Меню Заказать звонок

ВЛИЯНИЕ РОЛЕЙ И ПОЗИЦИЙ В УЧЕБНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

НА РИСК ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРАВЛИ

 

Цель исследования: Выявление риска возникновения травли у студентов со склонностью к разным ролям и позициям в ситуации травли.

Исполнитель: МБУ Центр психолого-педагогической помощи молодёжи «Радуга».

Заказчик (запрос): Высший колледж информатики Новосибирского государственного университета (ВКИ).

Время проведения: Исследование проводилось в средних специальных учебных заведениях города Новосибирска с января по март 2020 г.

Объект исследования: Феномен травли в студенческой среде.

Предмет исследования: Склонность студентов к ролям и позициям в ситуации травли.

Пояснительная записка

Среди социально-психологических проблем, сопровождающих профессиональное образование, немаловажное значение имеет явление травли. Травля – умышленное, не носящее характера самозащиты, длительное (повторяющееся) физическое или психологическое насилие со стороны индивида или группы в отношении человека, который уступает им (по физическим или психологическим качествам) и не способен защитить себя.

Наиболее часто с формами психологического и физического насилия сталкиваются в подростковом возрасте, когда образ «Я» проходит важный этап развития. В этот момент на первый план выступает интимно-личностное общение со сверстниками, происходят активные физиологические изменения в организме подростка, что отражается на когнитивной сфере подростка. Снижается интерес к обучению, повышается конфликтность, агрессивность.

В связи со сменой учебного заведения старший подросток оказывается в новой социальной среде, приобретает социальный статус студента, осваивает новые социальные роли, что требует определенного времени на период адаптации. Помимо особенностей (психологических, физиологических и т.д.), обусловленных возрастом, на подростка в этот период оказывает влияние и групповая динамика нового коллектива.

Психологические особенности личности определяют склонность студента занимать ту или иную роль и позицию в ситуации травли. Рассматривают следующие роли и позиции в процессе травли:

1.        Психологическая роль инициатора (обидчика) характеризуется высоким потенциалом общей агрессивности. Они нападают не только на своих жертв, но и на педагогов и родных.

2.        Психологическая роль помощника инициатора характеризуется стремлением помогать и подражать «обидчику». Помощники пользуются прямым агрессивным воздействием: обзывают и бьют.

3.        Психологическая роль защитника ­– такие учащиеся обладают наибольшим авторитетом среди сверстников. Они реже всех проявляют агрессивные воздействия по отношению к одноклассникам и подвергаются им.

4.        Психологическая роль жертвы – такие подростки испытывают психологическое насилие, изолированность, одиночество, ощущение опасности и тревоги.

5.        Психологическая роль наблюдателя (свидетеля) – такие учащиеся не вмешиваются в конфликты, не подпадают ни под чье влияние, просто смотрят со стороны.

Несмотря на наличие исследований, посвящённых проблеме травли, неизученным аспектом является склонность учащихся к определенной роли и позиции в ситуации травли.

 

Задачи исследования:

·       Определение риска травли в студенческой среде.

·       Выявление склонности студентов к разным ролям и позициям в ситуации травли.

·       Выявление риска возникновения травли у студентов со склонностью к разным ролям и позициям в ситуации травли.

 

Гипотеза исследования: выбор ролей и позиций жертвы и инициатора влияет на риск возникновения травли в учебном коллективе.

 

Методический инструментарий:

1.   «Опросник риска буллинга» А.А. Бочавер, В.Б. Кузнецова, Е.М. Бианки, П.В. Дмитриевский, М.А. Завалишина, Н. А. Капорская, К.Д. Хломов.

2.   Методика на выявление «буллинг-структуры» Е.Г. Норкиной.

 

Количество испытуемых: 156 человек от 15 до 18 лет, учащиеся Высшего колледжа информатики (ВКИ) Советского района, из них 97 юношей и 59 девушек.

 

Полученные результаты:

 

1.   Риск травли в студенческой среде

По данным исследования, у 17% респондентов выявлен риск возникновения травли, у 83% риск травли не выявлен.

Результаты в процентном соотношении представлены на рисунке 1.


Рисунок 1. Риск травли у учащихся в студенческой среде

 

Таким образом, можно говорить о том, что 17% учащихся сталкивались с высоким уровнем агрессивности, тревожностью, социальной изоляцией и неуважением в свой адрес в учебном коллективе.

Несмотря на то, что у 83% респондентов риск травли не выявлен, можно предположить, что в некоторых учебных группах имеется негативная психологическая атмосфера, фоновое напряжение, которое может быть связано с низким качеством отношений в коллективе и несоблюдением правил общения.

