Меню Заказать звонок

УРОВЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ И СТРУКТУРА ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ

 

Цель исследования: Определение уровня выраженности и структуры агрессии у подростков Советского района г.Новосибирска.

Исполнитель: МБУ Центр психолого-педагогической помощи молодежи «Радуга»

Заказчик: Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Советского района города Новосибирска.

Время проведения: Исследование проводилось в школах Советского района города Новосибирска с января 2019 г. по март 2019 г.

Объект исследования: агрессия и агрессивность

Предмет исследования: формы и уровень выраженности агрессии у подростков 15-17 лет

Пояснительная записка: В настоящее время проблема агрессии часто становится актуальной. Число обращений по поводу подростков, совершающих асоциальные действия, такие как алкоголизм, воровство, хулиганство, нарушение общественного порядка достаточно велико. Не говоря о демонстративном и вызывающем поведении по отношению к взрослым.

Изучение уровня и структуры агрессии у подростков может способствовать поиску новых подходов в педагогической практике, имеющих целью, воспитывать разносторонне развитых детей и подростков, способных к конструктивному взаимодействию в обществе и в том числе как профилактика девиантного поведения в этой возрастной группе.

Вопросы, посвященные анализу агрессии и насилия, исследуются как в работах зарубежных авторов К. Лоренца, Д. Ричардсона, А. Бандуры, так и отечественных исследователей А.А. Реана, Л.В. Скворцова. Можно выделить два подхода к данной теме: первый предполагает, что агрессия – это свойство, заложенное в самой природе человека, второй, что способность к агрессии это результат фрустрации, неудовлетворения индивидом основных потребностей. Выделяют различные компоненты агрессии, например, конструктивный, деструктивный и дефицитарный.

В данной работе использованы следующие определения форм деструктивного поведения:

·  Агрессия как мотивированное деструктивное поведение, которое противоречит общественным правилам и нормам, и причиняет физический или моральный вред окружающим.

·  Агрессивность как ситуативная или личностная склонность к разрушительному поведению, причиняющая физический вред окружающим объектам (предметы, люди).

·  Цинизм как устойчивое презрительное отношение человека к культуре общества, к его духовным и нравственным ценностям. Как личностная позиция человека выражается в демонстративном пренебрежении к принятым нормам и традициям.

·  Враждебность как негативное отношение к другому человеку или группе людей.

 

Задачи исследования:

1.    Измерить общий индекс агрессии и её структуру у подростков по методике Бойко.  

2.    Определить степень выраженности у подростков трёх форм агрессии: агрессивность, цинизм, враждебность по опроснику Кука-Медли.

3.    Определить степень выраженности у подростков трёх форм агрессии: физическая агрессия, гнев, враждебность по опроснику BPAQ-24.

4.    Интерпретировать данные эмпирического исследования.

 

Методический инструментарий:

1.  Опросник на определение интегральных форм коммуникативной агрессивности В.В. Бойко.

2. Краткий опросник для диагностики склонности к неявному агрессивному и враждебному поведению Кука-Медли (на русский язык переведен без стандартизации Л.Н.Собчик). 

3. Опросник BPAQ (Buss-Perry Aggression Questionnaire, 1992) разработан А.Бассом и М. Перри для диагностики склонности к агрессии (русскоязычная версия опросника BPAQ-24).      

 

Количество испытуемых: 103 человек от 15 до 17 лет, из них: 56 девушек и 47 юношей.


Полученные результаты:

I. По методике Бойко индекс агрессии может быть низким, невысоким, средним, повышенным и высоким и определяется по ряду таких параметров как: спонтанность агрессии, провоцирование агрессии, аутоагрессия и другие.

В результате исследования выявлено, что среднее значение индекса агрессии по всей выборке составило 22,06 балла, что соответствует среднему уровню. Этот результат отмечается у большинства опрашиваемых. Обычно он обусловлен спонтанной агрессией и сопряжен со слабой способностью к ее торможению (рисунок 1).

 

 

 

Рисунок 1. Среднее значение индекса агрессии по всей выборке

 в сравнении с нормативом среднего уровня (в баллах).

 

По данным исследования 38% подростков от всей выборки имеют невысокий уровень агрессии.   Как правило такие значения обусловлены спонтанной агрессией и сопряжен с неумением переключать агрессию, при необходимости, на деятельность и неодушевленные предметы.

У большинства исследуемых 57% индекс агресси находится на среднем уровне.  Только 5 % подростков имеют повышенный уровень индекса агрессии. Этот уровень кроме выше указанных параметров характеризуется такими деструктивными проявлениями агрессии, как провоцирование и аутоагресиия. Высокого уровня индекса агрессии в данной выборке не выявлено (рисунок 2).

