ВЛИЯНИЕ РОЛЕЙ И ПОЗИЦИЙ В УЧЕБНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
НА РИСК ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРАВЛИ
Цель исследования: Выявление риска возникновения травли у студентов со склонностью к разным ролям и позициям в ситуации травли.
Исполнитель: МБУ Центр психолого-педагогической помощи молодёжи «Радуга».
Заказчик (запрос): Высший колледж информатики Новосибирского государственного университета (ВКИ).
Время проведения: Исследование проводилось в средних специальных учебных заведениях города Новосибирска с января по март 2020 г.
Объект исследования: Феномен травли в студенческой среде.
Предмет исследования: Склонность студентов к ролям и позициям в ситуации травли.
Пояснительная записка
Среди социально-психологических проблем, сопровождающих профессиональное образование, немаловажное значение имеет явление травли. Травля – умышленное, не носящее характера самозащиты, длительное (повторяющееся) физическое или психологическое насилие со стороны индивида или группы в отношении человека, который уступает им (по физическим или психологическим качествам) и не способен защитить себя.
Наиболее часто с формами психологического и физического насилия сталкиваются в подростковом возрасте, когда образ «Я» проходит важный этап развития. В этот момент на первый план выступает интимно-личностное общение со сверстниками, происходят активные физиологические изменения в организме подростка, что отражается на когнитивной сфере подростка. Снижается интерес к обучению, повышается конфликтность, агрессивность.
В связи со сменой учебного заведения старший подросток оказывается в новой социальной среде, приобретает социальный статус студента, осваивает новые социальные роли, что требует определенного времени на период адаптации. Помимо особенностей (психологических, физиологических и т.д.), обусловленных возрастом, на подростка в этот период оказывает влияние и групповая динамика нового коллектива.
Психологические особенности личности определяют склонность студента занимать ту или иную роль и позицию в ситуации травли. Рассматривают следующие роли и позиции в процессе травли:
1. Психологическая роль инициатора (обидчика) характеризуется высоким потенциалом общей агрессивности. Они нападают не только на своих жертв, но и на педагогов и родных.
2. Психологическая роль помощника инициатора характеризуется стремлением помогать и подражать «обидчику». Помощники пользуются прямым агрессивным воздействием: обзывают и бьют.
3. Психологическая роль защитника – такие учащиеся обладают наибольшим авторитетом среди сверстников. Они реже всех проявляют агрессивные воздействия по отношению к одноклассникам и подвергаются им.
4. Психологическая роль жертвы – такие подростки испытывают психологическое насилие, изолированность, одиночество, ощущение опасности и тревоги.
5. Психологическая роль наблюдателя (свидетеля) – такие учащиеся не вмешиваются в конфликты, не подпадают ни под чье влияние, просто смотрят со стороны.
Несмотря на наличие исследований, посвящённых проблеме травли, неизученным аспектом является склонность учащихся к определенной роли и позиции в ситуации травли.
Задачи исследования:
· Определение риска травли в студенческой среде.
· Выявление склонности студентов к разным ролям и позициям в ситуации травли.
· Выявление риска возникновения травли у студентов со склонностью к разным ролям и позициям в ситуации травли.
Гипотеза исследования: выбор ролей и позиций жертвы и инициатора влияет на риск возникновения травли в учебном коллективе.
Методический инструментарий:
1. «Опросник риска буллинга» А.А. Бочавер, В.Б. Кузнецова, Е.М. Бианки, П.В. Дмитриевский, М.А. Завалишина, Н. А. Капорская, К.Д. Хломов.
2. Методика на выявление «буллинг-структуры» Е.Г. Норкиной.
Количество испытуемых: 156 человек от 15 до 18 лет, учащиеся Высшего колледжа информатики (ВКИ) Советского района, из них 97 юношей и 59 девушек.
Полученные результаты:
1. Риск травли в студенческой среде
По данным исследования, у 17% респондентов выявлен риск возникновения травли, у 83% риск травли не выявлен.
Результаты в процентном соотношении представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Риск травли у учащихся в студенческой среде
Таким образом, можно говорить о том, что 17% учащихся сталкивались с высоким уровнем агрессивности, тревожностью, социальной изоляцией и неуважением в свой адрес в учебном коллективе.
Несмотря на то, что у 83% респондентов риск травли не выявлен, можно предположить, что в некоторых учебных группах имеется негативная психологическая атмосфера, фоновое напряжение, которое может быть связано с низким качеством отношений в коллективе и несоблюдением правил общения.
