Исследование склонности учащейся молодежи
к суицидальному поведению
Цель исследования: Определение склонности к суицидальному поведению у учащейся молодежи города Новосибирска.
Исполнитель: МБУ Центр психолого˗педагогической помощи молодежи «Радуга»
Заказчик: Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав города Новосибирска.
Время проведения: Исследование проводилось в средних специальных учебных заведениях (ссузах) города Новосибирска с февраля по апрель 2018 г.
Объект исследования: склонность к суицидальному поведению подростков 15-18 лет.
Предмет исследования: особенности личности, склонной к истинному и демонстративному суицидальному поведению.
Пояснительная записка: Риск суицидального поведения возрастает в подростковом возрасте в связи с серьезными изменениями в жизни подростка. В подростковом возрасте меняется отношение молодых людей к окружающему миру, возникает потребность в активном включении в социальную жизнь. Меняется отношение к себе, интересам, деятельности. Некоторые подростки принимают решение обучаться в колледжах, где, попадая в новую среду, сталкиваются с трудностями адаптации, что приводит к возникновению стрессовых состояний. Студенты могут испытывать сложности в обучении, в групповом общении, ощущать общую несостоятельность. В таких случаях возрастает риск суицидального поведения. Данное исследование может обозначить зону риска и наметить меры профилактики суицидального поведения.
В данной работе использованы следующие определения форм суицидального поведения:
- Суицид (от лат. - sui caedere - убивать себя) - преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.
- Суицидальное поведение - это комплекс действий, направленных на осмысленное осуществление стремления уйти из жизни, иными словами совершение самоубийства.
- Истинный суицид - это, как правило, хорошо спланированное мероприятие, цель которого - любой ценой лишить себя жизни вне зависимости от мнения и реакции родных, близких, друзей и т. д.
- Демонстративный суицид - это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, возмездие за обиду, несправедливость.
Задачи исследования:
1. Выявить риск суицидального поведения у учащейся молодежи.
2. Определить выраженность основных форм суицидального поведения: истинного и демонстративного.
Методический инструментарий:
1. Патохарактерологический опросник личности А.Е. Личко.
2. Программа StatSoft STATISTICA 12.
Количество испытуемых: 242 человека от 15 до 18 лет, из них: 76 девушек и 166 юношей.
Полученные результаты:
I. Суицидальное поведение у учащихся ссузов
По методике Е.А. Личко, суицидальное поведение может подразделяться на истинное и демонстративное.
По данным исследования, у 51,2% учащихся (124 человека) выявлен риск истинного суицидального поведения; риск демонстративного - 28,1% (68 человек); риск не определен - 20,7% (50 человек) (Рис.1).
Рис. 1. Риск суицидального поведения среди учащихся ссузов г.Новосибирска
При разделении выборки по учебным направлениям получены следующие данные:
Среди учащихся гуманитарной направленности риск истинного суицидального поведения выявлен у 27,5% опрошенных; демонстративного - 52,5%, не определен - 20% (Рис.2).
Рис. 2. Риск суицидального поведения среди учащихся гуманитарной направленности
Среди учащихся технической направленности риск истинного суицидального поведения выявлен у 50,9% опрошенных; демонстративного - 28,4%; не определен - 20,7 % (Рис.3).
Рис. 3. Риск суицидального поведения среди учащихся технической направленности
То есть, учащиеся гуманитарной направленности более склонны к демонстративному суицидальному поведению, а учащиеся технической направленности - к истинному суицидальному поведению.
II. Суицидальное поведение и реакция эмансипации у учащихся ссузов
Результаты исследования связи реакции эмансипации (субъективного чувства взрослости) с суицидальным поведением:
· с увеличением уровня субъективного чувства взрослости (реакции эмансипации) у учащихся снижается риск суицидального поведения;
· демонстративное суицидальное поведение с 35% при слабой (0;1) снижается до 11,3 % при очень сильной (6;7;8) реакции эмансипации;
· истинное суицидальное поведение с 30,5% при слабой (0;1) снижается до 11% при очень сильной (6;7;8) реакции эмансипации (Рис.4).
Рис. 4. Виды суицидального риска и субъективное чувство взрослости в процентах
Таким образом, с увеличением субъективного чувства взрослости (реакции эмансипации) снижается риск истинного и демонстративного суицидального поведения.