 


Рисунок 2. Распределение индекса агрессии по уровням.

  

При разделении выборки по половому признаку получены следующие данные: у девушек и у юношей общий индекс агрессии находится на уровне - 22 балла, что не выходит за предельные значения среднего уровня (рисунок 3). Различие в группах составило менее одной десятой балла.

 

 

 

Рисунок 3. Средние значения индекса агрессии по половому признаку (в баллах).

 

Индекс агрессии выводится с учетом ряда параметров, которые по разному проявляются в его структуре. У юношей выраженно: склонность к отраженной агрессии - 14%, провоцирование агрессии - 13%, аутоагрессия - 13%, неумение переключать агрессию - 12%, спонтанность агрессии - 11%, расплата за агрессию - 9%, удовольствие от агрессии -  7%, неспособность тормозить агрессию - 7% (рисунок 4).

 


Рисунок 4. Структура индекса агрессии у юношей.

 

У девушек наиболее выраженные компоненты агрессии распложены в следующем порядке: аутоагрессия - 15%, неумение перключать агрессию - 14%, склонность к отраженной агрессии - 13%,  расплата за агрессию - 13%, спонтанность агрессии - 12%, провоцирование агрессии - 11%, склонность заражаться агрессией толпы - 6%, удовольствие от агрессии - 6% (рисунок 5).

 

 

 

Рисунок 5.  Структура индекса агрессии у девушек.

 

Таким образом, в структуре индекса агрессии у юношей и девушек общим является преобладание следующих компонентов:

·  «провоцирование» - 13% у юношей и 11% у девушек;

·  «аутоагрессия -  13% у юношей и 15% у девушек;

·  «склонность к отраженной агрессии» -  14% у юношей и 13% у девушек;

·  «неумение переключать агрессию» - 12% у юношей и 14% у девушек.

·  «расплата за агрессию» - 9% у юношей, 13% у девушек

 

При этом преобладание в структуре агрессии компонента «провоцирование» и «расплата за агрессию» является нетипичным для средних значений индекса и может объясняться  максимализмом в суждениях, упорством в отстативании своих взглядов,  склонностю к черно-белому восприятию событий, что свойственно подростковому периоду.

 Различия по всем  компонентам составило менее одного балла. С точки зрения современных исследований, подобные различия могут объясняться как особенностями выборки, так и разницей социальных представлений о функциях агресии. Мужчины относятся к  агрессии как к инструменту, считая ее моделью поведения к которому прибегают для получения разнообразного социального и материального вознаграждения. Женщины склонны рассматривать агрессию как средство выражения эмоций, снятия стресса путем спонтанного высвобождения агрессивной энергии, и при этом менеее склонны проявлять свое недовольство. Этим может объясняться преобладание в структуре агрессивных проявлений у девушек по сравнению с юношами таких параметров как «аутоагрессии» и «расплата за агрессию», «спонтанность агрессии» 

Проведенный сравнительный анализ структуры агрессии подростков имеющих средний уровень агрессии и подростков с повышенным уровнем агрессивности, показал, что у ребят с повышенным уровнем индекса агрессии преобладают все составляющие компоненты. Особенно выражены «спонтанность агрессии», «расплата за агрессию», провоцирование агрессии» и «склонность к отраженной агрессии» (рисунок 6).

 

 


Рисунок 6. Компоненты индекса агрессии в зависимость от уровня выраженности (в баллах).

 

II. По методике Кука-Медли выраженность агрессии может быть высокой, средней и низкой. По данным исследования уровень выраженности трех форм агрессии (цинизма, агрессивности и враждебности) опрошенных подростков не выходит за рамки средних значений (рисунок 7).

Наибольшие средние значения регистрируются по шкале «Цинизм». Цинизм определяют, как личностную (иногда шире - жизненную) позицию, выражающую демонстративное пренебрежение к принятым нормам и традициям, мешающим решению прагматических задач и/или малопригодных в практическом смысле. У подростков он может выражаться как максимализм в суждениях, нетерпимость к фальши или как знак протеста против обыденности и навязываемых стереотипов. Подобные проявления вполне соответствуют одной из задач подросткового возраста – формированию собственных норм и правил поведения, согласующихся с личными особенностями подростка, а не установленными родителями.                     

Средние показатели по шкале «Агрессивность» включают проявление черт необходимых для активной жизни: настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий.   Кроме того, агрессию может вызвать ситуация, связанная со стремлением к справедливости. Некоторые случаи агрессивного проявления связаны с избавлением от фрустрации и тревоги.