2. Склонность студентов к разным ролям и позициям в ситуации травли
В ходе исследования обнаружено, что часто избираемой ролью выступает роль защитника (82%). Такие студенты обладают наибольшим авторитетом среди сверстников. Достаточно часто избираемой ролью является роль жертвы (19%). Учащиеся, занимающие её, испытывают психологическое насилие, изолированность и одиночество, склонны ощущать опасность и тревогу.
Наименее избираемой ролью в ситуации травли является инициатор (8%), который имеет высокий потенциал агрессивности. Учащиеся, склонные к роли инициатора, могут нападать (вербальная и/или физическая агрессия) не только на сверстников, но и на педагогов, родных; наблюдатель (1%), который занимает позицию свидетеля; помощник (1%), который стремится помогать и подражать инициатору. Результаты в процентном соотношении по выборке представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Роли и позиции студентов, участвующих в травле
Исходя из полученных результатов, ролями, к которым более склонны учащиеся, в студенческой среде являются роли защитника и жертвы. Данный результат может свидетельствовать о наличии в некоторых группах психологического насилия, ощущения опасности, тревоги и социальной изолированности некоторых участников группы.
Полученные данные согласуются с результатами исследования за 2019 год по выявлению психологических ролей учащихся в ситуации школьной травли. По данным исследования за 2018 год выявлено, что у подростков в ситуации школьной травли также преобладают в большей степени роли защитника и жертвы.
3. Выявление риска возникновения травли у студентов со склонностью к разным ролям и позициям в ситуации травли
По результатам проведенного корреляционного анализа, обнаружены 3 положительные взаимосвязи и 4 отрицательные между риском травли и склонностью к разным ролям и позициям в ситуации травли (Рисунок 3).
Рисунок 3. Корреляционная матрица взаимосвязи риска травли с психологическими ролями и позициями
· Получена положительная взаимосвязь между шкалой небезопасности и психологической ролью жертвы, что может свидетельствовать о том, что чем больше учащийся ощущает в коллективе небезопасность (агрессивность со стороны сверстников, неуважение к себе, тревожность напряжение), тем больше он склонен испытывать психологическое насилие, тревогу и одиночество.
· Положительная взаимосвязь между шкалой разобщенности и ролью жертвы свидетельствует о том, что чем больше дистанция между подростками в коллективе, отсутствие сплоченности и поддержки, тем больше учащиеся склонны испытывать психологическое насилие, тревогу, опасность и одиночество.
· Обнаружена положительная взаимосвязь между насилия в группе и ролью жертвы. Данный результат говорит о том, что чем больше студент испытывает психологическое или физическое насилие в группе, тем он более склонен находиться в роли жертвы, быть социально изолированным, испытывать опасность, тревогу и одиночество.
· Выявлена отрицательная взаимосвязь между шкалой небезопасности и психологической ролью защитника, это говорит о том, что чем больше студент ощущает в коллективе небезопасность (агрессивность со стороны сверстников, неуважение к себе, тревожность напряжение), тем менее он склонен быть в роли защитника в ситуации травли и не являться авторитетом среди сверстников.
· Обнаружена отрицательная взаимосвязь между шкалой разобщенности и психологическими ролями инициатора и защитника. Данный результат говорит о том, что чем больше дистанция между подростками в коллективе, тем меньше учащиеся склонны быть в роли инициатора (проявлять вербальную и физическую агрессию) и не являться авторитетом среди сверстников.
· Выявлена отрицательная взаимосвязь между шкалой насилия в группе и ролью защитника. Данная корреляционная связь может говорить о том, что чем больше студент испытывает психологическое или физическое насилие в группе, тем он менее склонен быть в роли защитника в ситуации травли и не являться авторитетом среди сверстников.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что если студенты будут ощущать в коллективе небезопасность (агрессивность со стороны сверстников, неуважение к себе, тревожность, напряжение) и отсутствие поддержки, то в коллективе будет высокая выраженность риска травли.
4. Сравнительный анализ
Математическая обработка данных показала наличие значимых различий по шкале небезопасности. Результаты в средних значениях по выборке представлены на рисунке 4.
