Меню Заказать звонок

Исследование склонности учащейся молодежи

к суицидальному поведению

 

Цель исследования: Определение склонности к суицидальному поведению у учащейся молодежи города Новосибирска.

Исполнитель: МБУ Центр психолого˗педагогической помощи молодежи «Радуга»

Заказчик: Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав города Новосибирска.

Время проведения: Исследование проводилось в средних специальных учебных заведениях (ссузах) города Новосибирска с февраля по апрель 2018 г.

Объект исследования: склонность к суицидальному поведению подростков 15-18 лет.

Предмет исследования: особенности личности, склонной к истинному и демонстративному суицидальному поведению.

Пояснительная записка: Риск суицидального поведения возрастает в подростковом возрасте в связи с серьезными изменениями в жизни подростка. В подростковом возрасте меняется отношение молодых людей к окружающему миру, возникает потребность в активном включении в социальную жизнь. Меняется отношение к себе, интересам, деятельности. Некоторые подростки принимают решение обучаться в колледжах, где, попадая в новую среду, сталкиваются с трудностями адаптации, что приводит к возникновению стрессовых состояний. Студенты могут испытывать сложности в обучении, в групповом общении, ощущать общую несостоятельность. В таких случаях возрастает риск суицидального поведения. Данное исследование может обозначить зону риска и наметить меры профилактики суицидального поведения.

В данной работе использованы следующие определения форм суицидального поведения:

-  Суицид (от лат. - sui caedere - убивать себя) - преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.

- Суицидальное поведение - это комплекс действий, направленных на осмысленное осуществление стремления уйти из жизни, иными словами совершение самоубийства.

- Истинный суицид - это, как правило, хорошо спланированное мероприятие, цель которого - любой ценой лишить себя жизни вне зависимости от мнения и реакции родных, близких, друзей и т. д.

- Демонстративный суицид - это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, возмездие за обиду, несправедливость.

 

Задачи исследования:

1. Выявить риск суицидального поведения у учащейся молодежи.

2. Определить выраженность основных форм суицидального поведения: истинного и демонстративного.

 

Методический инструментарий:

1. Патохарактерологический опросник личности А.Е. Личко.

2. Программа StatSoft STATISTICA 12.

 

Количество испытуемых: 242 человека от 15 до 18 лет, из них: 76 девушек и 166 юношей.

 

Полученные результаты:

 

I. Суицидальное поведение у учащихся ссузов

По методике Е.А. Личко, суицидальное поведение может подразделяться на истинное и демонстративное.

По данным исследования, у 51,2% учащихся  (124 человека) выявлен риск истинного суицидального поведения; риск демонстративного - 28,1% (68 человек);  риск не определен - 20,7% (50 человек)  (Рис.1).

 


Рис. 1.  Риск суицидального поведения среди учащихся ссузов г.Новосибирска

 

При разделении выборки по учебным направлениям получены следующие данные:

Среди учащихся гуманитарной направленности риск истинного суицидального поведения выявлен у 27,5% опрошенных; демонстративного - 52,5%,  не определен - 20% (Рис.2).


Рис. 2. Риск суицидального поведения среди учащихся гуманитарной направленности

 

Среди учащихся технической направленности риск истинного суицидального поведения выявлен у 50,9% опрошенных; демонстративного - 28,4%; не определен - 20,7 % (Рис.3).

 


Рис. 3. Риск суицидального поведения среди учащихся технической направленности

 

То есть, учащиеся гуманитарной направленности более склонны к демонстративному суицидальному поведению, а учащиеся технической направленности - к истинному суицидальному поведению.

II. Суицидальное поведение и реакция эмансипации у учащихся ссузов

Результаты исследования связи реакции эмансипации (субъективного чувства взрослости) с суицидальным поведением:

·    с увеличением уровня субъективного чувства взрослости (реакции эмансипации) у учащихся снижается риск суицидального поведения;

·    демонстративное суицидальное поведение с 35% при слабой (0;1) снижается до 11,3 % при очень сильной (6;7;8) реакции эмансипации;

·    истинное суицидальное поведение с 30,5% при слабой (0;1) снижается до 11% при очень сильной (6;7;8) реакции эмансипации (Рис.4).

 


Рис. 4. Виды суицидального риска и субъективное чувство взрослости в процентах

 

Таким образом, с увеличением субъективного чувства взрослости (реакции эмансипации) снижается риск истинного и демонстративного суицидального поведения.