III. Суицидальное поведение и склонность к депрессии у учащихся ссузов
Результаты исследования связи склонности к депрессии с суицидальным поведением получены следующие результаты:
· по данным исследования у учащихся не склонных к депрессии суицидальное поведение носит демонстративный характер (63,8%), при этом риск истинного суицидального поведени низкий (6,6%);
· при неопределенном риске депрессии возрастает число респондентов с неопределенным суицидальным риском (65,8%);
· при умеренной склонности к депрессии у респондентов преобладает риск истинного суицидального поведения (41,3%) (Рис. 5).
Рис. 5. Виды суицидального риска и склонность к депрессии у учащихся ссузов
Таким образом, при высоком риске склонности к депрессии доля истинного суицидального поведения мала (5%). Это подтверждает тот факт, что в депрессивном состоянии суицидальный риск мало вероятен, а на выходе из депрессии увеличивается риск истинного суицидального поведения.
IV. Суицидальное поведение и склонность к делинквентности среди юношей ссузов
Результаты исследования связи склонности к делинквентному поведению у юношей с суицидальным поведением:
· у 50,1% юношей, склонных к делинквентному поведению выявлен риск истинного суицидального поведения;
· у 35,5% - риск демонстративного поведения. (Рис. 6)
Рис. 6. Риск суицидального поведения у лиц, склонных к делинквентности
Таким образом, можно предположить, что высокий риск суицидального поведения связан со склонностью к делинквентному поведению.
V. Суицидальное поведение и акцентуации характера у учащихся ссузов
Данные исследования подвергались математико-статистической обработке. Были использованы следующие статистические процедуры: коэффициент ранговой корреляции Спирмена между шкалами акцентуаций характера и суицидальным риском.
При обработке всей выборки с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена выявлена взаимосвязь между истинным суицидальным поведением и следующими типами акцентуаций характера (Табл.1):
· сенситивный
· психо˗астенический.
Таблица 1
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена
«Взаимосвязь акцентуаций характера и суицидального поведения у учащейся молодежи»
Акцентуации характера |
Значимые корреляции на уровне p<0,01; p>0,01 |
Истинный суицид |
|
Сенситивный тип |
0,332 |
Психоастенический тип |
0,318 |
Гипертимный тип |
˗0,387 |
Неустойчивый тип |
˗0,437 |
С точки зрения А.Е. Личко, психо˗астеническому типу не свойственно проявление суицидального поведения, но на данной выборке выявлена связь между психо˗астеническим типом и истинным суицидальным поведением (Рис. 7).
Также, по мнению А.Е. Личко, гипертимному и неустойчивому типу суицидальное поведение не свойственно, что подтвердилось в данном исследовании.
Рис.7. Взаимосвязь акцентуаций характера и риска истинного суицидального поведения у студентов ссузов
Таким образом, гипертимному и неустойчивому типу не свойственна склонность к истинному суицидальному поведению, и это может быть связано с врожденным оптимизмом у гипертимного типа, а у неустойчивого типа - со склонностью к получению гедонистического удовольствия.
ВЫВОДЫ:
1. Риск истинного суицидального поведения выявлен у 51,2% учащихся ссузов, риск демонстративного - у 28,1% респондентов.
2. У 27,5% учащихся гуманитарной направленности выявлен риск истинного суицидального поведения, у 52,5% - демонстративного.
3. У учащихся технической направленности риск истинного суицидального поведения выявлен у 50,9%, демонстративного - 28,4% .
4. С увеличением уровня субъективного чувства взрослости (реакции эмансипации) снижается риск суицидального поведения подростков: демонстративный до 11,2%, истинный до 11%.
5. При высоком риске склонности к депрессии доля истинного суицидального поведения мала (5%). Это подтверждает тот факт, что в самом депрессивном состоянии риск суицида низкий, но именно на выходе из депрессии увеличивается риск истинного суицидального поведения.
6. Высокий риск суицидального поведения среди юношей может быть связан со склонностью к делинквентному поведению.
7. Выявлена взаимосвязь сенситивного, психо˗астенического типа акцентуаций характера с риском истинного суицидального поведения.
8. Гипертимному и неустойчивому типу не свойственна склонность к истинному суицидальному поведению.