Меню Заказать звонок

ВЛИЯНИЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ НА ОШИБОЧНЫЕ ОБРАЗЦЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

Цель исследования: Определение выраженности ошибочных образцов решения конфликтов у подростков после психокоррекционных занятий.

Заказчик: Общеобразовательные школы Советского района.

Исполнитель: МБУ Центр психолого-педагогической помощи молодежи «Радуга».

Время проведения: Исследование проводилось в СОШ Советского района города Новосибирска с сентября 2019 г. по май 2020 г.

Объект исследования: ошибочные образцы решения конфликтов подростками.

Предмет исследования: характер изменения ошибочных образцов решения конфликтов после психокоррекционных занятий.

Гипотеза: Частота принятия ошибочных образцов решения конфликтов подростками снижается после психокоррекционных занятий.

 

Пояснительная записка:

Современные исследования свидетельствуют об увеличении процента проявления девиантных форм поведения в возрастной группе подростков. Это указывает на преимущественный выбор подростками ошибочных образцов решения конфликтов.

Наибольшее беспокойство как у специалистов, так и у родителей вызывает высокий уровень риска суицидального поведения подростков. Анализ представленных в психологической области исследований свидетельствует об отсутствии данных о влиянии психокоррекционных занятий на выбор подростками ошибочных образцов решения конфликтов, в частности суицидального поведения.

 

В данной работе использованы следующие определения:

Ошибочные образцы решения конфликтов – формы девиантного поведения, одной из которых выступает суицидальное поведение.

Демонстративность – навязчивое желание привлечь к себе внимание, которое выражается во внешних проявлениях эмоциональности и выразительных действиях и поступках. Зачастую имеющее проявление в «шантаже», «истероидном выпячивании трудностей», демонстративном суицидальном поведении, которое переживается человеком как «крик о помощи».

Аффективность – доминирование эмоциональной сферы над интеллектуальной в оценке ситуации.

Уникальность – восприятие себя, сложившейся ситуации, как неповторимой, отличающейся от других, которая подразумевает исключительный варианты выхода, в частности, суицид.

Несостоятельность – неспособность решить жизненные задачи, склонность демонстрировать свою неполноценность в сложившихся ситуациях.

Социальный пессимизм – восприятие мира как враждебного, который не соответствует представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими.

Слом культурных барьеров – поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение, а в некоторых случаях делающих его привлекательным за счет подражания суицидальным моделям поведения из литературы и кино.

Максимализм – крайность в требованиях и взглядах. Точка зрения, согласно которой человек признаёт только что-то конкретное, крайнее, чрезмерное. 

Временная перспектива – неумение планировать будущее. Это может быть следствием фиксации на текущих проблемах, чувства неразрешимости, страх неудач и поражений в будущем.

Антисуицидальный фактор – сформированность положительных жизненных установок, психологические особенности человека, которые препятствуют осуществлению суицидальных намерений.

Задачи исследования:

1.    Определить уровень суицидального риска у подростков до и после психокоррекционных занятий.

2.    Выявить выраженность у подростков диагностических концептов суицидального поведения как одной из форм ошибочных образцов решения конфликтов.

3.    Провести сравнительный анализ выраженности диагностических концептов суицидального поведения до и после психокоррекционных занятий.

 

Методический инструментарий: опросник суицидального риска Т.Н. Разуваевой.

 

Количество испытуемых: 168 человек в возрасте от 13 до 18 лет, из них: 82 девушки и 86 юношей.

 

Полученные результаты:

1. Риск суицидального поведения у подростков

По результатам повторного исследования риска суицидального поведения у подростков, посещавших психокоррекционные занятия, обнаружено:

– риск суицидального поведения составляет 8,3% выборки (14 человек);

– риск суицидального поведения не выявлен у 91,7% выборки (154 человека).

Графически результаты представлены на рисунке 1.


Рисунок.1 Риск суицидального поведения у подростков

Сравнительный анализ данных до и после посещения подростками психокоррекционных занятий указывает на снижение риска суицидального поведения у подростков на 5,6%. В процентном соотношении результаты представлены на рисунке 2.


Рисунок 2. Риск суицидального поведения у подростков до и после психокоррекционных занятий


 2. Диагностические концепты суицидального поведения подростков

Суицидальное поведение, как одна из форм ошибочных образцов решения конфликтов подростками, описывается через диагностические концепты, выраженность которых указывает на риск возникновения суицидального поведения.

Результаты исследования позволяют произвести анализ выраженности диагностических концептов суицидального поведения у подростков (рисунок 3).


Рисунок 3. Диагностические концепты суицидального поведения у подростков после психокоррекционных занятий

Наибольший процент выраженности составляют:

·       аффективность (32,1%), проявляющаяся в доминировании эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации, особенно если ситуация является для подростка психотравмирующей;

·       социальный пессимизм (30,4%), выражающийся в восприятие подростком мира как враждебного, не соответствующего его представлениям о нормальных или удовлетворительных отношениях с окружающими.

Выраженность остальных диагностических концептов суицидального поведения у подростков составляет меньший процент:

·       максимализм (16,1%) на ценностном уровне проявляется в преувеличении подростком значимости малейшей потери с одновременным преуменьшением значимости имеющихся достижений;

·       несостоятельность (10,1%) выражается в ощущении подростком своей несостоятельности (физической, социальной, моральной и т.д.), некомпетентности, ненужности, «выключенности» из мира;

·       временная перспектива (10,1%) характеризуется как невозможность конструктивного планирования будущего подростком вследствие сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформации чувства неразрешимости текущей проблемы в глобальный страх неудач и поражений в будущем;

·       демонстративность (6,5%) проявляется у подростков как желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания;

·       уникальность (6,5%) выражается в восприятии подростком себя, ситуации, и, возможно, собственной жизни в целом как явления исключительного, не похожего на другие, и, следовательно, подразумевающего исключительные варианты выхода, в частности, суицид;

·       слом культурных барьеров (1,2%) представляет собой культ самоубийства: поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере привлекательным.

