Склонность молодежи к употреблению психоактивных веществ
Цель исследования: выявление склонности молодежи к употреблению психоактивных веществ.
Заказчик: Антинаркотическая комиссия Советского района.
Исполнитель: МБУ Центр психолого-педагогической помощи молодежи «Радуга».
Время проведения: Исследование проводилось в учебных заведениях Советского района города Новосибирска в 2019 г.
Объект исследования: психологическая склонность к употреблению психоактивных веществ.
Предмет исследования: особенности характера подростка со склонностью к употреблению психоактивных веществ.
Пояснительная записка:
По данным Всемирной Организации Здравоохранения в настоящее время появляется все больше психоактивных веществ, повышается их доступность, возникают новые формы употребления. Все это в условиях быстро происходящих социальных изменений указывает на особую актуальность данной проблемы. Особое значение она приобретает в молодежной среде, где быть «под кайфом» практически становится нормой, а возраст, с которого возникает интерес к употреблению психоактивных веществ, снижается. Самым распространенным и наиболее доступным психоактивным веществом (не относящимся к наркотическим), употребляемым подростками, является алкоголь. Последствия наиболее ярко предстают в цифрах: 320 000 молодых людей в возрасте 15-29 лет умирают от причин, связанных с алкоголем, что составляет 9% всех случаев смерти в этой возрастной группе (данные ВОЗ).
В данной работе использовано следующее определение:
Психоактивные вещества – любое химическое вещество (или смесь) естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния.
Исследовательский интерес в контексте данной работы представляют наркотические вещества – психоактивные вещества, вызывающие привыкание и запрещённые законодательством РФ.
Задачи исследования:
1. Выявить наличие у подростков склонности к употреблению психоактивных веществ.
2. Определить наличие взаимосвязи между склонностью к употреблению психоактивных веществ и риском алкоголизации.
3. Выявить черты характера подростков, склонных к употреблению психоактивных веществ.
Методический инструментарий: патохарактерологический опросник личности А.Е. Личко.
Первичные данные исследования подвергались математико-статистической обработке с использованием параметрического критерия корреляции r-Пирсона (шкалы акцентуаций характера, риск употребления ПАВ, психологическая склонность к алкоголизму). Обработка результатов осуществлялась с использованием программы SPSS 13.0.
Количество испытуемых: 202 человека в возрасте от 15 до 17 лет, из них: 30 девушек и 172 юноши.
ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
I. Склонность подростков к употреблению психоактивных веществ
По результатам психодиагностики склонность к употреблению психоактивных веществ выявлена у 75 (37%) подростков из 202. Степень выраженности риска злоупотребления психоактивными веществами в процентном соотношении представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Риск злоупотребления психоактивными веществами у подростков-учащихся
Анализ данных на наличие риска злоупотребления психоактивными веществами в зависимости от половой принадлежности показал, что у девушек отсутствует выраженный риск. Умеренному риску подвержены 9 (30%) из 30 девушек (рисунок 2).
Рисунок 2. Риск злоупотребления психоактивными веществами у девушек
У юношей риск злоупотребления психоактивными веществами выражен несколько больше – выявлен у 66 (38%) человек из 172. На рисунке 3 в процентном соотношении представлена степень выраженности риска злоупотребления психоактивными веществами у юношей.
Рисунок 3. Риск злоупотребления психоактивными веществами у юношей
Таким образом, склонность к употреблению психоактивных веществ выявлена более, чем у трети исследуемых подростков. Более подвержены риску юноши, у которых в 6% случаев он достигает высокой выраженности.
II. Склонность к употреблению психоактивных веществ и риск алкоголизации
По данным исследования, психологическая склонность к алкоголизации выявлена у 43 (21%) подростков. При этом более подвержены риску девушки (27% по сравнению с 20% юношей). В процентном соотношении результаты представлены на рисунке 4.
