Взаимосвязь психического состояния подростков с проявлениями нарушений поведения
Цель исследования: Определение взаимосвязи психического состояния подростков с проявлениями нарушений поведения.
Исполнитель: МБУ Центр психолого-педагогической помощи молодежи «Радуга»
Время проведения: Исследование проводилось в СОШ Советского района города Новосибирска в 2020 г.
Объект исследования: проявления нарушений поведения у подростков.
Предмет исследования: психическое состояние подростков с проявлениями нарушений поведения.
Гипотеза: Существует прямая связь между психическим состоянием и нарушением поведения у подростков.
Пояснительная записка:
В современном обществе мы каждый день сталкиваемся с большим спектром проявления социально нежелательного поведения, которое проявляется в агрессии, вредных привычках, противозаконных действиях. Все эти действия в психологии обозначаются как «нарушение поведения». Данное поведение является отклонением от принятых в нашем обществе социальных норм, правил поведения. Разного рода нарушения поведения оказывают прямое воздействие на интеллектуальные способности подростка и его познавательную сферу.
Нарушение поведения подростков чаще всего обусловливается психическим состоянием, возникающем в результате трудностей осознания собственных потребностей, неумения регулировать свое эмоциональное состояние, несформированности адекватной самооценки, отсутствия способов удовлетворения собственных потребностей при взаимодействии с окружающими.
В данной работе использованы следующие определения:
Нарушение поведения – поведение, которое противоречит социальным нормам общества.
Демонстративность – навязчивое желание привлечь к себе внимание, которое выражается во внешних проявлениях эмоциональности и выразительных действиях и поступках. Зачастую имеющее проявление в «шантаже», «истероидном выпячивании трудностей», демонстративном суицидальном поведении, которое переживается человеком как «крик о помощи».
Аффективность – доминирование эмоциональной сферы над интеллектуальной в оценке ситуации.
Уникальность – восприятие себя, сложившейся ситуации, как неповторимой, отличающейся от других, которая подразумевает исключительный варианты выхода, в частности, суицид.
Несостоятельность – неспособность решить жизненные задачи, склонность демонстрировать свою неполноценность в сложившихся ситуациях.
Социальный пессимизм – восприятие мира как враждебного, который не соответствует представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими.
Слом культурных барьеров – поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение, а в некоторых случаях делающих его привлекательным за счет подражания суицидальным моделям поведения из литературы и кино.
Максимализм – крайность в требованиях и взглядах. Точка зрения, согласно которой человек признаёт только что-то конкретное, крайнее, чрезмерное.
Временная перспектива – неумение планировать будущее. Это может быть следствием фиксации на текущих проблемах, чувства неразрешимости, страх неудач и поражений в будущем.
Антисуицидальный фактор – сформированность положительных жизненных установок, психологические особенности человека, которые препятствуют осуществлению суицидальных намерений.
Психическое состояние – своеобразие психической деятельности индивида, обусловленное содержанием и условиями его деятельности, личностным отношением к этой деятельности.
Тревожность – эмоциональное состояние, имеющее негативный оттенок; способность человека испытывать состояние тревоги, связанное с возникновением переживаний в различных ситуациях.
Фрустрация – состояние реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения актуальных потребностей.
Агрессивность – предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему.
Ригидность – неспособность приспосабливаться к неожиданным изменениям окружающей среды.
Задачи исследования:
1. Определить актуальное психическое состояние подростков.
2. Выявить наличие проявлений нарушений поведения.
3. Определить характер взаимосвязи психического состояния подростков с проявлениями нарушений поведения.
Методический инструментарий: опросник суицидального риска Т.Н. Разуваевой и самооценка психических состояний Г.Ю. Айзенка.
Количество испытуемых: 208 человек в возрасте от 13 до 18 лет, из них: 95 девушек и 113 юношей.
Полученные результаты:
1. Психическое состояние подростков
Из результатов полученного исследования стоит отметить, что только 38 испытуемых из 208 имеют повышенный уровень психических состояний: у 7 человек (18%) высокий уровень тревожности, у 6 (16%) человек высокий уровень фрустрации, у 14 человек (37%) высокий уровень агрессии и у 11 человек (29%) высокий уровень ригидности. В процентном соотношении результаты представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Психическое состояние подростков
Слободчиков В. И. писал о том, что подростковый возраст сопровождают бурные изменения как в анатомии, так и в физиологии. Это связанно с тем, что у подростка идет активный рост, увеличение массы тела, интенсивный рост скелета, половое созревание и существенное изменение гормонального баланса организма. В связи с этим у подростка может появиться чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессивное состояние, чувство неловкости, излишней обеспокоенности по поводу своего внешнего вида, роста и т.п.
