физическое или психологическое насилие со стороны индивида или группы в отношении человека, который уступает им (по физическим или психологическим качествам) и не способен себя защитить.

Травля может носить характер группового насилия – «моббинг» и индивидуального насилия – «буллинг»

Задачи исследования:

1.       Измерить общий индекс суицида у подростков по методике «Патохарактерологический опросник личности» А.Е. Личко.

2.       Определить степень выраженности у подростков двух основных форм суицида: истинный суицид, демонстративный суицид.

3.       Выявить риск травли в учащемся коллективе по методике «Опросник риска буллинга» А.А. Бочавер.

4.       Определить характер взаимосвязи риска суицидального поведения со склонностью к травле у подростков.

5.       Интерпретировать данные эмпирического исследования.

 

Методический инструментарий:

1.     Патохарактерологический опросник личности А.Е. Личко.

2.     «Опросник риска буллинга» А.А. Бочавер.

3.     Первичные данные исследования подвергались математико-статистической обработке.

 

Количество испытуемых: 137 человека от 15 до 18 лет, из них: 35 девушек и 102 юноши.

 

Полученные результаты:

По данным исследования у 75% учащихся (103 человека) выявлен суицидальный риск; у 25% учащихся (34 человек) отсутствует суицидальный риск (рисунок 1).


Рисунок 1. Суицидальный риск у учащихся

 

По методике Е.А. Личко суицид может подразделяться на истинный и демонстративный.

По данным исследования у 49% (67 человек) учащихся выявлен истинный суицидальный риск; демонстративный суицидальный риск выявлен у 26% (36 человек) учащихся; у 25% (34 человека) учащихся отсутствует суицидальный риск (рисунок 2).


Рисунок 2. Виды суицидального риска среди учащихся

По методике А.А. Бочавер уровень буллинга среди учащихся выявился следующим образом: у 18% (25 человек) учащихся выявлен риск буллинга; у 82% (112 человек) отсутствует риск буллинга (рисунок 3).


Рисунок 3. Уровень риска травли (буллинга) среди учащихся

 

Уровень насилия среди учащихся распределился следующим образом: у 4 % (5 человек) он оказался высоким; у 12% (17 человек) он оказался средним; у 84% (117 человек) он оказался низким (рисунок 4).


Рисунок 4. Уровень насилия среди учащихся

 

Таким образом, можно сказать, что для данной выборки характерен низкий уровень риска буллинга (84%). Данные результаты могут говорить о хорошей групповой сплоченности и положительном отношении студентов друг к другу.

После проведения корреляционного анализа была выявлена положительная взаимосвязь между уровнем риска травли (буллинга) и фактором насилия (рисунок 5).

1.png

Примечание: ** – р≤0,001

Рисунок 5. Взаимосвязь между уровнем травли и фактором насилия среди учащихся ссузов.

ВЫВОДЫ:

1.       Риск истинного суицидального поведения выявлен у 49% опрошенных. Риск демонстративного суицидального поведения выявлен у 26% опрошенных. Всего – 75%.

2.       Риск буллинга выявлен у 18% учащихся.

3.       Высокий уровень насилия был выявлен у 4% учащихся, средний уровень выявлен у 12% учащихся.

4.       Выявлена прямая значимая взаимосвязь между уровнем травли и уровнем насилия. Эти данные говорят о том, что студенты склонные к насилию могут являться зачинщиками травли. И наоборот, студенты, у которых выражен уровень травли, могут проявлять насильственные действия по отношению к другим.

5.       Взаимосвязь суицидального поведения и уровня травли на данной выборке не выявлена.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Продолжать проводить:

1.       Диагностику уровня травли в учебных заведениях.

2.       Тренинговые занятия на сплочение учебного коллектива.

3.       Семинарские занятия для студентов по профилактике стрессовых ситуаций, конструктивному разрешению конфликтных ситуаций.

4.       Индивидуальные консультации со студентами.

5.       Информировать студентов об экстренной психологической помощи «Телефон Доверия».

Задать вопрос специалисту
г. Новосибирск, ул. Кутателадзе, 16
(383) 204-90-73
(383) 204-90-78
×
Заказать звонок
Заказать звонок