Исполнитель: МБУ Центр психолого-педагогической помощи молодежи «Радуга»
Заказчик: Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Советского района города Новосибирска.
Время проведения: Исследование проводилось в школах Советского района города Новосибирска с апреля 2017 г. по май 2017 г.
Объект исследования: склонность к деструктивному поведению подростков 15-17 лет
Предмет исследования: формы иуровень выраженности деструктивных установок
Пояснительная записка: Последнее время при обращении за психологической помощью участились жалобы родителей и педагогов на повышенную агрессивность подростков.
Изучение уровня и структуры агрессивности у подростков может способствовать поиску новых подходов в педагогической практике, имеющих целью, воспитывать разносторонне развитых детей и подростков, способных к конструктивному взаимодействию в обществе и в том числе как профилактика девиантного поведения в этой возрастной группе.
В литературе отсутствует четкое определение понятия «склонность к деструктивному поведению». Наиболее близким понятием может быть «деструктивная/негативная установка». Например, под негативной установкой понимается «готовность личности недоброжелательно относиться к большинству окружающих». В частности, Гребенщикова Л.Г., изучая деструктивное поведение и предрасположенность к нему у несовершеннолетних, определяет деструктивные установки как «предрасположенность, готовность индивида воспринимать, оценивать, относиться и действовать относительно всех объектов и ситуаций, с которыми он связан, деструктивно, т.е. разрушительно».
В психологии выделяют следующие деструктивные проявления личности: агрессия; жестокость; враждебность; дестабилизация существующего порядка; причинение морального и материального ущерба; разрушение существующих объектов и систем; непосредственная угроза для жизни (своей и окружающих); переживание страдания; хроническая или сиюминутная атрофия чувств.
В данной работе использованы следующие определения форм деструктивного поведения:
• Агрессия как мотивированное деструктивное поведение, которое противоречит общественным правилам и нормам, и причиняет физический или моральный вред окружающим.
• Агрессивность как ситуативная или личностная склонность к разрушительному поведению, причиняющая физический вред окружающим объектам (предметы, люди).
• Цинизм как устойчивое презрительное отношение человека к культуре общества, к его духовным и нравственным ценностям. Как личностная позиция человека выражается в демонстративном пренебрежении к принятым нормам и традициям.
• Враждебность как негативное отношение к другому человеку или группе людей.
Задачи исследования:
Измерить общий индекс агрессии у подростков по Методике Бойко.
Определить степень выраженности у подростков трёх основных форм агрессии: агрессивность, цинизм, враждебность по опроснику Кука-Медли.
3. Интерпретировать данные эмпирического исследования.
Методический инструментарий:
1. Опросник на определение интегральных форм коммуникативной агрессивности В.В.Бойко.
2. Краткий опросник для диагностики склонности к неявному агрессивному и враждебному поведению Кука-Медли (на русский язык переведен без стандартизации Л.Н.Собчик).
Количество испытуемых: 111 человек от 15 до 17 лет, из них: 60 девушек и 51 юноша.
Полученные результаты:
I. По методике Бойко индекс агрессии может быть низким, невысоким, средним, повышенным и высоким и определяется по ряду таких параметров как: спонтанность агрессии, провоцирование агрессии, аутоагрессия и другие.
В результате исследования выявлено, что среднее значение индекса агрессии по всей выборке составило 20,9 балла, что соответствует невысокому уровню. Этот результат отмечается у большинства опрашиваемых. Обычно он обусловлен спонтанной агрессией и сопряжен с неумением переключать агрессию, при необходимости, на деятельность и неодушевленные предметы. (Рис. 1)
По данным исследования 3% подростков от всей выборки имеют низкий уровень агрессии, это как правило говорит о неискренности ответов, стремлении соответствовать социальным нормам. У большинства респондентов (45%) выявлен невысокий уровень индекса агрессии. У 41% исследуемых индекс агрессии находится на среднем уровне, что обычно выражается в спонтанности агрессии и слабой способности к ее торможению. Только 11% подростков имеют повышенный уровень индекса агрессии. Этот уровень кроме выше указанных параметров характеризуется такими деструктивными проявлениями агрессии, как провоцирование и аутоагресиия. Высокого уровня индекса агрессии в данной выборке не выявлено. (Рис. 2)
При разделении выборки по половому признаку получены следующие данные:у девушек общий индекс агрессии находится на невысоком уровне - 20,75 балла, а у юношей на среднем - 21,17 балла (Рис. 3). Различие в группах составило менее одного балла.
Индекс агрессии выводится с учетом ряда параметров, которые по разному проявляются в его структуре. У юношей выражено: провоцирование агрессии - 18%, склонность к отраженной агрессии - 17%, аутоагрессия - 17%, спонтанность агрессии - 16%, удовольствие от агрессии - 9%, ритуализация агрессии - 8%, склонность заражаться агрессией толпы - 8%, неспособность тормозить агрессию - 7% (Рис.4)
У девушек компоненты агрессии выражены в следующем порядке: провоцирование агрессии - 17%, аутоагрессии - 15%, склонность к отраженной агрессии - 14%, спонтанность агрессии - 12%, удовольствие от агрессии - 12%, неспособность тормозить агрессию - 11%, склонность заражаться агрессией толпы - 10%, ритуализация агрессии - 9% (Рис.5).
Таким образом, в структуре деструктивных параметров индекса агрессии у юношей и девушек общим является преобладание следующих компонентов:
• «провоцирование» - 18% у юношей и 17% у девушек;
• «аутоагрессия - 17% у юношей и 15% у девушек;
• «склонность к отраженной агрессии» - 17% у юношей и 14% у девушек.
