УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ: ФОРМИРУЕМ С ПОЗИТИВОМ!
"Все наши замыслы,
все поиски и построения превращаются в прах,
если у ребенка нет желания учиться"
В.А. Сухомлинский
Для многих родителей поступление ребенка в школу – достаточно волнительный момент. Родители могут переживать по поводу того, как ребенок будет чувствовать себя в классе, как у него сложатся отношения с одноклассниками, учителем, будет ли ему интересно на уроках и т.д. Многим родителям хочется, чтоб их ребенок был успешным и смог реализоваться в жизни. Давайте начнем постепенно разбираться, что нужно для формирования учебной мотивации и интереса к школе.
Безусловно, самое первостепенное, что влияет на отношение ребенка к школе – это его близкое окружение. То, как родители рассказывают о школьной жизни, об учебе, о том, что вообще там происходит – уже и является первичным в формировании учебной мотивации. На данном этапе очень важно сформировать у ребенка позитивный настрой на школу. Расскажите ему про первую в его жизни линейку, что у него появятся новые друзья, учитель будет рассказывать много интересного. О том, что ребенок уже становится «школьником» и соответственно у него меняется статус, и появляется другая зона ответственности – соблюдение правил поведения в школе и самостоятельное выполнение домашней работы.
Да, многие учителя говорят родителям о том, что обучение носит совместный характер, когда родители активно включаются в учебный процесс. Но с другой стороны, это может мешать развитию самостоятельности у ребенка. Здесь можно занять позицию «пассивного помощника», помогать ребенку только с самыми трудными и не понятными для него заданиями. Подбадривайте ребенка, говорите: «Я верю в тебя, у тебя все получится! А если что-то не получается ты всегда можешь обратиться к нам за помощью!»
Интересуйтесь у ребенка не только его оценками. Спрашивайте, как у него прошел день, что его порадовало, а что огорчило, как его общение с одноклассниками, что он узнал сегодня нового, интересного.
Если вы начнете постоянно указывать на ошибки ребенка, критиковать, у него может пропасть интерес и удовольствие от учебы. Может появиться страх ошибиться. Говорите: «Ошибаться – это нормально. Многие ошибки можно исправить. И, если нужно, мы тебе помочь в этом!»
Безусловно, процесс учебы не проходит без присутствия учителя. В начальной школе ребенок очень любознателен, он готов все постигать, узнавать и готов принимать информацию. Любой ученик хочет, чтобы его заметили, похвалили, подбодрили, направили, и тогда он готов будет «свернуть горы». Такой учитель будет нравиться ребенку, воодушевлять его. И совсем другое дело, когда учитель ребенку не нравится. Когда учитель использует в качестве мотивации устрашение и запугивание, то у ребенка растет напряжение, он боится получить замечание, сделать ошибку и т.д. Очень важно родителям интересоваться у ребенка как учитель с ними разговаривает, делает ли замечания, как реагирует на неправильные ответы учеников.
В среднем звене ситуация меняется. Когда ребенок переходит в 5 класс, то для него начинается новый процесс адаптации. Он привыкает к разным преподавателям, предметам и требованиям. Все эти нововведения для ребенка могут вызывать напряжение. Каждый будет справляться по-своему. Кто-то включится в обучение с новой силой, так как появились новые предметы, и интерес увеличился. Другие могут начать проверять новых преподавателей на выносливость.
Родителям очень важно понимать, что в подростковом возрасте на первый план выходит общение в группе сверстников. У подростка 6-8 класса может СНИЖАТЬСЯ ИНТЕРЕС К УЧЕБЕ. В связи с этим бывает ухудшение оценок, учителя чаще вызывают родителей в школу. После таких походов в школу родители судорожно начинают воспитывать своего ребенка, могут начать кричать, заставлять делать уроки, сидеть около него рядом и контролировать. Все эти действия помогут только на время, а ваш контакт с ребенком может ухудшиться.
«Как же себя вести в этом случае?» – спросите вы. Самое важное после разговоров с учителем, просмотра дневника с оценками самому успокоиться. Спокойный родитель – это лучшее для ребенка. В данной ситуации важно понять, какие у вас есть ожидания от вашего подростка. На что вы как родитель ориентируетесь: на оценки, мнение учителя о ребенке, его успехи в коллективе. Самое главное – это ваша любовь к ребенку и вера в то, что вместе вы справитесь.
Очень важно выяснить корень проблем. Побеседуйте с ребенком, чтобы понять, в чем у него трудности в учебе. Спросите у него, каковы трудности в данном предмете, все ли его устраивает на уроках, как у него взаимодействия с учителем. Полезным может стать ваш опыт решения подобных трудностей. Оценка – это субъективная составляющая учебы, важно знать какие знания усваивает ребенок, все ли понимает.
Очень часто от подростков можно услышать фразы: «Да мне история (химия, биология и т.д.) в жизни не пригодиться! Вообще это бесполезный предмет!». И мы начинаем доказывать, что все предметы полезные, важные и нужные. Скажите, что вы, слышите его возмущение, но эти предметы нужны для того, чтоб он смог понять свои интересы, узнал новое.
В старших классах ведущей деятельностью становится – учебно-профессиональная. Может присутствовать избирательность предметов. Когда ребенок выбирает несколько предметов, которые ему пригодятся для поступления. Формируется прочный навык самостоятельной работы. Родителям такого школьника главное занять наблюдательную позицию, но при этом откликнуться, если ребенок просит помощи.
Наталья Александровна Денисова,
педагог-психолог.