УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У УЧАЩИХСЯ, СКЛОННЫХ К ШКОЛЬНОЙ ТРАВЛЕ
Цель исследования: Выявление уровня развития вербального интеллекта у учащихся, склонных к школьной травле.
Цель: определение психологической роли (позиции) учащихся с разным уровнем вербального интеллекта в ситуации школьной травли.
Исполнитель: МБУ Центр психолого-педагогической помощи молодёжи «Радуга».Заказчик (запрос): Школы Советского района, родители.
Время проведения: Исследование проводилось в средних общеобразовательных учреждениях Советского района города Новосибирска с января 2019 г. по апрель 2019 г.
Объект исследования: уровень вербального интеллекта у учащихся общеобразовательных учреждений.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня вербального интеллекта со склонностью к школьной травле.Пояснительная записка:
В настоящее время проблема агрессивного поведения детей в школе приобретает все большую актуальность. Данная проблема особо остро проявляется в раннем юношеском возрасте, когда образ «Я» проходит важный этап развития. В этот момент на первый план выступает интимно-личностное общение со сверстниками, что отражается на когнитивной сфере подростка, снижая интерес к обучению, повышая конфликтность, агрессивность. Именно поэтому в этот возрастной период под воздействием любого вида насилия может изменяться поведение, личностные характеристики, установки, система ценностей и эмоциональный фон личности. В дальнейшем такие последствия проявляются во взрослой жизни ученика и влияют на способность к самореализации, представление о самом себе, межличностные отношения с окружающими и другие сферы жизнедеятельности человека. Поэтому исследование в области школьной травли среди подростков является актуальным и имеет практическую значимость как для психологов, так и для педагогов, воспитателей, учеников и родителей, которые столкнулись с этой проблемой.
Школьная травля – умышленное, не носящее характера самозащиты, длительное (повторяющееся) физическое или психологическое насилие со стороны индивида или группы в отношении человека, который уступает им (по физическим или психологическим качествам) и не способен защитить себя.
Для того чтобы лучше понять индивидуально-психологические особенности участников школьной травли, необходимо понять, какие позиции и роли они занимают в школьной среде:
1. Психологическая роль инициатора (обидчика) характеризуется высоким потенциалом общей агрессивности. Они нападают не только на своих жертв, но и на педагогов и родных.
2. Психологическая роль помощника инициатора характеризуется стремлением помогать и подражать «обидчику». Помощники пользуются прямым агрессивным воздействием: обзывают и бьют.
3. Психологическая роль защитника – такие учащиеся обладают наибольшим авторитетом среди сверстников. Они реже всех проявляют агрессивные воздействия по отношению к одноклассникам и подвергаются им.
4. Психологическая роль жертвы – такие подростки испытывают психологическое насилие, изолированность, одиночество, ощущение опасности и тревоги.
5. Психологическая роль наблюдателя (свидетеля) – такие учащиеся не вмешиваются в конфликты, не подпадают ни под чье влияние, просто смотрят со стороны.
Методический инструментарий:
1. Шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла.
2. Методика на выявление «буллинг-структуры» Е.Г. Норкиной.
3. Методика «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (модификация Л. И. Вассермана, И. А. Горьковой, Е. Е. Ромицыной).
Количество испытуемых: 110 человек от 14 до 18 лет, учащиеся СОШ Советского района, из них 51 юноша и 59 девушек.
Полученные результаты:
1. Уровень интеллекта учащихся (общий уровень вербальной культуры и эрудиции)
Исследование уровня интеллекта (вербальной культуры и эрудиции) у подростков показало, что у 13% респондентов преобладает высокий уровень интеллекта (вербальной культуры и эрудиции), то есть учащиеся имеют развитое абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, быстро обучаются; у 42% учащихся преобладает средний уровень интеллекта (вербальной культуры и эрудиции), у 45 % преобладает низкий уровень, что может говорить о конкретности и некоторой ригидности мышления, о затруднении в решении абстрактных задач, снижении оперативности мышления. Результаты в процентном соотношении представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Уровень интеллекта (вербальной культуры и эрудиции) у учащихся
Таким образом, большинство подростков имеют низкий и средний уровень интеллекта, что говорит о невысоком уровне вербальной культуры у учащихся.
