Меню Заказать звонок

ВЛИЯНИЕ УСТАНОВОК РОДИТЕЛЕЙ НА УСПЕШНОСТЬ ДЕТЕЙ

  Большинство родителей уверены, чтобы вырастить ребенка успешным нужно хорошее образование и дополнительное развитие способностей и дарований. И, казалось бы, все логично – хорошая успеваемость в школе (а еще лучше в лицее) обеспечит поступление в престижный вуз и приобретение востребованной, хорошо оплачиваемой профессии, а дальше быстрое продвижение по карьерной лестнице, заслуженный престиж и благополучие – тот самый успех!

    Если это так просто и очевидно, почему же в жизни так немного по-настоящему успешных молодых людей. А наоборот среди молодежи и безработица и пьянство, и прочие, далекие от успеха жизненные обстоятельства? Конечно можно винить школу, плохую компанию, в конце концов государство, которое не в состоянии обеспечить всех работой и высокой зарплатой. Проще переложить ответственность на кого-то, чем попробовать разобраться что сделано не так, и что с этим делать.

       Чаще всего, так называемый бунт у наших детей проявляется уже в подростковом возрасте. Дети осознают, что «музыкалка» – это не обязательное образование, сидение за уроками, которое с каждым годом все возрастает, тоже можно сократить и съехать на тройки – «мне ничего не надо!», «я сама разберусь!», «все равно ты ничего не изменишь!». Другая крайность – оценки становятся смыслом жизни и полученная «хорошо» чревато эмоциональным срывом, а в преддверии итоговых экзаменов вся будущая взрослая жизнь сводится к одному вопросу: «быть или не быть?» …

       Это уже последствия более раннего формирования личности ребенка. Ее основа закладывается в самые первые годы жизни, и буквально зависит от того, как родители обращаются с ребенком. Если его понимают и принимают, терпимы к его «недостаткам» и ошибкам, ребенок вырастет с положительным отношением к себе. Если же родители постоянно «воспитывают» и критикуют, то у ребенка формируются комплексы и низкая самооценка, что в будущем не дает человеку реализовать свой потенциал и достичь успешности. 

   Большую роль в детском развитии играют родительские установки – необдуманные высказывания, формирующие в подсознание ребенка программу, которая мешает ему вырасти полноценной личностью. Установки – это подсознательные представления, которые руководят нашими поступками и следуя им, порой мы сами не понимаем, почему ведем себя так, а не иначе.

        Психологи определили двенадцать основных установок, которые наиболее распространенные. Зная эти установки и их последствия, можно попробовать избежать употреблять их при общении с детьми, давая шанс на успешную жизнь.

       На примере некоторых из родительских установок рассмотрим, как они действуют и какие у них последствия.

     Одна из самых опасных установок – «не живи», заложена в достаточно простых и даже знакомых выражениях: «Мне не нужен такой плохой мальчик», «Глаза бы мои тебя не видели!» и даже «Господи, как ты мне надоел!». Ребенок, регулярно слушая подобное, придет к выводу, что он виноват в том, что родители несчастны и им без него было бы лучше. В детское подсознание закладывается чувство вины за свой существование и последствия разрушительны для человека, чаще всего он находит способы саморазрушения (алкоголь, наркотики и т.д.).

      «Как не стыдно плакать!», «Не сахарный – не растаешь», «Немедленно прекрати топать, чего ты раскричался!» – родителю иногда трудно справится с чувствами ребенка. Давая установку «Не чувствуй», взрослый ненароком на подсознании у малыша формирует программу, что показывать свои чувства – это стыдно и плохо. Подавление эмоций и не умение их выражать могут привести к психосоматическим заболеваниям (астма, аллергия). Став взрослым, человеку будет трудно разобраться в своих эмоциях и понимать чувства других людей. А переживая кризисы, может заглушать свои переживания алкоголем.

     «Не умничай!», «Я старше, я лучше знаю», «Много думать вредно!» – родительская установка «Не думай» программирует ребенка на то, что все его размышления – это глупость и приведет к отрицательному результату. С такой установкой проблемы начинаются уже в школьном возрасте, а в более зрелом приводит к тому, что человек, не имея своего мнения, живет по принципу «Будь как все». Он позволяет собой манипулировать, не способен справляться с трудностями, склонен к зависимому поведению, не решает проблемы, а избегает их.

    «Все дети, как дети», «Посмотри на Таню, какая умница!» – так создается установка «Не будь самим собой». Это способ родительской манипуляции с целью стимулировать ребенка стремится к совершенству в их понимании, не учитывая его наклонности и способности. Взрослый человек с такой установкой на подсознании постоянно недоволен собой, страдает от патологического перфекционизма и живет в состоянии мучительного внутреннего конфликта. Эти переживания провоцируют развитие невроза или депрессии.

     «У тебя руки не из того места растут», «У меня в твоем возрасте всего этого не было», «Ой, да что ты можешь!» – так взрослый внушает ребенку, что тот все делает неправильно. Малыш воспринимает это как «я все равно не достигну результата или все делаю не так» – это установка «не будь успешным». Так вырастают «неудачники», которые старательны и трудолюбивы, но достигать результатов мешает чувство страха, что не справится в ответственный момент. Это может привести к внезапному увольнению или к отказу от повышения. Их часто преследует чувство неудовлетворенности собой.

   Существует еще много подобных высказываний, которые закладывают в подсознание детей деструктивные программы. Наверняка большая часть хорошо знакома всем: «Я – последняя буква в алфавите», «Хорошие девочки так себя не ведут!», «Ты слишком многого хочешь», «А почему 4, а не 5?», «Горе ты моё луковое», «Бог терпел и нам велел» … – наверняка каждый может вспомнить что-то подобное из своего детства. Но есть выход – это наш выбор, что вложить в наших детей. Ведь существуют также положительные установки, который программируют позитивное восприятие себя и внешнего мира, формируют чувство ответственности и уверенность в себе – тем самым закладывают, ту самую, успешность. Например, «Не ошибается тот, кто ничего не делает!», «Поплачь – будет легче», «Жизнь интересна и прекрасна – все будет хорошо!». Какие установки будут влиять на жизнь наших детей во многом зависит и от нас. Важно понимать, что вы говорите и к каким последствиям могут привести слова.

Ильина Вера Георгиевна,

педагог-психолог

Задать вопрос специалисту
г. Новосибирск, ул. Кутателадзе, 16
(383) 204-90-73
(383) 204-90-78
×
Заказать звонок
Заказать звонок