Цель исследования: выявление особенностей взаимосвязи социально-психологической адаптации с коммуникативными и организаторскими склонностями студенческой молодежи.
Заказчик: ОДМК и С.
Время проведения: март 2016 г.
Исполнитель: Кутузова Дарья Вячеславовна, педагог-психолог первой квалификационной категории муниципального бюджетного учреждения города Новосибирска Центр психолого-педагогической помощи молодежи «Радуга».
Актуальность нашей работы обусловлена тем, что в условиях обучения в образовательных учреждениях социально-психологическая адаптация учащихся требует развития коммуникативных и организаторских способностей и склонностей. Общительность, доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, активность, самообладание, организованность, вежливость и многое другое являются факторами, обеспечивающими успешность включения учащегося в новую социальную среду, каковой и является учебное заведение. От развития коммуникативных способностей зависит не только эффективность коммуникаций в период обучения, но и продуктивность взаимодействия с другими людьми в сфере профессиональной деятельности.
Объект исследования: социально-психологическая адаптация.
Предмет исследования: коммуникативные и организаторские склонности.
Теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме позволил сформулировать гипотезу: существуют особенности взаимосвязи между социально-психологической адаптацией и коммуникативными и организаторскими склонностями личности.
Исходя из цели и гипотезы исследования, в работе были поставлены следующие задачи:
1. Выявить взаимосвязь между социально-психологической адаптацией и коммуникативными и организаторскими склонностями личности.
2. Интерпретировать данные эмпирического исследования.
В работе использовались следующие методики:
1. Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) В.В. Синявского и В.А. Федорошина.
2. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд.
Выборку исследования составили студенты первого курса Высшего колледжа информатики Новосибирского государственного университета. Всего в исследовании приняли участие 100 человек (79 юношей и 21 девушка) в возрасте от 15 до 18 лет.
Исследование проводилось в рамках реализации проекта «Мир возможностей».
Описание исследования:
На первом этапе эмпирического исследования была проведена диагностика исследуемой выборки.
Следующим этапом эмпирического исследования стало выявление взаимосвязи социально-психологической адаптации с коммуникативными и организаторскими склонностями. Для этого был проведен корреляционный анализ Спирмена, визуализация полученных взаимосвязей и их анализ по матрице интеркорреляций.
По результатам корреляционного анализа Спирмена и на основании матрицы интеркорреляций была построена корреляционная плеяда для экспериментальной группы. Результаты исследования представлены в таблице 1 и на рисунке 1 и 2.
Таблица 1 – Результаты исследования взаимосвязи социально-психологической адаптации с коммуникативными и организаторскими склонностями студенческой молодежи
Параметры |
Коммуникативные склонности |
Организаторские склонности |
1.адаптивность |
r=0,523** |
r=0,606** |
2.дезадаптивность |
r= - 0,486** |
r= - 0,432** |
3.принятие себя |
r=0,579** |
r=0,562** |
4.непринятие себя |
r= - 0,442** |
r= - 0,350** |
5.принятие других |
r=0,538** |
r=0,426** |
6.непринятие других |
r= - 0,564** |
r= - 0,402** |
7.эмоциональный комфорт |
r=0,391** |
r=0,514** |
8.эмоциональный дискомфорт |
r= - 0,443** |
r= - 0,422** |
9.внутренний контроль |
— |
r=0,436** |
10.внешний контроль |
r= - 0,429** |
r= - 0,445 |
11.доминирование |
r=0,360** |
r=0,621 |
12.ведомость |
r= - 0,385** |
r= - 0,402 |
13.эскапизм |
r= - 0,254* |
r= - 0,239 |
Примечание: * – уровень значимости 0,05, ** – уровень значимости 0,01.
Условные обозначения: * – уровень значимости 0,05
** – уровень значимости 0,01
Рисунок 1 – Корреляционная плеяда по экспериментальной группе
Условные обозначения: * – уровень значимости 0,05
** – уровень значимости 0,01
Рисунок 2 – Корреляционная плеяда по экспериментальной группе
Корреляционный анализ переменных по экспериментальной группе показал положительные связи между параметрами «коммуникативные склонности» - «адаптивность» (r=0,523 при p=0,01) и «организаторские склонности» - «адаптивность» (r=0,606 при p=0,01). Это может свидетельствовать о том, что испытуемые, стремящиеся к контактам с другими людьми и испытывающие потребность в организаторской деятельности, способны успешно адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды, адекватно ориентироваться в затруднительных ситуациях.
Отрицательные взаимосвязи между показателями «коммуникативные склонности» - «дезадаптивность» (r=-0,486 при p=0,01), «организаторские склонности» - «дезадаптивность» (r=-0,432 при p=0,01) могут свидетельствовать об отсутствии способности гибко реагировать на изменяющиеся условия окружающей среды, связанной с трудностями в установлении контактов с людьми, ограничением испытуемыми новых знакомств, плохой ориентацией в незнакомых ситуациях, слабым проявлением инициативы в общественной деятельности.
