Меню Заказать звонок

Структура компьютерной зависимости у подростков


Цель исследования: определение структуры компьютерной зависимости у подростков от 15 до 18 лет

Исполнитель: МБУ Центр психолого-педагогической помощи молодежи «Радуга»

Заказчик (запрос): СОШ Советского района

Время проведения: Исследование проводилось в СОШ Советского района города Новосибирска с января по май 2018 г.

Объект исследования: компьютерная зависимость подростков 15-18 лет.

Предмет исследования: особенности мотивационно-потребностной сферы личности подростков с риском и компьютерной зависимостью.

Пояснительная записка: Проблема компьютерной зависимости у подростков имеет в настоящий момент важное значение в связи с быстрым развитием компьютерных технологий: компьютер сейчас сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги, возможность общения на расстоянии. С одной стороны, интернет и компьютерные технологии приносят большую пользу человечеству: как источник информации, доступный способ приобретения навыков и знаний, как помощник в работе и учебе, как средство проведения и планирования досуга, как место для знакомств и способ связи. С другой стороны, при чрезмерном погружении в интернет, человек может полностью выпасть из реальной жизни, в этой ситуации дети и подростки оказываются самыми уязвимыми перед Всемирной паутиной компьютерных технологий. Важно отметить, что не смотря на озабоченность общества этой проблемой, компьютерная зависимость пока не включена в международную классификацию болезней.

Подростки в отличие от детей более младшего возраста в большей степени подвержены быстрому развитию компьютерной зависимости, так как в этом возрасте снижается уровень родительского контроля. Социальные сети, компьютерные игры, возможность найти табуированную в обществе информацию с помощью интернета могут стать опасными для неокрепшей психики. С помощью виртуального интернет-контента можно стать кем угодно, вжиться в любую роль, к тому же подросткам изначально присущи: стремление к уходу от реальности, склонности выдавать желаемое за действительное. Уже замечено, что в результате развития компьютерной зависимости у детей и подростков происходит обеднение сферы интересов, что приводит к снижению успеваемости в школе, сужению круга общения, исчезновению хобби и увлечений, кроме тех, которые связаны с компьютером. При этом, именно в подростковом возрасте окончательно формируются представления о нравственности, о добре и зле, которые могут значительно исказиться под влиянием информационного потока интернет-контента.

Также можно отметить, что термины «Компьютерная зависимость» и «Интернет-зависимость» сейчас являются синонимами.

Компьютерная зависимость – определяется как пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности. Именно сокращение всех других видов деятельности проводит к социальной дезадаптации подростка.

Компьютерная зависимость характеризуется тремя главными признаками:

1. Увеличение времени, проводимое в интернете, за компьютером.

2. Компьютерные игры и общение в социальных сетях начинают подменять собой реальную жизнь.

3. Ухудшение настроения вне интернет-активности.

Подростковый период – это важный этап взросления, который определяет дальнейшую судьбу человека. Взросление современных подростков проходит в нестабильной экономической обстановке, в условиях быстро меняющихся ценностных ориентиров, огромного информационного потока и ускорения технического прогресса. Важно, чтобы люди, осуществляющие воспитание подростков, воспитывали культурные и духовно-нравственные ценности, поддерживали и помогали развивать задатки и способности молодого поколения в реальном мире. Изучение структуры компьютерной зависимости у подростков может способствовать поиску новых подходов в педагогике и повышению родительской компетенции в вопросах формирования культуры взаимодействия детей и подростков с виртуальной реальностью.

Задачи исследования:

1. Измерить уровень компьютерной зависимости у подростков.

2. Исследовать структуру интересов, целей, эмоций подростков в виртуальном мире.

Гипотеза исследования: Подростки с риском компьютерной зависимости и компьютерной зависимостью предпочитают пассивное времяпровождение в интернете с целью развлечения.

Методический инструментарий:

1. Опросник на интернет-зависимость Кимберли Янг с использованием 5-бальной шкалы Ликкерта.

2. Анкета «Структура компьютерной зависимости»

Количество испытуемых: 106 человек от 15 до 18 лет, из них девушек 53, юношей – 53.

Полученные результаты:

По данным исследования 9%, из числа опрошенных подростков являются пользователями без риска компьютерной зависимости, 63% – имеют риск компьютерной зависимости, 28% – пользователи с компьютерной зависимостью (Рис.1).


