Востребованность услуг экстренной психологической помощи
«Телефон Доверия» у молодежи
Цель исследования: выявление информированности молодежи о возможности получения психологической помощи по телефону (обращение в службу «Телефон доверия»), отношения к этой службе, а также выявление заинтересованности молодежи в обучении для работы в службе в рамках молодежной линии «Ровесник».
Заказчик: КДНиЗП Советского района.
Время проведения: январь-март 2020 года.
Исполнитель: МБУ Центр «Радуга».
Актуальность: В современном обществе человек испытывает большое количество стрессов. Даже в окружении множества людей человек часто чувствует себя одиноко, и испытывает эмоциональные страдания. Помощь специалиста службы «Телефон Доверия» предпочтительнее по причине большей анонимности телефонного контакта. Ежегодно служба «Телефон Доверия» становится все более распространенным явлением в социально-психологической культуре нашей страны. В год на «Телефон Доверия» поступает более 5 тысяч звонков.
Для повышения эффективности информирования молодежи о возможностях получения психологической помощи с помощью дистанционных форм связи, необходимо периодически проверять результаты этой деятельности. Также важно выявить отношение молодежи к такой форме работы, чтобы в случае необходимости разработать меры по его улучшению.
Задачи исследования:
1. Разработать анкету для выявления источников информации.
2. Провести опрос молодежной аудитории города.
3. Обработать и интерпретировать данные эмпирического исследования.
4. Определить степень информированности молодежи о деятельности службы «Телефон Доверия» и ее отношение к службе.
Выборка исследования: В исследовании приняли участие 213 человек, молодые люди в возрасте от 12 до 35 лет.
Проведение исследования: респонденты отвечали на вопросы анкеты, размещенные в социальных сетях – 171 человек, часть респондентов заполняла бумажные анкеты – 42 человека.
Полученные результаты:
1. По результатам исследования было установлено, что из 213 участвовавших в опросе молодых людей информированы о существовании службы «Телефон Доверия» – 194 человека, что составляет 91,1 % (рисунок 1).
Рисунок 1. Степень информированности о службе «Телефон Доверия».
Можно сделать вывод, что информированность молодежи о существовании службы очень высокая, почти 9% не знают о ТД.
2. На вопрос о том, считает ли респондент службу ТД социально значимой, утвердительно ответили 201 человек, что составляет 94,4% (рисунок 2).
Рисунок 2. Доля респондентов, считающих службу «Телефон Доверия» полезной для людей.
Мы видим, что число респондентов, позитивно оценивающих полезность службы, значительно больше, чем отрицательно.
3. Из 213 респондентов, участвовавших в исследовании – 28 сообщили о том, что они звонили в службу, что составляет 13,2% (рисунок 3).
Рисунок 3. Доля респондентов, обращавшихся на «Телефон Доверия».
Доля респондентов, обращавшихся на ТД, в выборке не высока, однако общая информированность и мнение, что служба полезна значительна. Можно предположить, что среди участников опроса случайным образом оказались молодые люди, еще не обращавшиеся в службу ТД.
4. На вопрос: «Позвоните ли Вы на «Телефон Доверия», если случится ситуация, требующая экстренной психологической помощи?» из 213 респондентов положительно ответили 62 человека (29,1%), отрицательно – 48 человек (22,5%) и затруднились с ответом 103 человека (48,4%) (рисунок 4).
Рисунок 4. Доля респондентов, собирающихся обратиться на ТД в трудной жизненной ситуации (ТЖС).
На вопрос: «Порекомендуете ли вы своим знакомым обратиться на ТД?» из 213 человек, участвовавших в исследовании, порекомендуют обратиться на «Телефон Доверия» своим знакомым в случае ТЖС, утвердительно ответили 158 человек, что составляет 74,2% (рисунок 5).
Рисунок 5. Доля респондентов, собирающихся рекомендовать обратиться
на ТД своим знакомым в ТЖС.
Интересно, что процент респондентов, собирающихся рекомендовать ТД своим знакомым выше, чем процент планирующих обратиться в ТЖС самим почти в два раза.
6. На вопрос: «Хотите ли вы пройти обучение и работать на молодежной линии «Ровесник» положительно ответили 87 респондентов из 213 участвовавших в исследовании, что составляет 40,8% (рисунок 6).
Рисунок 6. Доля желающих пройти обучение и работать.
Выводы:
По данным исследования было установлено, что:
· 91% – молодежи знает о существовании службы ТД.
· 94,4% – респондентов считают службу ТД социально полезной.
· 29,1% – респондентов позвонят, если случится необходимость.
· 74,2% – будут рекомендовать службу знакомым.
· 40,8% – желают пройти обучение и работать на линии «Ровесник», а 50% желающих, сами обращались на ТД.
Результаты данного исследования определяют необходимость дальнейшего развития деятельности службы «Телефон Доверия» с широким распространением информации в молодежной среде.
Это могут быть:
-
рекламно-информационные акции;
-
открытые занятия в школах, ссузах и вузах о деятельности службы «Телефон Доверия»;
-
распространение визиток, флаеров;
-
размещение информации на сайтах, в группах; в СМИ и т.д.