При этом преобладание в структуре агрессии компонента «провоцирование» является нетипичным для средних значений индекса и может объясняться максимализмом в суждениях, упорством в отстативании своих взглядов, склонностю к черно-белому восприятию событий, что свойственно подростковому периоду.
Различия по остальным компонентам (Рис. 6) с точки зрения современных исследований, могут объясняться разницей социальных представлений о функциях агресии. Мужчины относятся к агрессии как к инструменту, считая ее моделью поведения к которому прибегают для получения разнообразного социального и материального вознаграждения. Женщины склонны рассматривать агрессию как средство выражения гнева и снятия стресса путем высвобождения агрессивной энергии. Этим может объясняться преобладание в структуре агрессивных проявлений у девушек по сравнению с юношами таких параметров как «удовольствие от агрессии» и «ритуализация агрессии». Максимальное различие по половому признаку выявлено по компоненту «спонтанность агрессии». У юношей 16 баллов у девушек 12 баллов. Подобное различие возможно обусловлено социальными стереотипами, которые предполагают что мужчина должен немедленно реагировать на возникающую угрозу, провокацию, нападение, а так же биологическими причинами, в частности уровнем тестостерона, который у юношей находится на более высоком уровне.
II. По методике Кука-Медли выраженность агрессии может быть высокой, средней и низкой. По данным исследования уровень выраженности трех форм агрессии (цинизма, агрессивности и враждебности) опрошенных подростков не выходит за рамки средних значений (Рис.7).
Наибольшие средние значения регистрируются по шкале «Цинизм». Цинизм определяют, как личностную (иногда шире - жизненную) позицию, выражающую демонстративное пренебрежение к принятым нормам и традициям, мешающим решению прагматических задач и/или малопригодных в практическом смысле. У подростков он может выражаться как максимализм в суждениях, нетерпимость к фальши или как знак протеста против обыденности и навязываемых стереотипов. Подобные проявления вполне соответствуют одной из задач подросткового возраста – формированию собственных норм и правил поведения, согласующихся с личными особенностями подростка, а не установленными родителями.
Средние показатели по шкале «Агрессивность» включают проявление черт необходимых для активной жизни: настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Кроме того, агрессию может вызвать ситуация, связанная со стремлением к справедливости. Некоторые случаи агрессивного проявления связаны с избавлением от фрустрации и тревоги.
Враждебность можно определить, как негативную установку к другому человеку или группе людей, которая находит свое выражение в крайне неблагоприятной оценке своего объекта — жертвы. Средние показатели по шкале «Враждебность» у подростков скорее говорят о способности выражать свою недоброжелательность к непонравившимся людям. Проявления враждебности в поведении, может носить скрытые формы — негативизм, нежелание сотрудничать, избегание общения и т. д.
При разделении выборки по половому признаку выявлено незначительное превышение показателей по всем тем шкалам у юношей, не выходящие за средние установленные. (Рис.8)
ВЫВОДЫ:
По результатам исследования склонности молодежи к деструктивным формам поведения установлено, что общий индекс агрессии и показатели таких видов деструктивного поведения как: агрессивность, цинизм, враждебность у большинства респондентов не выходят за рамки средних значений.
Наиболее выраженными в структуре коммуникативной агрессивности у подростков вне зависимости от пола являются такие компоненты как: провоцирование агрессии, склонность к отраженной агрессии, аутоагрессия.
Провоцирование проявляется как максимализм в суждениях, упорствование в отстативании своих взглядов, склонность к черно-белому восприятию событий, свойственные подростковому периоду. А это в свою очередь может создавать иллюзию повышенной склонности подростков к деструктивному поведению, на самомо деле являясь средством решения задач возраста по выработке личностно значимых норм поведения.
Склонность к отраженной агрессии выражается у подростков в остром и бескомпромиссном реагировании на выпады или критику в свой адрес.
Высокая доля аутоагрессии в общей структуре может являться следствием особенности восприятия событий в подростковом возрасте в черно-белом варианте, страхом, отсутствием опыта решения конфликтых ситуаций.
У девушек выявлен: невысокий уровень агрессии с преобладание в структуре таких проявлений как: провоцирование агрессии, аутоагрессия, склонность к отраженной агрессии, спонтанность агрессии, удовольствие от агрессии, неспособность тормозить агрессию, склонность заражаться агрессией толпы.
У юношей индекс агрессии находится на среднем уровне и преобладают такие компоненты как: провоцирование агрессии, склонность к отраженной агрессии, аутоагрессия, спонтанность агрессии.
Юноши более склонны к спонтанной агрессии, что может быть обусловлено гендерными стереотипами. Девушки менее способны к торможению агрессии и ответной агрессивной реакции, но при этом более склонны получать удовольствие от агрессивных действий и ритуализировать их.
1. Показатели цинизма и враждебности респондентов находятся в пределах средних значений. У юношей уровень агрессивности, цинизма и враждебности имеет более высокие значения, но не выходит за пределы среднего уровня. Подобный результат может быть обусловлен как гендерными особенностями, так и биологическими причинами.
Таким образом, уровень подростковой агрессии у 86% респондентов не выходит за рамки средне установленных значений и обусловлен спонтанной агрессией подросков, неумением при необходимости переключать агрессию на деятельность и неодушевленные предметы, слабой способностью к торможению агрессии.
Проявляемые подростками деструктивные формы поведения носят большей частью оборонительный характер, отражая подростковый максимализм и слабые навыки конструктивного поведения в конфликте.