ВАШ НЕОБЫКНОВЕННЫЙ ЛЕВОРУКИЙ РЕБЕНОК
Довольно часто можно услышать о леворуком ребенке: «Он у нас особенный, необыкновенный ребенок!» В чем же его необыкновенность? Все дело в том, что леворукие дети отличаются от своих товарищей не только ведущей рукой, но и особенностями работы таких процессов, как восприятие, внимание, воображение и др. Эти особенности обусловлены асинхронностью развития психических процессов вследствие особой организации межполушарных и внутриполушарных связей головного мозга. Зачастую это отражается на темпе развития психических процессов, которое происходит несколько медленнее, чем у праворуких детей. Именно эти особенности развития и функционирования психических процессов вызывают трудности в адаптации леворуких детей к школе.
Как же помочь леворукому ребенку?
Психологи предлагают несколько простых рекомендаций.
* Учимся общаться
Речь является одним из ведущих процессов, обеспечивающих развитие ребенка. Кроме того, леворукие дети часто бывают замкнуты, необщительны, у них могут возникать трудности в общении со сверстниками. Помощью ребенку в данном случае будет посещение различных мероприятий, театров, выставок, кружков, где у него появится возможность познакомиться и пообщаться с интересными людьми, обрести друзей. Посетив с ребенком театр, музей или сходив на какое-нибудь мероприятие, обсудите с ребенком: что ему понравилось, что больше всего запомнилось, о чем он хочет узнать больше, куда еще хочет сходить.
* Формируем произвольную саморегуляцию
Леворукий ребенок должен понять и усвоить нормы и правила (ритуалы) поведения в семье, гостях, школе, основные принципы «ролевого» взаимодействия. Дело в том, что, в отличие от праворуких, леворукие дети усваивают все эти правила и нормы только путем многократного повторения, доведенного до автоматизма. Чтобы помочь ребенку запомнить все эти правила, попросите его напомнить Вам, как правильно общаться с учителем, что нужно делать, приходя домой с улицы и т.д.
* Развиваем внимание
Развивать внимание можно с помощью игр, которые очень нравятся детям:
♥ «Море волнуется»
♥ «Замри-отомри»
♥ «Морской бой»
♥ «Крестики-нолики»
♥ «Хлопки». Ребенок свободно передвигается по комнате. На один ваш хлопок он должен присесть на корточки, на два – сделать «ласточку», на три – встать с поднятыми вверх прямыми руками и др.
* Развиваем мышление
В развитии мышления также помогут любимые детьми игры:
♥ «Назови причину и следствие». Попросите ребенка назвать причину явлений: наводнение (пример ответа: таяние снега, разлив реки), почки распустились, птицы запели, двойка, живот болит, мама сердится, пылесос работает и т.д.;
♥ «Расставь события по порядку». Предложите ребенку (сначала в виде отдельных картинок) расставить по порядку известные ему события:
– Я ложусь спать, я обедаю, я смотрю телевизор, я иду в школу, я чищу зубы и т.д.
– Листья зеленеют, цветы желтеют, созревает клубника, зарядили дожди, выпал снег и т.д.
♥ «Ранжирование». Объясните ребенку, что такое ранжирование, и попросите его проранжировать по определенному принципу: несколько цифр или чисел, букв, палочек разной длины, более и менее жестких предметов; понятий: горох-абрикос-арбуз-апельсин-вишня; пчела-воробей-бабочка-страус-сорока; зуб-рука-шея-бровь-нога; молчать-говорить-кричать-шептать и т.п.
Леворукие дети обладают невероятным потенциалом, реализовать который они могут, если в этом им помогут заботливые родители и учителя. Трудолюбивый леворукий ребенок сможет многого добиться. А помочь ему в этом могут любимые игры. С помощью игр можно развивать не только внимание и мышление, но также восприятие, память, речь, координацию и т.д. Помогите леворукому ребенку быть счастливым!
Овчинникова Светлана Вячеславовна
педагог-психолог