Меню Заказать звонок

Взаимосвязь психического состояния подростков с проявлениями нарушений поведения

Цель исследования: Определение взаимосвязи психического состояния подростков с проявлениями нарушений поведения.
Исполнитель: МБУ Центр психолого-педагогической помощи молодежи «Радуга»
Время проведения: Исследование проводилось в СОШ Советского района города Новосибирска в 2020 г.
Объект исследования: проявления нарушений поведения у подростков.
Предмет исследования: психическое состояние подростков с проявлениями нарушений поведения.
Гипотеза: Существует прямая связь между психическим состоянием и нарушением поведения у подростков.

Пояснительная записка:
В современном обществе мы каждый день сталкиваемся с большим спектром проявления социально нежелательного поведения, которое проявляется в агрессии, вредных привычках, противозаконных действиях. Все эти действия в психологии обозначаются как «нарушение поведения». Данное поведение является отклонением от принятых в нашем обществе социальных норм, правил поведения. Разного рода нарушения поведения оказывают прямое воздействие на интеллектуальные способности подростка и его познавательную сферу.
Нарушение поведения подростков чаще всего обусловливается психическим состоянием, возникающем в результате трудностей осознания собственных потребностей, неумения регулировать свое эмоциональное состояние, несформированности адекватной самооценки, отсутствия способов удовлетворения собственных потребностей при взаимодействии с окружающими.

В данной работе использованы следующие определения:
Нарушение поведения – поведение, которое противоречит социальным нормам общества.
Демонстративность – навязчивое желание привлечь к себе внимание, которое выражается во внешних проявлениях эмоциональности и выразительных действиях и поступках. Зачастую имеющее проявление в «шантаже», «истероидном выпячивании трудностей», демонстративном суицидальном поведении, которое переживается человеком как «крик о помощи».
Аффективность – доминирование эмоциональной сферы над интеллектуальной в оценке ситуации.
Уникальность – восприятие себя, сложившейся ситуации, как неповторимой, отличающейся от других, которая подразумевает исключительный варианты выхода, в частности, суицид.
Несостоятельность – неспособность решить жизненные задачи, склонность демонстрировать свою неполноценность в сложившихся ситуациях.
Социальный пессимизм – восприятие мира как враждебного, который не соответствует представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими.
Слом культурных барьеров – поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение, а в некоторых случаях делающих его привлекательным за счет подражания суицидальным моделям поведения из литературы и кино.
Максимализм – крайность в требованиях и взглядах. Точка зрения, согласно которой человек признаёт только что-то конкретное, крайнее, чрезмерное.
Временная перспектива – неумение планировать будущее. Это может быть следствием фиксации на текущих проблемах, чувства неразрешимости, страх неудач и поражений в будущем.
Антисуицидальный фактор – сформированность положительных жизненных установок, психологические особенности человека, которые препятствуют осуществлению суицидальных намерений.
Психическое состояние – своеобразие психической деятельности индивида, обусловленное содержанием и условиями его деятельности, личностным отношением к этой деятельности.
Тревожность – эмоциональное состояние, имеющее негативный оттенок; способность человека испытывать состояние тревоги, связанное с возникновением переживаний в различных ситуациях.
Фрустрация – состояние реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения актуальных потребностей.
Агрессивность – предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему.
Ригидность – неспособность приспосабливаться к неожиданным изменениям окружающей среды.

Задачи исследования:
1. Определить актуальное психическое состояние подростков.
2. Выявить наличие проявлений нарушений поведения.
3. Определить характер взаимосвязи психического состояния подростков с проявлениями нарушений поведения.

Методический инструментарий: опросник суицидального риска Т.Н. Разуваевой и самооценка психических состояний Г.Ю. Айзенка.

Количество испытуемых: 208 человек в возрасте от 13 до 18 лет, из них: 95 девушек и 113 юношей.

Полученные результаты:
1. Психическое состояние подростков
Из результатов полученного исследования стоит отметить, что только 38 испытуемых из 208 имеют повышенный уровень психических состояний: у 7 человек (18%) высокий уровень тревожности, у 6 (16%) человек высокий уровень фрустрации, у 14 человек (37%) высокий уровень агрессии и у 11 человек (29%) высокий уровень ригидности. В процентном соотношении результаты представлены на рисунке 1.


Рисунок 1.  Психическое состояние подростков

Слободчиков В. И. писал о том, что подростковый возраст сопровождают бурные изменения как в анатомии, так и в физиологии. Это связанно с тем, что у подростка идет активный рост, увеличение массы тела, интенсивный рост скелета, половое созревание и существенное изменение гормонального баланса организма. В связи с этим у подростка может появиться чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессивное состояние, чувство неловкости, излишней обеспокоенности по поводу своего внешнего вида, роста и т.п.

