ВРЕМЯ, ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ НАС
Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком,
Но человеку бывает особенно хорошо тогда, когда он
Даже не замечает скоро ли, тихо ли оно проходит.
И.С. Тургенев
Ребенок – отражение семейной системы и окружающего его мира. А мир вокруг нас последнее десятилетие меняется столь стремительно, что мы, зачастую, не успеваем за ним. Сейчас время новых технологий, в котором иногда ориентироваться взрослым сложнее, чем детям. К чему это приводит? Мы, родители, становимся более тревожными за наших детей. А может быть, на самом деле, мы волнуемся больше за свое будущее и невозможность проконтролировать и направить жизнь ребенка в нужное, с нашей точки зрения, русло? В статье пойдет речь о детях подросткового возраста, когда происходит становление ребенка как отдельной личности и когда родительский контроль уже становится практически невозможен.
Сейчас уже никого не удивишь, что в сфере новых технологий наши дети ориентируются гораздо лучше нас, взрослых. И наша реакция, как родителей, не всегда бывает адекватной. Достаточно много приходят родителей на консультацию к психологу с проблемой: «Мой ребенок живет в интернете и больше ничем не интересуется! Помогите вытащить его оттуда!» Первая реакция психолога: «Да, нужно срочно любыми способами помочь и вытащить ребенка из виртуального мира! Пропадет ребенок, станет больным!» Но, постепенно, накапливая опыт консультирования с проблемой, казалось бы, интернет-зависимости, начинаешь разбираться и видишь другую картину: ребенок, чаще это подросток, успевает в жизни многое. Он учится в школе, у него есть хобби, правда, кажущиеся странными для взрослых (пишет и публикует в контенте свои рассказы или снимает ролики своих опытов по изготовлению лизунов), он общается с друзьями, не всегда вживую, чаще on-line, он знает кем станет в будущем. Но наши представления о том, как все должно быть, совсем другие, и появляется тревога, вполне обоснованная с точки зрения жизненного опыта взрослого. Что же делать родителям, если возникает такая ситуация?
ü Для начала можно взглянуть на себя со стороны: хожу ли я с радостью на работу, есть ли у меня помимо работы любимые хобби, как часто я сам общаюсь с друзьями и сколько времени провожу за экраном гаджета. Да и что я делаю в виртуальном мире тоже важно! Дети берут те образцы поведения, которые рядом.
ü Насколько я в контакте со своими детьми: поддерживаю их интересы, делюсь информацией, которая интересна мне, выслушиваю их идеи.
Попробуйте прислушаться к себе: о чем вы больше волнуетесь, когда ребенок много времени проводит за экраном, какие мысли по этому поводу вы ловите:
– Я не понимаю своего ребенка и боюсь выглядеть неидеальным родителем в его глазах и глазах окружающих?
– Я теряю контакт с ребенком и тревожусь, что его поглотит виртуальный мир, а оттуда нет пути назад?
– Я не знаю, что ребенок делает за экраном компьютера, и волнуюсь о его психическом здоровье?
Вариантов ответов может быть множество. Если волнение больше про ваше состояние, то, возможно, что-то менять в жизни актуальнее для вас. В случае потери контакта ребенка с реальным миром, ухудшения его здоровья совершенно нормально, как родителю, ввести ограничение времени за экраном и обеспечить безопасность интернет-контента для ребенка, заблокировав определенные сайты или доступ к ним. В случае затруднения принятия решения по ограничению доступа ребенка в виртуальный мир можно обратиться за консультацией к психологу.
Воскобойникова Оксана Сергеевна
педагог-психолог