Враждебность можно определить, как негативную установку к другому человеку или группе людей, которая находит свое выражение в крайне неблагоприятной оценке своего объекта жертвы. Средние показатели по шкале «Враждебность» у подростков скорее говорят о способности выражать свою недоброжелательность к непонравившимся людям. Проявления враждебности в поведении, может носить скрытые формы негативизм, нежелание сотрудничать, избегание общения и т. д.


Рисунок 7. Уровень выраженности форм агрессии по опроснику Кука-Медли (в баллах).

 

      При разделении выборки по половому признаку выявлено незначительное превышение показателей по всем трем шкалам у юношей, не выходящие за средние установленные.

 

       В опроснике BPAQ-24, вывод о выраженности того или иного признака делается по аналогии со шкалой нормального распределения: до 30% от общего числа баллов отсутствие или незначительная выраженность признака, выше 60 % от общего числа баллов явно выраженный признак, склонность к агрессии. По данным исследования уровень выраженности трех форм агрессии (физическая агрессия, гнев и враждебности) опрошенных подростков не выходит за рамки средних значений (рисунок 8).

       При разделении выборки по полову признаку выявлено незначительное превышением женской выборки над мужской по шкалам «Враждебность» и «Гнев», а по шкале «Физическая агрессиия» значительная разница в пользу юношей. Подобные результаты можно объяснить разницей восприятия. У юношей, агрессия как инструмент достижения разнообразного социального и материального вознаграждения. Девушки склонны рассматривать агрессию как средство выражения эмоций, снятия стресса путем спонтанного высвобождения агрессивной энергии, и при этом менеее склонны проявлять свое недовольство (рисунок 9).

 


Рисунок 8. Уровень выраженности форм агрессии по опроснику BPIQ-24 (в баллах).

 

 


 

Рисунок 9. Выраженность форм агрессии по половому признаку по опроснику BPIQ-24 (в %).

 

 

        ВЫВОДЫ:

        По результатам исследования уровня и структуры агрессии у подростков установлено, что общий индекс агрессии и показатели таких видов ее проявления как: агрессивность, цинизм, враждебность у большинства респондентов не выходят за рамки средних значений.

 

I.      Наиболее выраженными в структуре коммуникативной агрессивности вне зависимости от пола являются такие компоненты как: провоцирование агрессии, склонность к отраженной агрессии, аутоагрессия, расплата за агрессию, неумение переключать агрессию

·  Провоцирование проявляется как максимализм в суждениях, упорствование в отстативании своих взглядов,  склонность к черно-белому восприятию событий, свойственные подростковому периоду. А это в свою очередь может создавать иллюзию повышенной склонности подростков к деструктивному поведению, на самомо деле являясь средством решения задач возраста по выработке личностно значимых норм поведения.

·  Склонность к отраженной агрессии выражается у подростков в остром и бескомпромиссном реагировании на выпады или критику в свой адрес.

·  Неумение переключать агрессию на деятельность или неодушевленные предметы.

·  Высокая доля аутоагрессии в общей структуре может являться следствием особенности восприятия событий в подростковом возрасте в черно-белом варианте, страхом, отсутствием опыта решения конфликтых ситуаций.

 

II. У девушек выявлен: средний уровень агрессии с преобладание в структуре таких проявлений как: аутоагрессия, неумение перключать агрессию, склонность к отраженной агрессии,  расплата за агрессию, спонтанность агрессии, провоцирование агрессии, склонность заражаться агрессией толпы, удовольствие от агрессии.

          У юношей индекс агрессии находится на среднем уровне и преобладают такие компоненты как: склонность к отраженной агрессии, провоцирование агрессии, аутоагрессия, неумение переключать агрессию, спонтанность агрессии, расплата за агрессию, удовольствие от агрессии, неспособность тормозить агрессию.

           У подростков имеющих повышенный уровень индекса агрессии преобладающими компонентами являются: спонтанность агрессии, расплата за агрессию, провоцирование агрессии и склонность к отраженной агрессии.

 

III. Показатели агрессии респондентов по опросникам Кука-Медли и BPAQ-24 находятся в пределах средних значений. У юношей более выражен компонент физической агрессии. Подобный результат может быть обусловлен как гендерными особенностями, так и биологическими причинами.

                          

Таким образом, уровень подростковой агрессии у 95% респондентов не выходит за рамки средне установленных значений и обусловлен спонтанной агрессией подросков, неумением адекватно выражать свои чувства, при необходимости переключать агрессию на деятельность и неодушевленные предметы, слабой способностью к торможению агрессии.

Проявляемые подростками деструктивные формы поведения носят большей частью оборонительный характер, отражая подростковый максимализм и слабые навыки конструктивного поведения в конфликте. 

Задать вопрос специалисту
г. Новосибирск, ул. Кутателадзе, 16
(383) 204-90-73
(383) 204-90-78
×
Заказать звонок
Заказать звонок