Рис. 1 Уровень компьютерной зависимости подростков

Если соотнести полученный уровень компьютерной зависимости с исследованием 2017 года, то можно отметить, что количество пользователей с риском и компьютерной зависимостью остались практически на том же уровне 93% в 2017 году и 91% в 2018. Это говорит о том, что в обществе существует проблема компьютерной зависимости, доля тех кто не подвержен риску компьютерной зависимости остается на низком уровне 7-9%.

У испытуемых с риском компьютерной зависимости и сформировавшейся

зависимостью выявлена следующая структура интересов в интернете:

• 34% общаются в социальных сетях,

• 20% респондентов интернет необходим для поиска информации (поиск видеороликов,

фильмов, просмотр фотографий в Инстаграмме);

• 20% смотрят видеоролики;

• 12% опрошенных интернет нужен для покупки товаров;

• 8% играют в компьютерные игры;

• 5% рассматривают интернет как возможность заработать деньги;

• 1% рассматривают другие варианты интересов в интернете (разработка компьютерных

игр, чтение электронных книг, работа в графических программах) (Рис. 2)


Рис.2 Структура интересов в интернете у подростков группы риска.

По полученным данным ведущей потребностью подростков группы риска является

потребность в развлечении и получении удовольствия (интересы 82% респондентов

находятся в сфере развлечений  соц. сети, просмотр и поиск видео, игры).

52% подростков группы риска осознают угрозу зависимости. 48% не осознают риск

развития компьютерной зависимости, что может быть связано с инфантильностью,

отрицанием проблем. (Рис. 3)


Рис. 3 Осознание угрозы компьютерной зависимости подростками группы риска.


Большинство (84%) подростков с риском и зависимостью не могут обходиться без

интернета, но не видят в этом серьезной проблемы. 16% - не осознают, что испытывают

потребность в интернете (Рис. 4).


Рис.4 Потребность в интернете у подростков группы риска.

При лишении или ограничении доступа в интернет подростки испытывают различные

эмоции (Рис. 5).


Рис. 5 Эмоции, возникающие при отсутствии доступа в интернет у подростков группы риска.

44% при лишении интернета испытывают отрицательные эмоции (скуку, злость вину),

8% - дезориентированы, 48% подростков не испытывают вообще никаких эмоций, что

может говорить об их эмоциональной незрелости, и как результат - низкой способности

дифференцировать свои эмоции.

В случае отсутствия доступа в интернет подростки готовы менять сферу деятельности

(Рис. 6).


Рис. 6 Выбор деятельности подростков группы риска при отсутствии доступа в интернет.

79% - интернет мешает жить активной жизнью (саморазвитие, хобби, учеба, спорт,

работа, живое общение, прогулки); 4% - не досыпают; 6% - не знают, чем заменить

интернет; 4% - при лишении интернета будут искать аналогичные способы замещения

сети (телевидение, создание новой сети); по мнению 4% интернет не оказывает влияния на

их жизнь; для 3% ограничение доступа в интернет может быть опасно для жизни в виде

риска самоубийства.

Опрошенных подростков в Интернете интересует преимущественно отдых и

развлечения (Рис. 7).


Рис. 7 Цели подростков группы риска, реализуемые в Интернете.

• 61% испытуемых предпочитают пассивное времяпровождение в интернете без

конкретных целей;

• 13% - не могут удовлетворить свои потребности в реальном мире, для этого им

необходим интернет;

• 12% - интернет нужен для снятия эмоционального напряжения так, как подростки не

могут отреагировать в реальности свои эмоции, особенно негативные.

• ни один из испытуемых не обозначил другие цели.

Причины пристрастия к компьютеру и интернету по мнению подростков группы риска заключаются в отсутствии друзей и хобби, проблемах с учебой, конфликтах с окружающими людьми (Рис.8).


Рис. 8 Причины возникновения компьютерной зависимости с точки зрения подростков группы риска.

Таким образом, 87% пользователей группы риска используют интернет для замещения реальности и ухода от проблем, которые не умеют решать в реальной жизни.

Выводы:

1. По данным полученным в ходе исследования:

• 63% имеют риск компьютерной зависимости;

• у 28% признаки компьютерной зависимости.