На первый план в подростковом возрасте выступает интимно-личностное общение со сверстниками и профессиональное самоопределение, что объясняет снижение когнитивной сферы в данном возрасте.
2. Психологические роли учащихся в ситуации школьной травли
В ходе исследования обнаружено, что наименее избираемой ролью в ситуации школьной травли является наблюдатель (4,2), который занимает позицию свидетеля, и помощник (4,5), который стремится помогать и подражать инициатору. Часто избираемой ролью является защитник (9,6), обладающий наибольшим авторитетом среди одноклассников. Достаточно часто избираемой ролью выступает роль жертвы (6,9). Школьники, занимающие ее, испытывают психологическое насилие, изолированность и одиночество, склонны ощущать опасность и тревогу.
Средний показатель выявлен для роли инициатора, для которых характерен высокий потенциал агрессивности. Такие школьники могут нападать не только на жертв, но и на педагогов, родных. Результаты в средних значениях по выборке представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Психологические роли учащихся в ситуации школьной травли
Исходя из полученных результатов по методике на выявление буллинг-структуры, у подростков в ситуации школьной травли преобладает в большей степени роль защитника и жертвы.
3. Факторы, влияющие на формирование психологических ролей учащихся в ситуации школьной травли
1. Личностный фактор
В результате проведённого корреляционного анализа получено 4 положительные взаимосвязи между уровнем интеллекта (вербальной культуры и эрудиции) и личностными особенностями учащихся (рисунок 3).
Рисунок 3. Корреляционная матрица взаимосвязи психологических ролей
и личностных особенностей учащихся
Взаимосвязь между уровнем интеллекта (вербальной культуры и эрудиции) и психологической ролью наблюдателя свидетельствует о том, что чем выше у учащихся уровень вербального интеллекта (развитое абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, быстрая обучаемость), тем чаще подростки занимают в школьной травле роль наблюдателя.
Получена взаимосвязь между шкалой подчиненность-доминантность и психологической ролью помощника. Данный результат говорит о том, что чем больше выражены у подростков такие качества, как: самоуверенность, напористость, агрессивность, тем чаще учащиеся будут занимать в школьной травле роль помощника, который стремится помогать и подражать инициатору.
Выявлена взаимосвязь между шкалой подчиненность-доминантность и психологической ролью защитника, это говорит о том, что чем больше выражены у подростков такие качества, как: самоуверенность, напористость, агрессивность, тем чаще ученики занимают в школьной травле роль защитника, который обладает наибольшим авторитетом среди одноклассников.
Обнаружена взаимосвязь между шкалой конформизм-нонконформзм и психологической ролью жертвы, что может свидетельствовать о том, что чем больше подросток независим от группы, самостоятелен, находчив, тем чаще он занимает в школьной травле роль жертвы.
Исходя из полученных данных, личность, для которой характерны: доминантность, нонконформизм и высокий уровень интеллекта (вербальной культуры и эрудиции) занимает в ситуации школьной травли психологическую роль наблюдателя, помощника, защитника или жертвы.
2. Семейный фактор
Проведенный корреляционный анализ по семейному фактору, влияющему на формирование психологической роли учащихся в ситуации школьной травли, обнаружил 3 положительные и 2 отрицательные взаимосвязи (рисунок 4).
Рисунок 4. Корреляционная матрица взаимосвязи семейного фактора (отца и матери)
и психологических ролей в ситуации школьной травли
Обнаружена положительная взаимосвязь между отвержением матерью и психологической ролью наблюдателя, что говорит о том, что чем больше ребенок чувствует по отношению к себе враждебность, агрессивность, чрезмерную строгость со стороны матери, тем чаще он будет занимать в психологической травле роль наблюдателя.
Выявлена отрицательная взаимосвязь между отвержением матерью и психологической ролью защитника. Данный результат свидетельствует о том, что чем больше подросток чувствует по отношению к себе враждебность, агрессивность, чрезмерную строгость со стороны матери, тем меньше подросток будет проявлять в ситуации школьной травли роль защитника и обладать авторитетом среди сверстников.
