Меню Заказать звонок

Взаимосвязь риска суицидального поведения и самообладания

у молодежи

 

Цель исследования: Выявление связи между способностью к самообладанию и риском суицидального поведения у молодежи.

 

Объект исследования: Риск суицидального поведения у молодежи.

 

Предмет исследования: Характер взаимосвязи между риском суицидального поведения и способностью к самообладанию у молодежи.

 

Пояснительная записка: Период обучения в вузах и ссузах всегда сопряжен с трудностями, которые могут привести к возникновению стрессовых состояний. Среди таких трудностей можно отметить высокий уровень психических и физических нагрузок, дефицит времени, конфликты с учителями и друзьями, период адаптации. Эффективность совладания с подобными неблагоприятными факторами во многом зависит от уровня развития у молодежи волевой саморегуляции и самообладания. Способность человека сознательно управлять своим поведением в различных ситуациях, вызывающих состояние стресса, может являться фактором, снижающим риск суицидального поведения.

 

В данной работе использованы следующие определения форм суицидального поведения:

Суицид – (от лат. – sui caedere – убивать себя) – преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.

Суицидальное поведение – это комплекс действий, направленных на осмысленное осуществление стремления уйти из жизни, иными словами - совершение самоубийства.

Истинный суицид – это, как правило, хорошо спланированное мероприятие, цель которого – любой ценой лишить себя жизни вне зависимости от мнения и реакции родных, близких, друзей и т. д.

Демонстративный суицид – это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, возмездие за обиду, несправедливость.

Самообладание – способность человека осуществлять деятельность в дезорганизующих ее ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу. В самообладании проявляется сознательно-волевая организация психических процессов, регулирующих эту деятельность. Самообладание – показатель эмоциональной и социальной зрелости личности.

 

Задачи исследования:

1.    Определить степень выраженности у подростков двух основных форм суицида: истинный суицид, демонстративный суицид.

2.    Выявить уровень самообладания у молодежи по методике «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана.

3.    Определить характер взаимосвязи между способностью к самообладанию и риском суицидального поведения у молодежи.

4.    Интерпретировать данные эмпирического исследования.

 

Методический инструментарий:

1.    Патохарактерологический опросник личности А.Е. Личко.

2.    «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана.

3.    Первичные данные исследования подвергались математико-статистической обработке.

 

Количество испытуемых: 149 человек от 15 до 23 лет.

 

Полученные результаты:

1. По методике Е.А. Личко суицид может подразделяться на истинный и демонстративный.

По данным исследования у 44% учащихся выявлен истинный суицидальный риск; демонстративный суицидальный риск выявлен у 34% учащихся; у 22% учащихся отсутствует суицидальный риск (рисунок 1).


     

Рисунок 1. Виды суицидального риска среди учащихся

 

 

2. По методике А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана высокий уровень самообладания выявлен у 76% учащихся; у 24% учащихся выявлен низкий уровень самообладания (рисунок 2).


    

Рисунок 2. Уровень самообладания у учащихся

          Дополнительные результаты:

1.    Обнаружена положительная взаимосвязь показателей «риск суицидального поведения» и «дезадаптация». Это значит, что с возрастанием социальной дезадаптации увеличивается риск суицидального поведения. Данный результат можно объяснить высокой значимостью социума в жизни подростка. Трудности адаптации, отвержение социумом переживаются болезненно, и способствуют формированию риска суицидального поведения. 

2.    Обнаружена положительная взаимосвязь показателей «эмансипация» и «дезадаптация». С увеличением уровня эмансипации растет уровень дезадаптации. Можно предположить, что отделение от родителей и выход из социальной группы «семья» приводит подростка к чувству дезадаптации и оторванности от социума.

3.    Обнаружена отрицательная связь показателей «волевая саморегуляция» и «депрессия». Чем более выражена склонность к депрессии, тем менее выражена волевая саморегуляция и наоборот. А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана описывают лиц с низким уровнем волевой саморегуляции как чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых и неуверенных в себе. Данные качества могут способствовать возникновению депрессии.

ВЫВОДЫ:

1.    Риск истинного суицидального поведения выявлен у 44% опрошенных. Риск демонстративного суицидального поведения выявлен у 34% опрошенных. Всего – 78 %. 

2.    Высокий уровень самообладания выявлен у 76% учащихся; у 24% учащихся выявлен низкий уровень самообладания.

3.    Взаимосвязь между риском суицидального поведения и уровнем самообладания не обнаружена. Эти данные говорят о том, что способность сознательно управлять своим поведением в дезорганизующих ситуациях не является фактором, помогающим студентам справиться с трудными жизненными обстоятельствами, которые могут привести к суициду.

4.    Чем более выражена склонность к депрессии, тем менее выражена волевая саморегуляция и наоборот. Лица с низким уровнем волевой саморегуляции –чувствительны, эмоционально неустойчивы, ранимы, и неуверенны в себе. Данные качества могут способствовать возникновению депрессии. 


Задать вопрос специалисту
г. Новосибирск, ул. Кутателадзе, 16
(383) 204-90-73
(383) 204-90-78
×
Заказать звонок
Заказать звонок