Рисунок 4. Психологическая склонность к алкоголизации подростков-учащихся
Математическая обработка данных исследования показала, что при увеличении склонности к употреблению психоактивных (наркотических) веществ в исследуемой выборке повышается вероятность психологической склонности к алкоголизации (r=0,284 при р≤0,001). Результаты графически представлены на рисунке 5. Таким образом, риск употребления психоактивных веществ напрямую связан с риском злоупотребления алкогольными напитками.
Рисунок 5. Взаимосвязь склонности к употреблению психоактивных веществ и риском алкоголизации подростков-учащихся
III. Особенности характера подростков, склонных к употреблению психоактивных веществ
Анализ результатов психодиагностики позволил выявить типы акцентуаций характера, принадлежащие наибольшему проценту подростков со склонностью к употреблению психоактивных веществ. На рисунке 6 представлены акцентуации (неустойчивая, циклоидная, лабильная, гипертимная, эпилептоидная) и их сочетания (смешанные типы), выявленные у подростков, составляющих наибольший проценты «группы риска» по злоупотреблению психоактивными веществами.
Рисунок 6. Типы акцентуаций характера подростков, составляющих наибольший процент «группы риска» по злоупотреблению психоактивными веществами
Отличительными особенностями данных акцентуаций характера подростков являются: неспособность верно оценить черты своего характера, общительность, часто сочетающаяся с неразборчивостью в контактах (кроме лабильного типа, при котором подростки четко подмечают свои особенности и хорошо чувствуют отношение к себе окружающих). Подростки с данными типами акцентуаций характера плохо переносят дисциплину и повышенные требования, редко строят реалистичные планы на будущее, предпочитают жить настоящим.
По результатам математической обработки данных исследования обнаружено, что риск злоупотребления психоактивными веществами повышается при выраженности таких акцентуаций характера подростков, как гипертимная (r=0,350 при р≤0,001), эпилептоидная (r=0,379 при р≤0,001), истероидная (r=0,231 при р≤0,001) и неустойчивая (r=0,535 при р≤0,001). Напротив, у подростков с выраженной сенситивной акцентуацией характера (r= -0,215 при р≤0,002) риск злоупотребления психоактивными веществами снижается.
ВЫВОДЫ
1. 37% учащихся средних специальных учебных заведений города Новосибирска имеют склонность к злоупотреблению психоактивными веществами, при этом среди девушек риск составляет 30%, среди юношей – 38%.
2. Склонность к употреблению психоактивных веществ напрямую связана с риском алкоголизации, которому подвержены 21% подростков.
3. Наибольший процент риска злоупотребления психоактивными веществами составляют подростки с такими выраженными акцентуациями характера (и их сочетаниями с другими акцентуациями), как неустойчивая, циклоидная, лабильная, гипертимная, эпилептоидная. При этом риск злоупотребления ПАВ повышается при усилении выраженности гипертимной, эпилептоидной, истероидной и неустойчивой акцентуаций характера подростков.
Ориентировочные направления работы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами подростками:
1. Работа с подростками:
– психологическая помощь в адаптации к учебному заведению: адаптация к новому режиму, новым формам работы, взаимодействию с новым коллективом сверстников, педагогическим составом;
– развитие знаний о себе как личности, своих личностных особенностях, сильных и слабых чертах характера, умений применять эти знания во взаимодействии с окружающими;
– развитие адекватной самооценки, объективной оценки своих способностей и возможностей, развитие личностной рефлексии, стрессоустойчивости;
– формирование умений разрешать возникающие конфликтные ситуации, навыков эффективного взаимодействия, сотрудничества как со сверстниками, так и со и взрослыми;
– помощь в самореализации подростка – поиск увлечений, видов досуговой деятельности, в которых подросток может и желает реализовать свои способности.
2. Работа с родителями:
- повышение компетентности в области психологических особенностей подросткового возраста, развитие умений взаимодействия с подростком;
- профилактика семейного насилия, формирование конструктивных стилей семейного воспитания, доверительных взаимоотношений, взаимопонимания и взаимопомощи в кругу семьи.