Меню Заказать звонок
Цель исследования: исследование личностных особенностей будущих педагогов

Заказчик: родители детей, находящихся в конфликтной ситуации с педагогами

Время проведения: январь-июнь 2017 года

Исполнитель: МБУ Центр психолого-педагогической помощи молодежи «Радуга»

Актуальность: Одной из основных задач государственной молодежной политики является расширение возможностей для развития потенциала и самореализации молодых людей. Очевидно, что отношение человека к жизни и себе, способность видеть перспективы, возможности, умение преодолевать возникающие на пути трудности формируются еще в школьные годы. Значительную, а возможно и определяющую роль здесь играет личность педагога. В силах педагога взрастить или надломить в ребенке веру в себя, доверие к миру, волю, творчество и т.п. Все чаще за психологической помощью обращаются родители, дети которых не хотят ходить в школу или слишком остро переживают чувство собственной неполноценности. По мнению детей и родителей, вышеназванные проблемы порождаются отношениями ребенка с учителем/преподавательским составом.

Гипотеза: педагоги зарабатывают авторитет не с помощью лидерских качеств, а за счет таких личностных характеристик как жесткость, желание властвовать, консерватизм.

Объект исследования: личностные особенности будущих педагогов.

Предмет исследования: взаимосвязь личностных ценностей и лидерских качеств будущих педагогов.

Задачи исследования:


1) Выявить соотношение в среде будущих педагогов таких личностных качеств как «радикализм» и «консерватизм».

2) Выявить соотношение в среде будущих педагогов таких личностных качеств как «доминантность» и «подчиненность».

3) Выявить ценностный профиль будущих педагогов.



Методический инструментарий:

16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (шкалы «радикализм-консерватизм» (Q1) и «доминантность-подчиненность» (E)), ценностный опросник Шварца (личностные приоритеты). Для обработки результатов использовалась программа SPSS 13.0

Выборку составили 100 человек, студентов педагогических факультетов ВУЗ и колледжей г. Новосибирска в возрасте от 16 до 23 лет, 89 женщин и 11 мужчин.

Результаты исследования


1. Лидерские качества будущих педагогов

(«радикализм-консерватизм», «доминантность-подчиненность»)

Шкала 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла: Q1. Радикализм-консерватизм.

Для 50% респондентов характерен радикализм («Q1+»), что означает готовность к экспериментам, стремление к новому, неизведанному. 17% респондентов проявляют консерватизм («Q1-»), осторожность, предпочитая пользоваться проверенными дорогами. У 33% респондентов проявление признаков радикализма и консерватизма сбалансировано (рис.1).
                                                                                                 




Рисунок 1. Распределение выборки по радикализму

Шкала 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла: Е. Доминантность-подчиненность.

Для 48% выборки характерна доминантность («E+»), что означает стремление к независимости, лидерству, принятию собственных решений. В социальных отношениях эти респонденты демонстрируют самоуверенность, смелость, не боятся конфликтных ситуаций. 21% опрошенных («E-»), напротив, легко подчиняются другим людям, они мягки, послушны, уступчивы. У 31% респондентов проявление признаков доминантности и подчиненности сбалансировано (рис.2).




Рисунок 2. Распределение выборки по доминантности

2. Ценности будущих педагогов


Результаты исследования показали следующую иерархию ценностей, значимых для испытуемых на уровне личностных приоритетов (табл. 1, рис. 3):

Таблица 1. Иерархия ценностей будущих педагогов



 Баллы     Ценность Содержание   

2,68

Гедонизм  Ценность получения наслаждения, удовольствия от жизни 
     

2,65

Самостоятельность  Ценность самостоятельности мышления, самостоятельного выбора. 
     

2,62

Универсализм  Терпимость, защита всех людей и природы. Способствует пониманию чужой культуры, взглядов, мировоззрения. 
   

 2,51

   

 Стимуляция

Потребность в разнообразии и глубоких переживаниях. 
     

2,49

     Доброта Доброжелательность, сфокусированная на благополучных отношениях с близкими людьми, на заботе о них. 
   

 2,37

     Достижения Личный успех, достижения, социальный статус. 
     

2,18

     Безопасность Потребность в безопасности, стабильности общества и взаимоотношений. 
   

 1,97

Конформность
     
Стремление сдерживания побуждений, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям. 
     

1,45

Власть  Доминирование над людьми и ресурсами. 
 

1,43

     Традиции      Уважение традиций, принятие обычаев и идей, существующих в культуре, следование им.





Рисунок 3. Ценностный профиль испытуемых

Основные ценности, направляющие жизнь будущих педагогов, это: «Гедонизм», «Самостоятельность», «Универсализм», «Стимуляция». На общем ценностном спектре Шварца они расположены рядом, преимущественно в зоне «Открытость изменениям» (рис. 4).




Рисунок 4. Ценностный спектр

Это указывает на определенную личностную направленность испытуемых: у них имеется потребность искать новые пути, радоваться своим открытиям. «Открытость изменениям» - обязательная черта, присущая исследователям, творцам, первооткрывателям, новаторам.

3. Связь ценностей, радикализма и доминантности



С помощью корреляционного анализа с использованием коэффициента Спирмена были установлены связи (табл. 2):

- «Радикализм» и «Доминантность» будущих педагогов взаимозависимы (r = 0,278, на уровне значимости 0,05), что говорит о большой вероятности одновременной встречи этих двух качеств в личности молодого учителя;

- чем выше параметр «Радикализм» у будущего педагога, то есть стремления к познанию нового и нахождению новых неожиданных путей решения проблем, тем большее значение придает он ценности «Власть», что сопряжено с желанием оказывать влияние на других людей.

- чем выше параметр «Доминантность» у будущего педагога, то есть его стремления к лидерству, к принятию ответственности за группу, тем больше значат для него ценности «Самостоятельность», «Гедонизм», «Стимуляция».

Таблица 2. Связь личностных черт


        
 Черты личности       Радикализм      Доминантность
     Конформность      -0,347**      -
Традиции       -0,36**      -0,292**
     Безопасность      -0,413**      -
     Доброта      -0,234*      -
     Власть      0,253*      -
     Самостоятельность      -      0,397**
     Стимуляция      -      0,345**
     Гедонизм      -      0,346**


** уровень значимости 0,01

* уровень значимости 0,05

Выводы



1) Студенты, выбирающие профессию «учитель», преимущественно открыты новому опыту (83%), чаще являются лидерами (79%). Для них важным является «Открытость изменениям». Это значимые качества для будущего педагога, которому предстоит учить детей творческому подходу в познании мира.

2) 17% опрошенных предпочитают старые, традиционные взгляды и способы мышления, не способны с вниманием отнестись к чему-то новому.

Таким образом, предположение о том, что педагоги зарабатывают авторитет не с помощью лидерских качеств, а за счет таких личностных характеристик как жесткость, желание властвовать, консерватизм не нашло подтверждения в данном исследовании. Напротив, будущие педагоги способны стать лидерами для своих учеников. Они демонстрирует свою открытость изменениям, способность к нестандартным решениям, к восприятию другой точки зрения.





Задать вопрос специалисту
г. Новосибирск, ул. Кутателадзе, 16
(383) 204-90-73
(383) 204-90-78
×
Заказать звонок
Заказать звонок