 

2.   Склонность студентов к разным ролям и позициям в ситуации травли

В ходе исследования обнаружено, что часто избираемой ролью выступает роль защитника (82%). Такие студенты обладают наибольшим авторитетом среди сверстников. Достаточно часто избираемой ролью является роль жертвы (19%). Учащиеся, занимающие её, испытывают психологическое насилие, изолированность и одиночество, склонны ощущать опасность и тревогу.

Наименее избираемой ролью в ситуации травли является инициатор (8%), который имеет высокий потенциал агрессивности. Учащиеся, склонные к роли инициатора, могут нападать (вербальная и/или физическая агрессия) не только на сверстников, но и на педагогов, родных; наблюдатель (1%), который занимает позицию свидетеля; помощник (1%), который стремится помогать и подражать инициатору.  Результаты в процентном соотношении по выборке представлены на рисунке 2.


Рисунок 2. Роли и позиции студентов, участвующих в травле

 

Исходя из полученных результатов,  ролями, к которым более склонны учащиеся, в студенческой среде являются роли защитника и жертвы. Данный результат может свидетельствовать о наличии в некоторых группах психологического насилия, ощущения опасности, тревоги и социальной изолированности некоторых участников группы.

Полученные данные согласуются с результатами исследования за 2019 год по выявлению психологических ролей учащихся в ситуации школьной травли. По данным исследования за 2018 год выявлено, что у подростков в ситуации школьной травли также преобладают в большей степени роли защитника и жертвы.

 

 

 

3.   Выявление риска возникновения травли у студентов со склонностью к разным ролям и позициям в ситуации травли

По результатам проведенного корреляционного анализа, обнаружены 3 положительные взаимосвязи и 4 отрицательные  между риском травли и склонностью к разным ролям и позициям в ситуации травли (Рисунок 3). 


Рисунок 3. Корреляционная матрица взаимосвязи риска травли с психологическими ролями и позициями

 

·       Получена положительная взаимосвязь между шкалой небезопасности и психологической ролью жертвы, что может свидетельствовать о том, что чем больше учащийся ощущает в коллективе небезопасность (агрессивность со стороны сверстников, неуважение к себе, тревожность напряжение), тем больше он склонен испытывать психологическое насилие, тревогу и одиночество.

·       Положительная взаимосвязь между шкалой разобщенности и ролью жертвы свидетельствует о том, что чем больше дистанция между подростками в коллективе, отсутствие сплоченности и поддержки, тем больше учащиеся склонны испытывать психологическое насилие, тревогу, опасность и одиночество.

·       Обнаружена положительная взаимосвязь между насилия в группе и ролью жертвы. Данный результат говорит о том, что чем больше студент испытывает психологическое или физическое насилие в группе, тем он более склонен находиться в роли жертвы, быть социально изолированным, испытывать опасность, тревогу и одиночество.

·       Выявлена отрицательная взаимосвязь между шкалой небезопасности и психологической ролью защитника, это говорит о том, что чем больше студент ощущает в коллективе небезопасность (агрессивность со стороны сверстников, неуважение к себе, тревожность напряжение), тем менее он склонен быть в роли защитника в ситуации травли и не являться авторитетом среди сверстников.  

·       Обнаружена отрицательная взаимосвязь между шкалой разобщенности и психологическими ролями инициатора и защитника. Данный результат говорит о том, что чем больше дистанция между подростками в коллективе, тем меньше учащиеся склонны быть в роли инициатора (проявлять вербальную и физическую агрессию) и не являться авторитетом среди сверстников.

·       Выявлена отрицательная взаимосвязь между шкалой насилия в группе и ролью защитника. Данная корреляционная связь может говорить о том, что чем больше студент испытывает  психологическое или физическое насилие в группе, тем он менее склонен быть в роли защитника в ситуации травли и не являться авторитетом среди сверстников. 

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что если студенты будут ощущать в коллективе небезопасность (агрессивность со стороны сверстников, неуважение к себе, тревожность, напряжение) и отсутствие поддержки, то в коллективе будет высокая выраженность риска травли.

 

4. Сравнительный анализ

Математическая обработка данных показала наличие значимых различий по шкале небезопасности. Результаты в средних значениях по выборке представлены на рисунке 4.


Рисунок 4. Значимые различия по шкале небезопасности

 

Среди учащихся у инициаторов (6,7) по сравнению с другими ролями более выражена небезопасность в учебной среде. Можно предположить, что подростки с психологической ролью инициатора проявляют агрессивность по отношению к другим, чтобы компенсировать свои недостатки или самоутвердиться за счет другого. 