При обработке данных получена положительная взаимосвязь между отвержением отцом и психологической ролью наблюдателя. Если враждебность проявляется во взаимоотношениях отца и дочери, то чем сильнее дочь ощущает по отношению к себе сверхтребовательность, отвержение, эмоциональную холодность, тем чаще она выступает в роли наблюдателя. В случае если враждебность отца проявляется по отношению к сыну, то чем сильнее сын чувствует по отношению к себе недовольство, скептическое отношение к достижениям, сверхтребовательность, тем чаще сын будет занимать в ситуации школьной травли роль наблюдателя.
Получена отрицательная взаимосвязь между отвержением отцом и психологической ролью защитника. Полученный результат свидетельствует о том, что чем больше подросток чувствует по отношению к себе враждебность, сверхтребовательность, агрессивность, чрезмерную строгость, эмоциональную холодность со стороны отца, тем меньше подросток будет проявлять в ситуации школьной травли роль защитника и обладать авторитетом среди сверстников.
Стоит отметить положительную взаимосвязь между отвержением отцом и насилием в классе. Данная корреляционная связь может говорить о том, что чем сильнее подросток чувствует по отношению к себе враждебность, агрессию, отвержение со стороны отца, тем чаще он оказывается в ситуации насилия в школьной среде.
Можно сделать вывод о том, что если со стороны матери или отца имеется враждебное отношение к ребёнку, отвержение, агрессия, эмоциональная холодность, то подросток будет занимать пассивную роль в ситуации школьной травли, оказываясь наблюдателем возникающего насилия в школьной среде.
4. Сравнительный анализ групп
Математическая обработка данных показала наличие значимых различий по уровню насилия в школьной среде в группах 8-9 и 10 классов. Результаты в средних значениях по выборке представлены на рисунке 5.
Рисунок 5. Уровень насилия в школьной среде у учащихся 8-9 и 10 классов
Полученные результаты показывают, что среди учащихся с низким уровнем интеллекта (вербальной культуры и эрудиции) в 8-9 классах (1,06) более выражено насилие в школьной среде по сравнению с 10-ми классами (0,67). Можно предположить, что подростки 14-15 лет, имеющие низкий уровень интеллекта (обладают конкретным, «шаблонным» мышлением, с замедленным темпом мыслительных операций), ощущают отношения с одноклассниками и педагогическим коллективом как более негативные, конфликтные.
Выводы
По результатам исследования установлено:
· У 13 % респондентов низкий уровень интеллекта (вербальной культуры и эрудиции)
· 42% учащихся имеют средний уровень интеллекта (вербальной культуры и эрудиции).
· У 45 % респондентов преобладает низкий уровень интеллекта (вербальной культуры и эрудиции).
· Часто избираемыми ролями в ситуации школьной травли являются роль защитника и жертвы.
· Чем выше уровень интеллекта (вербальной культуры и эрудиции) у учащихся, тем чаще подростки занимают в ситуации школьной травли роль наблюдателя.
· Чем сильнее подросток чувствует по отношению к себе враждебность, агрессию, отвержение со стороны отца, тем чаще он оказывается в ситуации насилия в школьной среде.
· Чем больше учащийся чувствует по отношению к себе враждебность, агрессивность, чрезмерную строгость со стороны матери, тем чаще он будет занимать в ситуации школьной травли роль наблюдателя.
· По сравнению с 10-ми классами у учащихся 8-9 классов более выражено насилие в школьной среде.
Направления профилактической работы:
· проведение диагностики уровня школьной травли в динамике;
· проведение семинаров-тренингов с педагогическим составом школ для развития необходимых навыков и знаний для предотвращения, решения конфликтов и ситуаций психологического насилия;
· проведение дискуссий, тренингов с подростками, направленных на уважительное отношение к другому, коммуникативную компетентность и умение конструктивно преодолевать конфликтные ситуации;
· проведение семинаров для родителей, направленных на повышение компетентности в области родительского воспитания и личностных особенностей своего ребенка.