Заказчик: родители детей, находящихся в конфликтной ситуации с педагогами
Время проведения: январь-июнь 2017 года
Исполнитель: МБУ Центр психолого-педагогической помощи молодежи «Радуга»
Актуальность: Одной из основных задач государственной молодежной политики является расширение возможностей для развития потенциала и самореализации молодых людей. Очевидно, что отношение человека к жизни и себе, способность видеть перспективы, возможности, умение преодолевать возникающие на пути трудности формируются еще в школьные годы. Значительную, а возможно и определяющую роль здесь играет личность педагога. В силах педагога взрастить или надломить в ребенке веру в себя, доверие к миру, волю, творчество и т.п. Все чаще за психологической помощью обращаются родители, дети которых не хотят ходить в школу или слишком остро переживают чувство собственной неполноценности. По мнению детей и родителей, вышеназванные проблемы порождаются отношениями ребенка с учителем/преподавательским составом.
Гипотеза: педагоги зарабатывают авторитет не с помощью лидерских качеств, а за счет таких личностных характеристик как жесткость, желание властвовать, консерватизм.
Объект исследования: личностные особенности будущих педагогов.
Предмет исследования: взаимосвязь личностных ценностей и лидерских качеств будущих педагогов.
Задачи исследования:
1) Выявить соотношение в среде будущих педагогов таких личностных качеств как «радикализм» и «консерватизм».
2) Выявить соотношение в среде будущих педагогов таких личностных качеств как «доминантность» и «подчиненность».
3) Выявить ценностный профиль будущих педагогов.
Методический инструментарий:
16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (шкалы «радикализм-консерватизм» (Q1) и «доминантность-подчиненность» (E)), ценностный опросник Шварца (личностные приоритеты). Для обработки результатов использовалась программа SPSS 13.0
Выборку составили 100 человек, студентов педагогических факультетов ВУЗ и колледжей г. Новосибирска в возрасте от 16 до 23 лет, 89 женщин и 11 мужчин.
Результаты исследования
1. Лидерские качества будущих педагогов
(«радикализм-консерватизм», «доминантность-подчиненность»)
Шкала 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла: Q1. Радикализм-консерватизм.
Для 50% респондентов характерен радикализм («Q1+»), что означает готовность к экспериментам, стремление к новому, неизведанному. 17% респондентов проявляют консерватизм («Q1-»), осторожность, предпочитая пользоваться проверенными дорогами. У 33% респондентов проявление признаков радикализма и консерватизма сбалансировано (рис.1).
Рисунок 1. Распределение выборки по радикализму
Шкала 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла: Е. Доминантность-подчиненность.
Для 48% выборки характерна доминантность («E+»), что означает стремление к независимости, лидерству, принятию собственных решений. В социальных отношениях эти респонденты демонстрируют самоуверенность, смелость, не боятся конфликтных ситуаций. 21% опрошенных («E-»), напротив, легко подчиняются другим людям, они мягки, послушны, уступчивы. У 31% респондентов проявление признаков доминантности и подчиненности сбалансировано (рис.2).
Рисунок 2. Распределение выборки по доминантности
2. Ценности будущих педагогов
Результаты исследования показали следующую иерархию ценностей, значимых для испытуемых на уровне личностных приоритетов (табл. 1, рис. 3):
Таблица 1. Иерархия ценностей будущих педагогов
Баллы | Ценность | Содержание |
2,68 |
Гедонизм | Ценность получения наслаждения, удовольствия от жизни |
2,65 |
Самостоятельность | Ценность самостоятельности мышления, самостоятельного выбора. |
2,62 |
Универсализм | Терпимость, защита всех людей и природы. Способствует пониманию чужой культуры, взглядов, мировоззрения. |
2,51 |
Стимуляция |
Потребность в разнообразии и глубоких переживаниях. |
2,49 |
Доброта | Доброжелательность, сфокусированная на благополучных отношениях с близкими людьми, на заботе о них. |
2,37 |
Достижения | Личный успех, достижения, социальный статус. |
2,18 |
Безопасность | Потребность в безопасности, стабильности общества и взаимоотношений. |
1,97 |
Конформность |
Стремление сдерживания побуждений, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям. |
1,45 |
Власть | Доминирование над людьми и ресурсами. |
1,43 |
Традиции | Уважение традиций, принятие обычаев и идей, существующих в культуре, следование им. |
Рисунок 3. Ценностный профиль испытуемых
Основные ценности, направляющие жизнь будущих педагогов, это: «Гедонизм», «Самостоятельность», «Универсализм», «Стимуляция». На общем ценностном спектре Шварца они расположены рядом, преимущественно в зоне «Открытость изменениям» (рис. 4).
Рисунок 4. Ценностный спектр
Это указывает на определенную личностную направленность испытуемых: у них имеется потребность искать новые пути, радоваться своим открытиям. «Открытость изменениям» - обязательная черта, присущая исследователям, творцам, первооткрывателям, новаторам.
3. Связь ценностей, радикализма и доминантности
С помощью корреляционного анализа с использованием коэффициента Спирмена были установлены связи (табл. 2):
- «Радикализм» и «Доминантность» будущих педагогов взаимозависимы (r = 0,278, на уровне значимости 0,05), что говорит о большой вероятности одновременной встречи этих двух качеств в личности молодого учителя;
- чем выше параметр «Радикализм» у будущего педагога, то есть стремления к познанию нового и нахождению новых неожиданных путей решения проблем, тем большее значение придает он ценности «Власть», что сопряжено с желанием оказывать влияние на других людей.
- чем выше параметр «Доминантность» у будущего педагога, то есть его стремления к лидерству, к принятию ответственности за группу, тем больше значат для него ценности «Самостоятельность», «Гедонизм», «Стимуляция».
Таблица 2. Связь личностных черт
Черты личности | Радикализм |
Доминантность |
Конформность | -0,347** | - |
Традиции | -0,36** | -0,292** |
Безопасность | -0,413** | - |
Доброта | -0,234* | - |
Власть | 0,253* | - |
Самостоятельность | - | 0,397** |
Стимуляция | - | 0,345** |
Гедонизм | - | 0,346** |
** уровень значимости 0,01
* уровень значимости 0,05
Выводы
1) Студенты, выбирающие профессию «учитель», преимущественно открыты новому опыту (83%), чаще являются лидерами (79%). Для них важным является «Открытость изменениям». Это значимые качества для будущего педагога, которому предстоит учить детей творческому подходу в познании мира.
2) 17% опрошенных предпочитают старые, традиционные взгляды и способы мышления, не способны с вниманием отнестись к чему-то новому.
Таким образом, предположение о том, что педагоги зарабатывают авторитет не с помощью лидерских качеств, а за счет таких личностных характеристик как жесткость, желание властвовать, консерватизм не нашло подтверждения в данном исследовании. Напротив, будущие педагоги способны стать лидерами для своих учеников. Они демонстрирует свою открытость изменениям, способность к нестандартным решениям, к восприятию другой точки зрения.