   3. Сравнительный анализ выраженности диагностических концептов суицидального поведения до и после психокоррекционных занятий

Для проведения сравнительного анализа выраженности диагностических концептов суицидального поведения до и после психокоррекционных занятий был применен непараметрический критерий знаков G.

Результаты сравнительного анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Сравнительный анализ выраженности диагностических концептов суицидального поведения до и после психокоррекционных занятий

Диагностические концепты суицидального поведения

Экспериментальные группы

N

(количеств. показатель)

Gэмп.

Уровень достоверности различий (p)

Демонстративность (Д)

Д ЭГ1 > Д ЭГ2

95

-6,30

0,0001

Д ЭГ1 < Д ЭГ2

25

Д ЭГ1 = Д ЭГ2

48

Аффективность (А)

А ЭГ1 > А ЭГ2

90

-4,94

0,0001

А ЭГ1 < А ЭГ2

34

А ЭГ1 = А ЭГ2

44

Уникальность (У)

У ЭГ1 > У ЭГ2

88

-5,83

0,0001

У ЭГ1 < У ЭГ2

25

У ЭГ1 = У ЭГ2

55

Несостоятельность (Н)

Н ЭГ1 > Н ЭГ2

76

-3,36

0,001

Н ЭГ1 < Н ЭГ2

39

Н ЭГ1 = Н ЭГ2

53

Социальный пессимизм (СП)

СП ЭГ1 > СП ЭГ2

88

-4,69

0,001

СП ЭГ1 < СП ЭГ2

35

СП ЭГ1 = СП ЭГ2

45

Слом культурных барьеров (СКБ)

СКБ ЭГ1 > СКБ ЭГ2

48

-3,42

0,001

СКБ ЭГ1 < СКБ ЭГ2

19

СКБ ЭГ1 = СКБ ЭГ2

101

Максимализм (М)

М ЭГ1 > М ЭГ2

53

-1,81

0,07

М ЭГ1 < М ЭГ2

35

М ЭГ1 = М ЭГ2

80

Временная перспектива (ВП)

ВП ЭГ1 > ВП ЭГ2

87

-4,40

0,0001

ВП ЭГ1 < ВП ЭГ2

37

ВП ЭГ1 = ВП ЭГ2

44

Примечание

1 ЭГ1 – подростки до психокоррекционных занятий, ЭГ2 – подростки после психокоррекционных занятий;


Полученные результаты показывают, что статистически значимые изменения в выраженности диагностических концептов суицидального поведения подростков после психокоррекционных занятий зафиксированы по следующим параметрам:

·       демонстративность;

·       аффективность;

·       уникальность;

·       несостоятельность;

·       социальный пессимизм;

·       слом культурных барьеров;

·       временная перспектива.

Эмпирические данные по диагностическому концепту «максимализм» находятся в зоне статистической незначимости. Тем не менее, качественный анализ изменений по диагностическому концепту «максимализм» показывает, что в 31,6% случаев произошло снижение выраженности параметра, в 20,8% – увеличение, в 47,6% случаев результат не изменился. Полученный результат позволяет предположить, что работа в этом направлении с подростками требует более продолжительного временного диапазона, так как максимализм является в этот период возрастной нормой.

Статистически значимые изменения, полученные по результатам математической обработки данных, графически представлены на рисунке 4.

Качественный анализ данных показывает, что снижение риска суицидального поведения после психокоррекционных занятий с подростками зафиксировано посредством снижения выраженности следующих диагностических концептов:

– демонстративность (снижение на 56,5%);

– аффективность (снижение на 53,6%);

– уникальность (снижение на 52,4%);

– несостоятельность (снижение на 45,2%);

– социальный пессимизм (снижение на 52,4%);

– временная перспектива (снижение на 51,8%).

Таким образом, в процессе психокоррекционных занятий подростки приобрели навыки саморегуляции эмоциональных состояний, конструктивного выражения эмоций и потребности в сочувствии и понимании; получили объективное представление о себе, своих способностях и возможностях, что способствовало более конструктивному планированию будущего; расширили представление о гармоничных взаимоотношениях с окружающими, что заложило основу формирования положительной концепции окружающего мира.

Выраженность диагностического концепта «слом культурных барьеров» у большего процента подростков (60,1%) осталась без изменений. Тем не менее, в 28,6% случаев отмечено статистически значимое снижение, что свидетельствует об изменении ценностного отношения к культу самоубийства в сторону уменьшения его привлекательности.


Рисунок 4. Сравнительный анализ выраженности диагностических концептов суицидального поведения до и после психокоррекционных занятий

 

ВЫВОДЫ

1. Суицидальное поведение является одной из форм ошибочных образцов решения конфликтов подростками. После психокоррекционных занятий зафиксировано снижение риска суицидального поведения у подростков на 5,6%.

2.  Наибольший процент выраженности  составляют диагностические концепты «аффективность» и «социальный пессимизм», указывающие на риск суицидального поведения.

3. После психокоррекционных занятий статистически значимо снизилась выраженность следующих диагностических концептов риска суицидального поведения подростков: демонстративность, аффективность, уникальность, несостоятельность, социальный пессимизм, слом культурных барьеров, временная перспектива.

 

Направления работы по профилактике ошибочных образцов решения конфликтов подростками

1. Работа с подростками:

 

2. Работа с родителями и педагогами:

Задать вопрос специалисту
г. Новосибирск, ул. Кутателадзе, 16
(383) 204-90-73
(383) 204-90-78
×
Заказать звонок
Заказать звонок