Цель исследования: Определение взаимосвязи коммуникативных навыков и стратегий поведения в конфликте.
Заказчик: ОДМКиС.
Время проведения: Исследование проводилось в техникумах и ВУЗах Советского района города Новосибирска с января по апрель 2016 г.
Исполнитель: МБУ Центр «Радуга».
Объект исследования: свойства личности.
Предмет исследования: связь коммуникативных навыков с формами поведения в конфликте.
Актуальность:
Развитие человека идет по пути развития у него саморегуляции, начиная с примитивных форм приспособления организма к условиям среды, далее к развитию его высших психических функций, а от них к осознанному управлению своим поведением.
От коммуникативных способностей и способности управлять своим поведением зависит успешность адаптации человека в обществе, что в свою очередь снижает риск деструктивных поведенческих реакций. Это особенно актуально в воспитании подростков, стремящихся быть принятыми молодежным сообществом, при этом вступающих в конфликты с окружением из-за недостатка коммуникативных навыков и навыков поведения в конфликте.
По мнению К. Томаса существует пять стратегий поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. При избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха. При таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
Изучение взаимосвязи коммуникативных навыков и стратегий поведения в конфликте позволит наметить направления психологической помощи молодежи для успешной адаптации ее в обществе, снижении проявлений нетерпимости и экстремизма.
Методический инструментарий: Тест оценки уровня общительности В.Ф.Ряховского; личностный опросник, разработанный К. Томасом, адаптированный Н.В. Гришиной.
Количество испытуемых: 100 человек от 17 до 22 лет, из них: 61 юноша, 39 девушек.
Полученные результаты:
Для исследования взаимосвязи коммуникативных навыков и стратегий поведения в конфликте у студенческой молодежи проводилось определение уровня общительности по методике В.Ф. Ряховского и соотнесение полученного уровня с ведущей стратегий поведения в конфликте, определенной по методике К.Томаса (Таблица 1).
Ведущие стратегии поведения в конфликте (в %)
Уровень общительности (в баллах) |
Респонденты (чел) |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
0-3 (болезненного характера) |
0 |
- |
- |
- |
- |
- |
4-8 (очень высокий) |
21 |
29,4 |
17,6 |
58,8 |
17,6 |
23,5 |
9-13 (высокий) |
51 |
28,5 |
35,7 |
47,6 |
21,4 |
14,2 |
14-18 (в норме) |
28 |
27 |
13,6 |
22,7 |
22,7 |
22,7 |
19-24 (сниженный) |
0 |
- |
- |
- |
- |
- |
25-29 (замкнутость) |
0 |
- |
- |
- |
- |
- |
30-31 (некоммуникабельность) |
0 |
- |
- |
- |
- |
- |
Таблица 1
Полученные результаты установили отсутствие в выборке респондентов с уровнем общительности болезненного характера, сниженным уровнем общительности, замкнутостью и некоммуникабельностью. Основную массу опрошенных составили респонденты с:
• общительностью в пределах нормы (28%);
• высоким уровнем общительности (51%);
• очень высоким уровнем общительности (21%).
По полученным данным респонденты с представленными в исследовании уровнями развития коммуникативных навыков практически не отличаются по склонности к использованию следующих стратегий поведения в конфликте:
- «Соперничества», как стремления добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
- «Избегания», для которого характерно как отсутствие стремления к сотрудничеству, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
- «Приспособления» в виде принесения в жертву собственных интересов ради интересов другого. (Рис.1).
Рис. 1. Ведущие стратегии поведения в конфликте и уровень общительности (в %).
Различия в стратегиях поведения в конфликте у разных групп респондентов заметны в их склонности: к сотрудничеству и готовности идти на компромисс.
1). Респонденты с высоким и очень высоким уровнем общительности чаще всего в качестве основной стратегии поведения в конфликте предпочитают компромисс, как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. Это может объясняться тем, что люди с высоким и очень высоким уровнем общительности характеризуются выраженной личной активностью в установлении и поддержании контактов. Они разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, охотно знакомятся с новыми людьми, им нравится бывать в центре внимания. Выраженный интерес к общению с другими людьми и развитые коммуникативные навыки способствуют развитию их умения решить конфликт путем взаимных уступок в целях дальнейшего продолжения общения.
Респонденты с уровнем общительности в пределах нормы менее склонны к компромиссам. Они достаточно избирательны в общении и склонны спокойно отстаивать свою точку зрения.
2). Респонденты с высоким уровнем общительности в большей степени, чем другие группы склонны к сотрудничеству, при котором участники конфликта приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
В тоже время опрошенные с очень высоким уровнем общительности и общительностью в пределах нормы менее склонны к сотрудничеству, что может быть связано с поверхностью в контактах одних и избирательностью в общении других.
3). У респондентов с общительностью в пределах нормы стратегии поведения в конфликте более сбалансированы, однако наименее всего выражена склонность к сотрудничеству, являющемуся наиболее эффективным способом удовлетворения потребностей обеих сторон. Данная особенность может быть связана с отсутствием активной потребности в общении, стремлением к проявлению индивидуальности.
Выводы:
Выборку составили респонденты с нормальным, высоким и очень высоким уровнем общительности. Среди опрошенных студентов не оказалось замкнутых, некоммуникабельных, со сниженным уровнем общительности и с проявлением общительности болезненного характера.
По данным исследования респонденты с разными уровнями развития коммуникативных навыков практически не отличаются по склонности к решению конфликтов методами соперничества, избегания и приспособления, которые возможно имеют некую связь с инстинктивными реакциями организма на фрустрирующую ситуацию.
Существенные различия в полученных группах имеются в способах разрешения конфликтов методом взаимных уступок (компромисса) и методом поиска взаимовыгодных решений (сотрудничества).
Оба метода предполагают активный переговорный процесс, который студентам с очень высоким уровнем общения труднее перевести в сотрудничество из-за обилия и поверхностности контактов и суждений, порождающих недоверие окружающих. Возможно, поэтому они наиболее склонны к компромиссам, как способу поддержания общения.
Студенты с высоким уровнем общения склонны решать конфликты и с помощью компромисса, и путем сотрудничества, что может быть связано с проявлением активного интереса к окружающим, разговорчивостью, эмоциональной откликаемостью.
Студенты с нормальным уровнем общительности имеют более гибкую систему реакций на конфликты, не стремясь отдавать предпочтение какой-либо одной стратегии. Однако, им по сравнению с другими группами наименее присуще стремление к сотрудничеству с окружающими и к компромиссам во взаимоотношениях с ними.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что респонденты с высоким уровнем общительности наиболее склонны к нахождению конструктивных решений в конфликтных ситуациях и способствуют созданию взаимовыгодного сотрудничества с окружающими. Исходя из результатов исследования можно так же сделать вывод о том, что очень высоких коммуникативных навыков недостаточно для эффективного взаимодействия в конфликте. Необходимо установление доверия, которое не возникает при поверхностности контактов и суждений у высоко контактных людей. Поэтому что бы молодые люди могли устанавливать конструктивные отношения с окружающими, развитие коммуникативных навыков необходимо сочетать с развитием личной компетентности, терпения, умения доводить начатое до конца.