2. Риск нарушений поведения у подростков
По результатам исследования риск нарушений поведения обнаружен у 29 (13,9%) подростков из 208, а у 179 (86,1%) – риск не выявлен. Результаты представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Риск нарушений поведения у учащихся
В подростковом возрасте происходят значительные изменения в психике, которые создают риск возникновения нарушений поведения из-за незрелости личности и отсутствия жизненного опыта. Факторами возникновения такого поведения служат:
Реакция эмансипации – потребность в независимости и самостоятельности, протест против установленных правил и порядков, стремление к самоутверждению. Это связано с желанием освободиться от опеки и контроля взрослых.
Реакция группирования со сверстниками – стремление к сплоченности и объединению со сверстниками. Поиск интересов и новых ощущений в кругу коллектива.
Реакция увлечения (хобби-реакция) – способ общения, самовыражения и идентификации с себе подобными, средство достижения статуса в своей среде.
Реакция оппозиции – протест против чрезмерных требований, предъявляемых к подростку; может быть следствием уменьшения внимания со стороны взрослых, родителей или близких лиц. Данная реакция имеет негативное проявление в виде: от прогулов в школе и побегов из дому до кражи и попыток самоубийства.
Реакция имитации – подражании определенному лицу. Она может быть как положительной направленности, так и отрицательной. Проявляется в поведении, которое строится как противоположное образцу.
Реакция компенсации – неудачи в одной области подросток стремится восполнить успехами в другой, которые не всегда могут быть одобряемы со стороны взрослых.
Реакция гиперкомпенсации – стремление добиться успехов и признания в той области, где подросток не является успешным.
Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением – сексуальные фантазии, рассуждения на тему секса, увлечения эротической литературой, фильмами, различные формы сексуальной активности.
Реакции, связанные с повышенным вниманием к своей внешности – направленность на внешность и физическое развитие, где часто наблюдается болезненное отношение к реальным или кажущимся отклонениям от нормы, в результате чего возникают беспокойство и неуверенность.
Реакции, обусловленные формированием самосознания – осознание своей индивидуальности, становление устойчивого образа собственного «Я». Характерен интерес к своему внутреннему миру, осознание своей особенности.
3. Взаимосвязь психического состояния подростков с проявлениями нарушений поведения
Для выявления взаимосвязи психического состояния подростков с проявлениями нарушений поведения был применён метод корреляционного анализа (критерий ранговой корреляции rs-Спирмена). Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 1:
Таблица 1 – Корреляционная матрица показателей по методикам диагностики психического состояния и проявлений нарушения поведения у подростков
Проявления нарушений поведения Психические состояния |
Демонстративность (Д) | Аффективность (А) | Уникальность (У) | Несостоятельность (Н) | Социальный пессимизм (СП) | Слом культурных барьеров (СКБ) | Максимализм (М) | Временная перспектива (ВП) | Антисуицидальный фактор (АФ) |
Тревожность | 0,316(**) | 0,578(**) | 0,405(**) | 0,550(**) | 0,325(**) | -0,034 | 0,345(**) | 0,479(**) | 0,400(**) |
Фрустранция | 0,385(**) | 0,579(**) | 0,438(**) | 0,547(**) | 0,303(**) | 0,051 | 0,379(**) | 0,522(**) | 0,334(**) |
Агрессивность | 0,258(**) | 0,475(**) | 0,279(**) | 0,244(**) | 0,286(**) | -0,101 | 0,151(*) | 0,177(*) | 0,180(**) |
Ригидность | 0,386(**) | 0,536(**) | 0,422(**) | 0,438(**) | 0,347(**) | -0,028 | 0,367(**) | 0,389(**) | 0,335(**) |
1 * – связи значимы с вероятностью допущения ошибки не более, чем 5% (р≤0,05); 2 ** – связи значимы с вероятностью допущения ошибки не более, чем 1% (р≤0,01). |
Получены следующие положительные взаимосвязи:
Демонстративность (Д) и тревожность. Это обусловлено тем, что чем выше склонность к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, тем больше вероятность проявление демонстративного поведения, которое проявляется в желании привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания.
Демонстративность (Д) и фрустрация. При психическом состоянии, вызванного неуспехом в удовлетворении своих потребностей и желаний появляется необходимость достичь результата через вызывающее поведение, которое поможет обратить на себя и свои нужды внимание.
Демонстративность (Д) и агрессивность. Данная взаимосвязь проявляется в форме демонстрации превосходства в силе по отношению к другому человеку или иному социальному объекту.
Демонстративность (Д) и ригидность. Повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений является демонстрацией того, что для человека важно его собственное мнение, которое было сформировано в течение продолжительного времени.
Аффективность (А) и тревожность. В периоды повышения тревожности возникает доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации, вследствие чего происходит эмоциональная реакция на происходящее без логических обоснований.