Обнаружены статистически значимые различия по шкале разобщенности. Результаты в средних значениях по выборке представлены на рисунке 5.


Рисунок 5. Статистические значимые различия по шкале разобщенности

 

Среди  учащихся у жертв (3,5) в ситуации травли по сравнению с другими психологическими ролями более выражено напряжение в коллективе, тревога и отсутствие поддержки. Это можно объяснить тем, что на жертву в коллективе оказывается давление, которое вызывает у учащегося определенные состояния, в связи с чем жертва испытывает дискомфорт в учебной группе и не  чувствует себя в безопасности.

Отмечаются достоверные различия по уровню выраженности риска травли. Результаты в процентном соотношении представлены  на рисунке 6. 


Рисунок 6. Значимые различия по уровню выраженности риска травли

 

У студентов, которые в ситуации травли занимают роль жертвы (67%) более выражен риск травли по сравнению с другими ролями. Это может указывать на то, что поведение жертвы (ее личностные особенности, поведение в коллективе) может провоцировать инициаторов к травле.

 

Обнаружены статистически  значимые различия по уровню насилия в учебной среде. Результаты в средних значениях по выборке представлены на рисунке 7.


Рисунок 7. Значимые различия по уровню насилия в учебной среде

 

Учащихся, которые в ситуации травли занимают роль жертвы (70%)  чаще сталкиваются с теми или иными проявлениями насилия (обзывания, насмешки, обидные жесты и действия со стороны сверстников, оскорбления со стороны учителей) в учебной среде по сравнению с другими психологическими ролями. Можно предположить, что это связано с тем, что студент, оказавшийся в роли жертвы в  коллективе,  испытывает напряжение,  тревогу, беспомощность, одиночество, что указывает на социальную изолированность учащегося из коллективных процессов, а также на психологическое насилие.

 

Выводы

По результатам исследования установлено:

·       у 17%  респондентов выявлен риск возникновения травли, у 83% риск травли не выявлен.

·       Ролями, к которым более склонны учащиеся, в студенческой среде являются роли защитника (82%) и жертвы (19%). Наименее избираемой ролью в ситуации травли является инициатор (8%), который имеет высокий потенциал агрессивности.

·       Чем больше учащийся ощущает в коллективе небезопасность (агрессивность со стороны сверстников, неуважение к себе, тревожность напряжение), тем больше он склонен испытывать психологическое насилие, тревогу и одиночество.

·       Чем больше дистанция между подростками в коллективе, отсутствие сплоченности и поддержки, тем больше учащиеся склонны испытывать психологическое насилие, тревогу, опасность и одиночество.

·       Чем больше студент испытывает  психологическое или физическое насилие в группе, тем он более склонен находиться в роли жертвы, быть социально изолированным, испытывать опасность, тревогу и одиночество.

·       Если студенты будут ощущать в коллективе небезопасность (агрессивность со стороны сверстников, неуважение к себе,  тревожность, напряжение) и отсутствие поддержки, то в коллективе будет высокая выраженность риска травли.

·       Среди учащихся у инициаторов по сравнению с другими психологическими ролями более выражена небезопасность в учебной среде.

·       Среди жертв в ситуации травли по сравнению с другими психологическими ролями более выражено напряжение в коллективе, тревога и отсутствие поддержки.

·       У студентов, которые в ситуации травли занимают роль жертвы (67%) более выражен риск травли по сравнению с другими ролями.

·       Учащихся, которые в ситуации травли занимают роль жертвы (70%)  чаще сталкиваются с теми или иными проявлениями насилия (обзывания, насмешки, обидные жесты и действия со стороны сверстников, оскорбления со стороны учителей) в учебной среде по сравнению с другими психологическими ролями.

 

Направления профилактической работы:

·       проведение диагностики уровня  травли в студенческой среде в динамике;

·       проведение семинаров-тренингов с педагогическим составом учебного заведения для развития необходимых навыков и знаний для предотвращения, решения конфликтов и ситуаций психологического насилия;

·       проведение дискуссий; тренингов с подростками, направленных на уважительное отношение к другому и коммуникативную компетентность, а так же умение конструктивно преодолевать конфликтные ситуации;

·        проведение семинаров для родителей, направленных на повышение компетентности в области родительского воспитания и личностных особенностей своего ребенка.

 

Задать вопрос специалисту
г. Новосибирск, ул. Кутателадзе, 16
(383) 204-90-73
(383) 204-90-78
×
Заказать звонок
Заказать звонок