2. Риск нарушений поведения у подростков
По результатам исследования риск нарушений поведения обнаружен у 29 (13,9%) подростков из 208, а у 179 (86,1%) – риск не выявлен. Результаты представлены на рисунке 2.


Рисунок 2. Риск нарушений поведения у учащихся

В подростковом возрасте происходят значительные изменения в психике, которые создают риск возникновения нарушений поведения из-за незрелости личности и отсутствия жизненного опыта. Факторами возникновения такого поведения служат:

Реакция эмансипации – потребность в независимости и самостоятельности, протест против установленных правил и порядков, стремление к самоутверждению. Это связано с желанием освободиться от опеки и контроля взрослых.

Реакция группирования со сверстниками – стремление к сплоченности и объединению со сверстниками. Поиск интересов и новых ощущений в кругу коллектива.

Реакция увлечения (хобби-реакция) – способ общения, самовыражения и идентификации с себе подобными, средство достижения статуса в своей среде. 

Реакция оппозиции – протест против чрезмерных требований, предъявляемых к подростку; может быть следствием уменьшения внимания со стороны взрослых, родителей или близких лиц. Данная реакция имеет негативное проявление в виде: от прогулов в школе и побегов из дому до кражи и попыток самоубийства.

Реакция имитации – подражании определенному лицу. Она может быть как положительной направленности, так и отрицательной. Проявляется в поведении, которое строится как противоположное образцу.

Реакция компенсации – неудачи в одной области подросток стремится восполнить успехами в другой, которые не всегда могут быть одобряемы со стороны взрослых.

Реакция гиперкомпенсации – стремление добиться успехов и признания в той области, где подросток не является успешным.

Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением – сексуальные фантазии, рассуждения на тему секса, увлечения эротической литературой, фильмами, различные формы сексуальной активности.

Реакции, связанные с повышенным вниманием к своей внешности – направленность на внешность и физическое развитие, где часто наблюдается болезненное отношение к реальным или кажущимся отклонениям от нормы, в результате чего возникают беспокойство и неуверенность.

Реакции, обусловленные формированием самосознания – осознание своей индивидуальности, становление устойчивого образа собственного «Я». Характерен интерес к своему внутреннему миру, осознание своей особенности.

  3. Взаимосвязь психического состояния подростков с проявлениями нарушений поведения

Для выявления взаимосвязи психического состояния подростков с проявлениями нарушений поведения был применён метод корреляционного анализа (критерий ранговой корреляции rs-Спирмена). Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 1:

Таблица 1 – Корреляционная матрица показателей по методикам диагностики психического состояния и проявлений нарушения поведения у подростков


Проявления
нарушений
поведения
        Психические
состояния
Демонстративность (Д) Аффективность (А) Уникальность (У) Несостоятельность (Н) Социальный пессимизм (СП) Слом культурных барьеров (СКБ) Максимализм (М) Временная перспектива (ВП) Антисуицидальный фактор (АФ)
Тревожность 0,316(**) 0,578(**) 0,405(**) 0,550(**) 0,325(**) -0,034 0,345(**) 0,479(**) 0,400(**)
Фрустранция 0,385(**) 0,579(**) 0,438(**) 0,547(**) 0,303(**) 0,051 0,379(**) 0,522(**) 0,334(**)
Агрессивность 0,258(**) 0,475(**) 0,279(**) 0,244(**) 0,286(**) -0,101 0,151(*) 0,177(*) 0,180(**)
Ригидность 0,386(**) 0,536(**) 0,422(**) 0,438(**) 0,347(**) -0,028 0,367(**) 0,389(**) 0,335(**)
1 * – связи значимы с вероятностью допущения ошибки не более, чем 5% (р≤0,05);
2 ** – связи значимы с вероятностью допущения ошибки не более, чем 1% (р≤0,01).