Аффективность (А) и фрустрация. Человек, подверженный фрустрации, может чувствовать себя подавленным, проявлять озлобленность и агрессию к окружающим. Состояние долгого напряжения без эмоциональной разрядки может завершиться бурным эмоциональным всплеском.
Аффективность (А) и агрессивность. Аффективное поведение является одним из факторов в процессе формирования агрессивного поведения. Так, ситуативный немотивированный агрессивный поступок рассматривается как совершенное деяние в аффективном состоянии.
Аффективность (А) и ригидность. Проявляется в склонности к «застреванию» на отрицательно окрашенных переживаниях, фиксирующихся на психотравмирующих обстоятельствах; преобладании опосредованных форм поведения; стремлении контролировать свои эмоциональные проявления, высказывания и действия.
Уникальность (У) и тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. При восприятии себя, ситуации и, возможно, собственной жизни в целом как явлении исключительном, любое эмоциональное проявление, ситуация, возникшая в жизни человека, подразумевает исключительные варианты выхода, в частности, суицид.
Несостоятельность (Н) и тревожность. В состоянии тревоги, возникшей вследствие ситуации, которая уже произошла, происходит сейчас, или будет происходить, у человека формируется представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности.
Несостоятельность (Н) и фрустрация. Фрустрация проявляется в склонности пребывать в крайней неудовлетворённости, разочаровании, гневе, раздражении, испытывать чувство безысходности и гнетущего напряжения из-за невозможности удовлетворить значимые потребности, несовпадения желания с возможностями.
Несостоятельность (Н) и агрессивность. Несостоятельность и растерянность перед реальными проблемами и вызовами несет в себе один из источников агрессивности. Человек, не зная и не понимая, что с ним происходит, что он может сделать, чтобы защитить себя и близких, становится агрессивным.
Несостоятельность (Н) и ригидность. При неспособности изменить выбранную точку зрения, способ действия, оценку ситуации человек ощущает свою несостоятельность, неспособность понять происходящее и разглядеть картину возможностей, открывающихся в будущем.
Социальный пессимизм (СП) и тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Отрицательная концепция окружающего мира, восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими, вызывают агрессивное поведение, тревожность о настоящем и будущем, разочарование, раздражение и тревогу в отношении удовлетворения своих потребностей.
Максимализм (М) и тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Крайность в каких-либо требованиях, во взглядах, подходе к решению определенных проблем, проявляющаяся в бескомпромиссности в выборе мер, действий, призванных максимально приблизить поставленную цель, характеризуется нестандартным восприятием окружающей действительности и критичным отношением к самому себе.
Временная перспектива (ВП) и тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Невозможность конструктивного планирования будущего вызывает большой спектр эмоций, к которым относятся агрессия по отношению к себе в связи с неумением расставляться приоритеты, тревожность за себя и свое будущее.
Антисуицидальный фактор (АФ) и тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Антисуицидальные факторы личности – это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологических особенностей человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений. К ним относятся: эмоциональная привязанность к значимым родным и близким, выраженное чувство долга, боязнь причинения себе физического ущерба, учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представление о негативности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения, психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности, наличие актуальных жизненных ценностей, целей, планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни, негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.
ВЫВОДЫ
1. 18,3% учащихся имеют повышенный уровень таких психических состояний, как тревога, фрустрация, агрессивность и ригидность.
2. Риск развития нарушений поведения обнаружен у 13,9% учащихся.
3. Выявлена значимая положительная взаимосвязь психических состояний подростков (тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность) с проявлениями нарушений поведения (демонстративность, аффективность, уникальность, несостоятельность, социальный пессимизм, максимализм, временная перспектива), крайними вариантами которых является суицидальное поведение.
4. Психические состояния, характерные для подростков, имеют прямую взаимосвязь с жизненными установками, препятствующими осуществлению суицидальных намерений.
Направления работы по профилактике нарушений поведения подростков:
1. Работа с подростками:
- создание условий для развития творческих способностей подростка (кружки, спортивные секции и др.);
- вовлечение учащихся в активную общественную работу;
- психологическая помощь по профилактике нарушений поведения.
2. Работа с родителями и педагогами:
- психологическое просвещение, повышение психолого-педагогической культуры родителей;
- разработка совместных мер профилактической работы, основанных на сотрудничестве и взаимодействии;
- формирование у педагогов навыков конструктивного взаимодействия с подростками, имеющими нарушения поведения;
- коррекция отношения педагога к ребенку, рекомендации по расширению методов работы с подростками, активное использование методики позитивного стимулирования ребенка, снятие психологических перегрузок ребенка;
- работа по созданию благоприятного психологического климата в школьных коллективах.