Цель исследования: выявить наличие склонности к суицидальному поведению у молодежи.
Заказчик: Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Время проведения: февраль - апрель 2016 г.
Исполнитель: МБУ Центр «Радуга»
Актуальность исследования: риск суицидального поведения возрастает в подростковом возрасте в связи с серьезными изменениями в жизни подростка. В подростковом возрасте меняется отношение молодых людей к окружающему миру, возникает потребность в активном включении в социальную жизнь. Меняется отношение к себе, интересам, деятельности. Некоторые подростки принимают решение обучаться в колледжах, где, попадая в новую среду, сталкиваются с трудностями адаптации, что приводит к возникновению стрессовых состояний. Студенты могут испытывать сложности в обучении, в групповом общении, ощущать общую несостоятельность. В таких случаях возрастает риск суицидального поведения. Данное исследование может обозначить зону риска и наметить меры по профилактике суицидального поведения.
Объект: суицидальное поведение студентов от 16 до 18 лет
Предмет: склонность к суициду
Гипотеза: после проведения тренинговых занятий у участников увеличится антисуицидальный фактор, что приведёт к снижению суицидального риска.
Задачи:
1. Подобрать методику и провести эмпирическое исследование;
2. Анализ полученных данных.
В работе использовались следующие методики:
Опросник суицидального риска. Васильева (Белякова) И.Ю., Шмелёв А.Г.
Выборку исследования составили студенты женского и мужского пола в возрасте от 16 до 18 лет в количестве 160 человек (первичное исследование). Количество полученных «парных» анкет (1я и 2я выборки) составило по объективным причинам 92 шт.
На первом этапе эмпирического исследования была проведена диагностика исследуемой выборки. Следующим этапом было проведение тренинговых занятий в рамках программы «Мир возможностей». После завершения тренинговых занятий проводилось повторное тестирование студентов.
Результаты исследования
По результатам тестирования после проведения тренинга наблюдается тенденция увеличение качественных показателей по шкале «Антисуицидальный фактор» (Рис. 1).
Рис 1.
Антисуициадальный фактор является важным фактором в диагностировании суицидального риска. Повышение шкалы «Антисуицидальный фактор» свидетельствует о снижении суицидального риска, через повышение чувства ответственности за близких, чувство долга, представление о неэстетичности самоубийства, стремление к самосохранению.
Так же, по результатам тренинга наблюдается тенденция снижения процентов по шкале «Несостоятельность» (Рис. 2).
Рис 2.
Данная шкала связана с представлениями личности о физической, интеллектуальной, моральной и прочей несостоятельности, о собственной некомпетентности, ненужности, «выключенности» из мира. Уменьшение показателей по данной шкале может говорить о том, что тренинговые занятия помогают изменять представления подростков о себе, повышать социальные навыки.
Таким образом, тренинг, проведенный в рамках программы «Мир возможностей», является эффективным в снижении суицидального риска у студентов.
Психологическая помощь
В рамках программы «Мир возможностей» были проведены тренинговые занятия, посвящённые стрессоустойчивости, работе в команде, конструктивным способам поведения в конфликте, тайм-менеджменту. По завершению тренингов, студентам предоставлялась обратная связь, а также проводились индивидуальные консультации.