Количество пользователей с риском и компьютерной зависимостью в 2016-2017 гг осталось на том же уровне (93% - 2017 год и 91% - 2018 год). Это говорит о том, что в обществе существует проблема компьютерной зависимости, доля тех кто не подвержен риску компьютерной зависимости остается на низком уровне (7-9%).

2. Интересы 82% подростков группы риска находятся в сфере развлечений (соц. сети, просмотр и поиск видео, игры), где получение удовольствий способствует развитию компьютерной зависимости. Пассивное времяпрепровождение с целью получения удовольствий (без приложения усилий) не развивает волевые качества подростков.

3. 52 % подростков с риском компьютерной зависимости и зависимостью осознают имеющийся риск, 48% - не осознают, что может быть связано с отрицанием проблем, слабым самосознанием.

4. Большинство (84%) подростков с риском и зависимостью не могут обходиться без интернета, но не видят в этом серьезной проблемы. 16% - не осознают, что испытывают потребность в интернете

5. 44% подростков группы риска при лишении интернета испытывают отрицательные эмоции, 48% считают, что не испытывают никаких эмоций, что может говорить об их эмоциональной незрелости и низкой способности дифференцировать свои эмоции.

6. При лишении интернета 79% респондентов группы риска предпочли бы вести активную жизнь (саморазвитие, хобби, учеба, спорт, работа, живое общение, прогулки), 3% - потеряли бы смысл жизни, совершили суицид.

7. Целями деятельности в интернете у большинства подростков группы риска является пассивное времяпровождение и развлечения (61%).

8. Причинами пристрастия к компьютеру и интернету у подростков группы риска является как правило отсутствие друзей и хобби, проблемы с учебой и конфликты.

Таким, образом, 87% опрошенных используют интернет для замещения реальности и ухода от проблем, которые не умеют решать в реальной жизни, не готовы прилагать усилия, преодолевать трудности.

У большинства подростков группы риска отсутствует созидательная и развивающая деятельность в виртуальном пространстве, они нацелены на преимущественное удовлетворение гедонистических потребностей, т.е. получение удовольствий без особых усилий.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: большинство подростков группы риска предпочитают пассивное времяпровождение в интернете с целью развлечения.

В связи с полученными данными исследования можно отметить основные направления работы психологической службы для профилактики возникновения компьютерной зависимости у подростков:

• Для родителей необходимо проводить лекции или интерактивные беседы, на которых бы затрагивались бы темы:

• о признаках и возможных последствиях компьютерной зависимости у детей и подростков;

• об ответственности за здоровье детей и важности родительского контроля за временем, которое проводят дети за экраном компьютера и контентом, с которым дети взаимодействуют;

• о личном примере родителя для своего ребенка;

• о важности совместного семейного досуга для детей;

• о поддержке и развитии интересов детей и подростков, не связанных с гаджетами.

• На уровне школы подключать педагогов и школьных психологов:

• для проведения исследования на предмет своевременного выявления риска компьютерной зависимости учащихся;

• для организации общественно-полезной деятельности школьников и даже, если эта деятельность, связанна с компьютерными технологиями, важно, чтобы она носила конструктивный развивающий характер;

• увеличение количества бесплатных секций и кружков для детей.

Таким образом, можно выделить четыре основных направления для профилактики и предупреждения возникновения компьютерной зависимости у подростков:

1. Диагностическое, целью которого является выявление подростков группы риска по компьютерной зависимости;

2. Информационное, направленное на увеличение осведомленности населения о признаках компьютерной зависимости и ее негативных последствиях для здоровья;

3. Социальное, связанное с активным включением молодежи в общественно-полезную деятельность, увеличением количества бесплатных секций и кружков для детей и подростков, в том числе развитие внешкольной деятельности ребенка, использующей компьютерные технологии для формирования профессионального

плана будущих инженеров и программистов (робототехника, 3D-моделирование, авиамоделирование и др.).

4. Коррекционное, включающее в себя: психологическую помощь родителям детей и подростков, а также детям группы риска по компьютерной зависимости;


Задать вопрос специалисту
г. Новосибирск, ул. Кутателадзе, 16
(383) 204-90-73
(383) 204-90-78
×
Заказать звонок
Заказать звонок