Взаимосвязь риска суицидального поведения и самообладания
у молодежи
Цель исследования: Выявление связи между способностью к самообладанию и риском суицидального поведения у молодежи.
Объект исследования: Риск суицидального поведения у молодежи.
Предмет исследования: Характер взаимосвязи между риском суицидального поведения и способностью к самообладанию у молодежи.
Пояснительная записка: Период обучения в вузах и ссузах всегда сопряжен с трудностями, которые могут привести к возникновению стрессовых состояний. Среди таких трудностей можно отметить высокий уровень психических и физических нагрузок, дефицит времени, конфликты с учителями и друзьями, период адаптации. Эффективность совладания с подобными неблагоприятными факторами во многом зависит от уровня развития у молодежи волевой саморегуляции и самообладания. Способность человека сознательно управлять своим поведением в различных ситуациях, вызывающих состояние стресса, может являться фактором, снижающим риск суицидального поведения.
В данной работе использованы следующие определения форм суицидального поведения:
Суицид – (от лат. – sui caedere – убивать себя) – преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.
Суицидальное поведение – это комплекс действий, направленных на осмысленное осуществление стремления уйти из жизни, иными словами - совершение самоубийства.
Истинный суицид – это, как правило, хорошо спланированное мероприятие, цель которого – любой ценой лишить себя жизни вне зависимости от мнения и реакции родных, близких, друзей и т. д.
Демонстративный суицид – это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, возмездие за обиду, несправедливость.
Самообладание – способность человека осуществлять деятельность в дезорганизующих ее ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу. В самообладании проявляется сознательно-волевая организация психических процессов, регулирующих эту деятельность. Самообладание – показатель эмоциональной и социальной зрелости личности.
Задачи исследования:
1. Определить степень выраженности у подростков двух основных форм суицида: истинный суицид, демонстративный суицид.
2. Выявить уровень самообладания у молодежи по методике «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана.
3. Определить характер взаимосвязи между способностью к самообладанию и риском суицидального поведения у молодежи.
4. Интерпретировать данные эмпирического исследования.
Методический инструментарий:
1. Патохарактерологический опросник личности А.Е. Личко.
2. «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана.
3. Первичные данные исследования подвергались математико-статистической обработке.
Количество испытуемых: 149 человек от 15 до 23 лет.
Полученные результаты:
1. По методике Е.А. Личко суицид может подразделяться на истинный и демонстративный.
По данным исследования у 44% учащихся выявлен истинный суицидальный риск; демонстративный суицидальный риск выявлен у 34% учащихся; у 22% учащихся отсутствует суицидальный риск (рисунок 1).
Рисунок 1. Виды суицидального риска среди учащихся
2. По методике А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана высокий уровень самообладания выявлен у 76% учащихся; у 24% учащихся выявлен низкий уровень самообладания (рисунок 2).
Рисунок 2. Уровень самообладания у учащихся
Дополнительные результаты:
1. Обнаружена положительная взаимосвязь показателей «риск суицидального поведения» и «дезадаптация». Это значит, что с возрастанием социальной дезадаптации увеличивается риск суицидального поведения. Данный результат можно объяснить высокой значимостью социума в жизни подростка. Трудности адаптации, отвержение социумом переживаются болезненно, и способствуют формированию риска суицидального поведения.
2. Обнаружена положительная взаимосвязь показателей «эмансипация» и «дезадаптация». С увеличением уровня эмансипации растет уровень дезадаптации. Можно предположить, что отделение от родителей и выход из социальной группы «семья» приводит подростка к чувству дезадаптации и оторванности от социума.
3. Обнаружена отрицательная связь показателей «волевая саморегуляция» и «депрессия». Чем более выражена склонность к депрессии, тем менее выражена волевая саморегуляция и наоборот. А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана описывают лиц с низким уровнем волевой саморегуляции как чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых и неуверенных в себе. Данные качества могут способствовать возникновению депрессии.
ВЫВОДЫ:
1. Риск истинного суицидального поведения выявлен у 44% опрошенных. Риск демонстративного суицидального поведения выявлен у 34% опрошенных. Всего – 78 %.
2. Высокий уровень самообладания выявлен у 76% учащихся; у 24% учащихся выявлен низкий уровень самообладания.
3. Взаимосвязь между риском суицидального поведения и уровнем самообладания не обнаружена. Эти данные говорят о том, что способность сознательно управлять своим поведением в дезорганизующих ситуациях не является фактором, помогающим студентам справиться с трудными жизненными обстоятельствами, которые могут привести к суициду.
4. Чем более выражена склонность к депрессии, тем менее выражена волевая саморегуляция и наоборот. Лица с низким уровнем волевой саморегуляции –чувствительны, эмоционально неустойчивы, ранимы, и неуверенны в себе. Данные качества могут способствовать возникновению депрессии.