 

III. Суицидальное поведение и склонность к депрессии у учащихся ссузов

Результаты исследования связи склонности к депрессии с суицидальным поведением получены следующие результаты:

·    по данным исследования у учащихся не склонных к депрессии суицидальное поведение носит демонстративный характер (63,8%), при этом риск истинного суицидального поведени низкий (6,6%);

·    при неопределенном риске депрессии возрастает число респондентов с неопределенным суицидальным риском (65,8%);

·    при умеренной склонности к депрессии у респондентов преобладает риск истинного суицидального поведения (41,3%)  (Рис. 5).


Рис. 5.  Виды суицидального риска и склонность к депрессии у учащихся ссузов

 

Таким образом, при высоком риске склонности к депрессии доля истинного суицидального поведения мала (5%). Это подтверждает тот факт, что в депрессивном состоянии суицидальный риск мало вероятен, а на выходе из депрессии увеличивается риск истинного суицидального поведения.

 

IV. Суицидальное поведение и склонность к делинквентности среди юношей ссузов

Результаты исследования связи склонности к делинквентному поведению у юношей с суицидальным поведением:

·    у 50,1% юношей, склонных к делинквентному поведению выявлен риск истинного суицидального поведения;

·    у 35,5% - риск демонстративного поведения. (Рис. 6)

 


Рис. 6. Риск суицидального поведения у лиц, склонных к делинквентности

Таким образом, можно предположить, что высокий риск суицидального поведения связан со склонностью к делинквентному поведению.

 

V. Суицидальное поведение и акцентуации характера у учащихся ссузов

Данные исследования подвергались математико-статистической обработке. Были использованы следующие статистические процедуры: коэффициент ранговой корреляции Спирмена между шкалами акцентуаций характера и суицидальным риском.

При обработке всей выборки с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена выявлена взаимосвязь между истинным суицидальным поведением и следующими типами акцентуаций характера (Табл.1):

·    сенситивный

·    психо˗астенический.

 

Таблица 1

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена

 «Взаимосвязь акцентуаций характера и суицидального поведения у учащейся молодежи»

 

   Акцентуации характера

Значимые корреляции на уровне p<0,01; p>0,01

Истинный суицид

Сенситивный тип

0,332

Психоастенический тип

0,318

Гипертимный тип

˗0,387

Неустойчивый тип

˗0,437

    

С точки зрения А.Е. Личко, психо˗астеническому типу не свойственно проявление суицидального поведения, но на данной выборке выявлена связь между психо˗астеническим типом и истинным суицидальным поведением (Рис. 7).

Также, по мнению А.Е. Личко, гипертимному и неустойчивому типу суицидальное поведение не свойственно, что подтвердилось в данном исследовании.

 

 

 


Рис.7. Взаимосвязь акцентуаций характера и риска истинного суицидального поведения у студентов ссузов

 

Таким образом, гипертимному и неустойчивому типу не свойственна склонность к истинному суицидальному поведению, и это может быть связано с врожденным оптимизмом у гипертимного типа, а у неустойчивого типа - со склонностью к получению гедонистического удовольствия.

 

ВЫВОДЫ:

 

1.    Риск истинного суицидального поведения выявлен у 51,2% учащихся ссузов, риск демонстративного - у 28,1% респондентов.

2.   У 27,5% учащихся гуманитарной направленности выявлен риск истинного суицидального поведения, у 52,5% - демонстративного.

3.   У учащихся технической направленности риск истинного суицидального поведения выявлен у 50,9%, демонстративного - 28,4% .

4.   С увеличением уровня субъективного чувства взрослости (реакции эмансипации) снижается риск суицидального поведения подростков: демонстративный до 11,2%, истинный до 11%.

5.   При высоком риске склонности к депрессии доля истинного суицидального поведения мала (5%). Это подтверждает тот факт, что в самом депрессивном состоянии риск суицида низкий, но именно на выходе из депрессии увеличивается риск истинного суицидального поведения.

6.   Высокий риск суицидального поведения среди юношей может быть связан со склонностью к делинквентному поведению.

7.   Выявлена взаимосвязь сенситивного, психо˗астенического типа акцентуаций характера с риском истинного суицидального поведения.

8.   Гипертимному и неустойчивому типу не свойственна склонность к истинному суицидальному поведению.

 

 

 

 

 

Задать вопрос специалисту
г. Новосибирск, ул. Кутателадзе, 16
(383) 204-90-73
(383) 204-90-78
×
Заказать звонок
Заказать звонок