Получены следующие положительные взаимосвязи: 


Демонстративность (Д) и тревожность. Это обусловлено тем, что чем выше склонность к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, тем больше вероятность проявление демонстративного поведения, которое проявляется в желании привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания.
Демонстративность (Д) и фрустрация. При психическом состоянии, вызванного неуспехом в удовлетворении своих потребностей и желаний появляется необходимость достичь результата через вызывающее поведение, которое поможет обратить на себя и свои нужды внимание.
Демонстративность (Д) и агрессивность. Данная взаимосвязь проявляется в форме демонстрации превосходства в силе по отношению к другому человеку или иному социальному объекту.
Демонстративность (Д) и ригидность. Повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений является демонстрацией того, что для человека важно его собственное мнение, которое было сформировано в течение продолжительного времени.
Аффективность (А) и тревожность. В периоды повышения тревожности возникает доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации, вследствие чего происходит эмоциональная реакция на происходящее без логических обоснований.
Аффективность (А) и фрустрация. Человек, подверженный фрустрации, может чувствовать себя подавленным, проявлять озлобленность и агрессию к окружающим. Состояние долгого напряжения без эмоциональной разрядки может завершиться бурным эмоциональным всплеском. 
Аффективность (А) и агрессивность. Аффективное поведение является одним из факторов в процессе формирования агрессивного поведения. Так, ситуативный немотивированный агрессивный поступок рассматривается как совершенное деяние в аффективном состоянии.
Аффективность (А) и ригидность. Проявляется в склонности к «застреванию» на отрицательно окрашенных переживаниях, фиксирующихся на психотравмирующих обстоятельствах; преобладании опосредованных форм поведения; стремлении контролировать свои эмоциональные проявления, высказывания и действия.
Уникальность (У) и тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. При восприятии себя, ситуации и, возможно, собственной жизни в целом как явлении исключительном, любое эмоциональное проявление, ситуация, возникшая в жизни человека, подразумевает исключительные варианты выхода, в частности, суицид.
Несостоятельность (Н) и тревожность. В состоянии тревоги, возникшей вследствие ситуации, которая уже произошла, происходит сейчас, или будет происходить, у человека формируется представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности.
Несостоятельность (Н) и фрустрация. Фрустрация проявляется в склонности пребывать в крайней неудовлетворённости, разочаровании, гневе, раздражении, испытывать чувство безысходности и гнетущего напряжения из-за невозможности удовлетворить значимые потребности, несовпадения желания с возможностями.
Несостоятельность (Н) и агрессивность. Несостоятельность и растерянность перед реальными проблемами и вызовами несет в себе один из источников агрессивности. Человек, не зная и не понимая, что с ним происходит, что он может сделать, чтобы защитить себя и близких, становится агрессивным.
Несостоятельность (Н) и ригидность. При неспособности изменить выбранную точку зрения, способ действия, оценку ситуации человек ощущает свою несостоятельность, неспособность понять происходящее и разглядеть картину возможностей, открывающихся в будущем.
Социальный пессимизм (СП) и тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Отрицательная концепция окружающего мира, восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими, вызывают агрессивное поведение, тревожность о настоящем и будущем, разочарование, раздражение и тревогу в отношении удовлетворения своих потребностей.
Максимализм (М) и тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Крайность в каких-либо требованиях, во взглядах, подходе к решению определенных проблем, проявляющаяся в бескомпромиссности в выборе мер, действий, призванных максимально приблизить поставленную цель, характеризуется нестандартным восприятием окружающей действительности и критичным отношением к самому себе.
Временная перспектива (ВП) и тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Невозможность конструктивного планирования будущего вызывает большой спектр эмоций, к которым относятся агрессия по отношению к себе в связи с неумением расставляться приоритеты, тревожность за себя и свое будущее.
Антисуицидальный фактор (АФ) и тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Антисуицидальные факторы личности – это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологических особенностей человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений. К ним относятся: эмоциональная привязанность к значимым родным и близким, выраженное чувство долга, боязнь причинения себе физического ущерба, учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представление о негативности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения, психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности, наличие актуальных жизненных ценностей, целей, планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни, негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства. 


  ВЫВОДЫ
1. 18,3% учащихся имеют повышенный уровень таких психических состояний, как тревога, фрустрация, агрессивность и ригидность.
2.  Риск развития нарушений поведения обнаружен у 13,9% учащихся.
3. Выявлена значимая положительная взаимосвязь психических состояний подростков (тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность) с проявлениями нарушений поведения (демонстративность, аффективность, уникальность, несостоятельность, социальный пессимизм, максимализм, временная перспектива), крайними вариантами которых является суицидальное поведение.
4. Психические состояния, характерные для подростков, имеют прямую взаимосвязь с жизненными установками, препятствующими осуществлению суицидальных намерений.


Направления работы по профилактике нарушений поведения подростков:
1. Работа с подростками:


2. Работа с родителями и педагогами:


Задать вопрос специалисту
г. Новосибирск, ул. Кутателадзе, 16
(383) 204-90-73
(383) 204-90-78
×
Заказать звонок
Заказать звонок