Цель исследования – выявление взаимосвязи между личностными особенностями (степенью эмоциональной устойчивости, степенью уверенности в себе и степенью внутреннего напряжения) и активностью поискового поведения выпускников школ при профессиональном самоопределении.
Заказчик – ОДМКиС.
Время проведения – май-сентябрь 2016 г.
Исполнитель – МБУ Центр «Радуга».
Актуальность: Часто выпускники школ проявляют низкую активность в поисковом поведении при профессиональном самоопределении. Это приводит к тому, что молодые люди, приступившие к профессиональному образованию или завершившие его, обнаруживают, что их выбор был ошибочным. В целях сохранения материальных и временных ресурсов, потраченных на профессиональное обучение молодежи необходимо, чтобы в процессе профессионального самоопределения учащимися выпускных классов школ совершалось меньше ошибок. Профессиональное самоопределение подростка может быть успешным, если оно опирается на осознание им своих интересов, способностей в сопоставлении с теми возможностями получения профессии, которые предлагают учреждения профессионального образования разного уровня и запросами рынка труда. Первичным этапом при профессиональном самоопределении является осознание подростком своих способностей и интересов. Мы предположили, что некоторые личностные черты, а именно степень эмоциональной устойчивости, уверенность в себе и степень внутреннего напряжения могут либо способствовать, либо затруднять этот процесс.
Гипотеза исследования - личностные особенности, такие как низкая эмоциональная устойчивость, низкая уверенность в себе и высокая степень внутреннего напряжения могут быть причиной низкой активности подростка в поисковом поведении при выборе профессии.
Объект исследования – личностные особенности выпускников школ.
Предмет исследования – взаимосвязь между личностными особенностями и активностью выпускников школ в поисковом поведении при профессиональном самоопределении.
Методический инструментарий: 13-факторный опросник Кеттелла (вариант С, для подростков); анкета профессионального самоопределения.
Количество испытуемых: 144 человек от 13 до 19 лет, учащиеся школ Советского района города Новосибирска, из них 67 юношей, 77 девушек.
Полученные результаты:
Из 144 испытуемых о том, что профессия еще не выбрана, сообщили 55 человек, о том, что профессия выбрана – 89.
На первом этапе эмпирического исследования была проведена диагностика исследуемой выборки и её дифференциация по критерию определился ли респондент с выбором профессии или нет. В результате было сформировано две экспериментальные группы: ЭГ-1 (N1=89) – определившиеся и ЭГ-2 (N2=55) – не определившиеся с выбором профессии.
На следующем этапе анализа и интерпретации результатов была проанализирована взаимосвязь между низкими, условно нормальными и высокими показателями личностных факторов по группам определившихся и не определившихся с выбором профессии (Таблицы 1-3).
Среди респондентов, степень эмоциональной устойчивости которых низкая, доли определившихся с выбором профессии и неопределившихся примерно равны. Среди респондентов, степень эмоциональной устойчивости которых находится в пределах условной нормы, доля определившихся с выбором профессии более чем в два раза превышает долю тех, кто еще не определился с этим выбором (Табл.1).
Сравнение долей респондентов, определившихся
и не определившихся с выбором профессии в группах
с разным уровнем эмоциональной устойчивости
Степень проявления черты |
Количество чел. |
Определившиеся с выбором профессии |
Не определившиеся с выбором профессии |
Эмоциональная устойчивость в пределах 0-3 стена (низкий уровень) |
54 |
|
|
Эмоциональная устойчивость в пределах 4-7 стена (в пределах нормы) |
74 |
|
|
Эмоциональная устойчивость в пределах 8-10 стена (высокий уровень) |
16
|
|
|
Таблица 1
Полученные данные наглядно иллюстрируются диаграммой (Рис. 1).
Сравнение долей респондентов, определившихся и не определившихся с выбором профессии в группах с разным уровнем эмоциональной устойчивости
Рис.1
Среди респондентов, степень уверенности в себе которых выше условной нормы доля определившихся с выбором профессии почти в 1,79 раз превышает долю тех, кто не определился с этим выбором. А у тех респондентов, показатели которых по этому фактору находятся в пределах условной нормы, доля определившихся с выбором профессии в 1,65 раза превышает долю тех, кто с этим выбором не определился (Табл. 2).
Сравнение долей респондентов, определившихся
и не определившихся с выбором профессии в группах
с разным уровнем проявления фактора «Уверенность в себе»
Степень проявления черты |
Количество чел. |
Определившиеся с выбором профессии |
Не определившиеся с выбором профессии |
Уверенность в себе в пределах 0-3 стена (высокий уровень) |
78 |
|
|
Уверенность в себе (в пределах нормы) |
60 |
|
|
Уверенность в себе |
6 |
|
|
Таблица 2
Полученные данные наглядно иллюстрируются диаграммой (Рис.2).
Сравнение долей респондентов, определившихся
и не определившихся с выбором профессии в группах
с разным уровнем проявления фактора «Уверенность в себе»
Рис. 2
Среди респондентов со степенью внутреннего напряжения ниже условной нормы, доля определившихся с выбором профессии в 1,46 раз больше доли тех, кто с этим выбором не определился. При внутреннем напряжении в границах условной нормы, доля респондентов, определившихся с выбором профессии в 2,13 раз больше доли тех, кто не определился с выбором профессии. Относительно тех респондентов, степень внутреннего напряжения которых выше условной нормы, нельзя сделать достоверных выводов в силу немногочисленности группы (Табл. 3).
Сравнение долей респондентов, определившихся и не определившихся с выбором профессии в группах с разным уровнем внутреннего напряжения
Степень проявления черты |
Количество чел. |
Определившиеся с выбором профессии |
Неопределившиеся с выбором профессии |
Внутреннее напряжение в пределах 0-3 стена (низкий уровень) |
91 |
|
40,7% |
Внутреннее напряжение в пределах 4-7 стена (в пределах нормы) |
50 |
68% |
|
Внутреннее напряжение в пределах 8-10 стена (высокий уровень) |
3 |
|
|
Таблица 3
Полученные данные наглядно иллюстрируются диаграммой (Рис.3).
Сравнение долей респондентов, определившихся
и не определившихся с выбором профессии в группах
с разным уровнем внутреннего напряжения
Рис.3
Выводы:
1. Группа респондентов, определившихся с выбором профессии, в среднем имеет более высокую эмоциональную устойчивость, чем группа респондентов, не определившихся с выбором профессии.
Респонденты, уровень эмоциональной устойчивости которых находится в пределах нормы, с большей вероятностью определятся с выбором профессии, чем респонденты с низкими уровнем.
2. Респонденты, имеющие высокий уровень уверенности в себе, с большей вероятностью осуществляют выбор профессии, чем респонденты с низким уровнем.
3. Респонденты, степень внутреннего напряжения которых соответствует нижней границе условной нормы, с большей вероятностью определятся с выбором профессии, чем респонденты с другими показателями этого фактора.
Таким образом, эмоциональная устойчивость в пределах нормы и высокий уровень уверенности в себе у подростка могут влиять на его активность при выборе будущей профессии.