Рисунок 4. Значимые различия по шкале небезопасности
Среди учащихся у инициаторов (6,7) по сравнению с другими ролями более выражена небезопасность в учебной среде. Можно предположить, что подростки с психологической ролью инициатора проявляют агрессивность по отношению к другим, чтобы компенсировать свои недостатки или самоутвердиться за счет другого.
Обнаружены статистически значимые различия по шкале разобщенности. Результаты в средних значениях по выборке представлены на рисунке 5.
Рисунок 5. Статистические значимые различия по шкале разобщенности
Среди учащихся у жертв (3,5) в ситуации травли по сравнению с другими психологическими ролями более выражено напряжение в коллективе, тревога и отсутствие поддержки. Это можно объяснить тем, что на жертву в коллективе оказывается давление, которое вызывает у учащегося определенные состояния, в связи с чем жертва испытывает дискомфорт в учебной группе и не чувствует себя в безопасности.
Отмечаются достоверные различия по уровню выраженности риска травли. Результаты в процентном соотношении представлены на рисунке 6.
Рисунок 6. Значимые различия по уровню выраженности риска травли
У студентов, которые в ситуации травли занимают роль жертвы (67%) более выражен риск травли по сравнению с другими ролями. Это может указывать на то, что поведение жертвы (ее личностные особенности, поведение в коллективе) может провоцировать инициаторов к травле.
Обнаружены статистически значимые различия по уровню насилия в учебной среде. Результаты в средних значениях по выборке представлены на рисунке 7.
Рисунок 7. Значимые различия по уровню насилия в учебной среде
Учащихся, которые в ситуации травли занимают роль жертвы (70%) чаще сталкиваются с теми или иными проявлениями насилия (обзывания, насмешки, обидные жесты и действия со стороны сверстников, оскорбления со стороны учителей) в учебной среде по сравнению с другими психологическими ролями. Можно предположить, что это связано с тем, что студент, оказавшийся в роли жертвы в коллективе, испытывает напряжение, тревогу, беспомощность, одиночество, что указывает на социальную изолированность учащегося из коллективных процессов, а также на психологическое насилие.
Выводы
По результатам исследования установлено:
· у 17% респондентов выявлен риск возникновения травли, у 83% риск травли не выявлен.
· Ролями, к которым более склонны учащиеся, в студенческой среде являются роли защитника (82%) и жертвы (19%). Наименее избираемой ролью в ситуации травли является инициатор (8%), который имеет высокий потенциал агрессивности.
· Чем больше учащийся ощущает в коллективе небезопасность (агрессивность со стороны сверстников, неуважение к себе, тревожность напряжение), тем больше он склонен испытывать психологическое насилие, тревогу и одиночество.
· Чем больше дистанция между подростками в коллективе, отсутствие сплоченности и поддержки, тем больше учащиеся склонны испытывать психологическое насилие, тревогу, опасность и одиночество.
· Чем больше студент испытывает психологическое или физическое насилие в группе, тем он более склонен находиться в роли жертвы, быть социально изолированным, испытывать опасность, тревогу и одиночество.
· Если студенты будут ощущать в коллективе небезопасность (агрессивность со стороны сверстников, неуважение к себе, тревожность, напряжение) и отсутствие поддержки, то в коллективе будет высокая выраженность риска травли.
· Среди учащихся у инициаторов по сравнению с другими психологическими ролями более выражена небезопасность в учебной среде.
· Среди жертв в ситуации травли по сравнению с другими психологическими ролями более выражено напряжение в коллективе, тревога и отсутствие поддержки.
· У студентов, которые в ситуации травли занимают роль жертвы (67%) более выражен риск травли по сравнению с другими ролями.
· Учащихся, которые в ситуации травли занимают роль жертвы (70%) чаще сталкиваются с теми или иными проявлениями насилия (обзывания, насмешки, обидные жесты и действия со стороны сверстников, оскорбления со стороны учителей) в учебной среде по сравнению с другими психологическими ролями.
Направления профилактической работы:
· проведение диагностики уровня травли в студенческой среде в динамике;
· проведение семинаров-тренингов с педагогическим составом учебного заведения для развития необходимых навыков и знаний для предотвращения, решения конфликтов и ситуаций психологического насилия;
· проведение дискуссий; тренингов с подростками, направленных на уважительное отношение к другому и коммуникативную компетентность, а так же умение конструктивно преодолевать конфликтные ситуации;
· проведение семинаров для родителей, направленных на повышение компетентности в области родительского воспитания и личностных особенностей своего ребенка.