Также были обнаружены значимые положительные связи между параметрами «коммуникативные склонности» - «принятие себя» (r=0,579 при p=0,01), «коммуникативные склонности» - «принятие других» (r=0,538 при p=0,01), «организаторские склонности» - «принятие себя» (r=0,562 при p=0,01), «организаторские склонности» - «принятие других» (r=0,426 при p=0,01). Вероятно, это говорит о том, что респонденты, обладающие высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских склонностей, во взаимодействии с другими людьми принимают их такими, какие они есть, не дают оценок, не стремятся к обвинениям и неконструктивной критике, а также принимают особенности своей личности, готовы к позитивным изменениям и саморазвитию.
Корреляционный анализ переменных также показал отрицательные взаимосвязи между параметрами «коммуникативные склонности» - «непринятие себя» (r=-0,442 при p=0,01), «коммуникативные склонности» - «непринятие других» (r=-0,564 при p=0,01), «организаторские склонности» - «непринятие себя» (r=-0,350 при p=0,01), «организаторские склонности» - «непринятие других» (r=-0,402 при p=0,01). Можно предположить, что молодые люди, нетерпимо относящиеся к недостаткам окружающих, негативно оценивающие чужие поступки, мысли, особенности, а также не принимающие некоторые стороны своей личности, во взаимодействии с другими людьми ограничиваются лишь формальными контактами, избегают проявления инициативы в общественной и социально значимой деятельности.
Анализ переменных показал положительные взаимосвязи между параметрами «коммуникативные склонности» - «эмоциональный комфорт» (r=0,391 при p=0,01), «организаторские склонности» - «эмоциональный комфорт» (r=0,514 при p=0,01). Вероятно, это свидетельствует о том, что уверенные в себе, оптимистичные и открыто выражающие свои чувства молодые люди быстро находят новых друзей, не теряются в новой и непривычной обстановке, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий.
Отрицательные взаимосвязи между параметрами «коммуникативные склонности» - «эмоциональный дискомфорт» (r=-0,443 при p=0,01), «организаторские склонности» - «эмоциональный дискомфорт» (r=-0,422 при p=0,01) могут говорить о том, что респонденты, испытывающие эмоциональный дискомфорт, выражающийся в переживании тревоги, беспокойства, страха, неуверенности в себе, подавленности, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, не отстаивают свое мнение, избегают принятия самостоятельных решений.
Положительная взаимосвязь между показателями «организаторские склонности» - «внутренний контроль» (r=0,436 при p=0,01) может говорить о стремлении испытуемых принимать самостоятельные решения в сложных жизненных ситуациях, обусловленном готовностью нести ответственность за собственную стратегию поведения.
Обнаружены отрицательные взаимосвязи между показателями «коммуникативные склонности» - «внешний контроль» (r=-0,429 при p=0,01), «организаторские склонности» - «внешний контроль» (r=-0,445 при p=0,01). Вероятно, данные связи свидетельствуют о пассивности в решении жизненных задач, свойственной людям с низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
Также анализ переменных в экспериментальной группе показал положительные взаимосвязи между параметрами «коммуникативные склонности» - «доминирование» (r=0,360 при p=0,01), «организаторские склонности» - «доминирование» (r=0,621 при p=0,01). Можно предположить, что респонденты, проявляющие настойчивость в деятельности, которая их привлекает, и вместе с тем стремящиеся контролировать свое ближайшее окружение, воздействовать на других, убеждать, приказывать, обладают высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей, способны отстаивать свое мнение и добиваться, чтобы оно было принято товарищами.
Отрицательные взаимосвязи между показателями «коммуникативные склонности» - «ведомость» (r=-0,385 при p=0,01), «коммуникативные склонности» - «эскапизм» (r=-0,254 при p=0,05), «организаторские склонности» - «ведомость» (r=-0,402 при p=0,01), «организаторские склонности» - «эскапизм» (r=-0,239 при p=0,01) могут свидетельствовать о пассивности, безынициативности, отчужденности от реального мира, чрезмерной уступчивости людей, не обладающих достаточно развитыми коммуникативными и организаторскими навыками.
Выводы:
Таким образом, результаты проведенного эмпирического исследования взаимосвязи особенностей социально-психологической адаптации с коммуникативными и организаторскими склонностями студенческой молодежи позволяют говорить о том, что существует значимая взаимосвязь между этими параметрами.
Можно сделать вывод о том, что развитие коммуникативных и организаторских склонностей способствует развитию таких параметров социально-психологической адаптации, как адаптивность, принятие себя и других, эмоциональный комфорт, преобладание внутреннего контроля над внешним. Поэтому необходимым условием социализации молодежи является участие в тренинговых занятиях, целью которых является повышение коммуникативной компетентности и развитие лидерского потенциала.