Склонность к скуке и уровень развития интересов у учащихся
Цель исследования: выявление склонности к скуке и уровня развития интересов у учащихся.
Заказчик: Средние общеобразовательные учреждения Советского района.
Исполнитель: Центр психолого-педагогической помощи молодежи «Радуга».
Время проведения: Исследование проводилось в Советском районе города Новосибирска с января 2019 г. по март 2019 г.
Объект исследования: психологическая склонность к скуке.
Предмет исследования: особенности развития интересов у учащихся с психологической склонностью к скуке.
Пояснительная записка:
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в последнее время молодые люди всё чаще испытывают скуку, несмотря на множество различных возможностей. Скука особенно распространена в подростковой среде, где ребёнок проходит своё становление, прежние интересы утрачивают свою актуальность, а новые – не формируются. Это может служить благотворной почвой для формирования аддиктивного или суицидального поведения.
В данном исследовании сделана попытка выявить склонность у молодых людей к скуке и определить влияние скуки на уровень выраженности интересов.
Методический инструментарий:
1. Диагностика профессиональной направленности личности «Карта склонностей к различным видам деятельности» Е.И. Рогова (КС).
2. Методика «Шкала склонности к скуке» Р. Фармера и Н. Сандберга.
Первичные данные исследования подвергались математико-статистической обработке. Обработка результатов осуществлялась с использованием программы StatSoft STATISTICA 12.
Были использованы следующие статистические процедуры:
Для выявления различий по уровню выраженности интересов в методике «Карта склонностей» в группах учащихся с низкой, средней и высокой склонностью к скуке использовался непараметрический критерий Н-Крускала-Уоллиса для сравнения нескольких независимых выборок, поскольку количество выборки небольшое, но переменные имеют метрический уровень.
Количество испытуемых: 134 человека от 16 до 18 лет, из них: 65 юношей, 69 девушек.
Полученные результаты:
Из полученных результатов выявлено количество молодежи со склонностью к скуке (рисунок 1).
Рисунок 1. Склонность учащихся к скуке
29% – испытуемых имеют высокую склонность к скуке
66% – средняя склонность
5% – низкая склонность к скуке
Склонность к скуке у юношей и девушек (рисунок 2 и рисунок 3).
Рисунок 2. Склонность к скуке у юношей
35% – юношей имеют высокую склонность к скуке
57% – средняя склонность
8% – низкая склонность к скуке
Рисунок 3. Склонность к скуке у девушек
23% – девушек имеют высокую склонность к скуке
75% – средняя склонность
2% – низкая склонность к скуке
Обобщая полученные результаты можно отметить, что наибольший процент у подростков составляет средний уровень склонности к скуке. Следует отметить, что высокая склонность к скуке наиболее выражена у юношей по сравнению с девушками.
Далее сравнивались полученные группы по шкалам методики «Карта склонностей» Е.И. Рогова.
Таблица 1 – Результаты межгруппового сравнения с использованием критерия Н-Крускала-Уоллиса
Шкалы методики «Карта склонностей» |
Критерий сравнения групп Н-Крускала-Уоллеса |
р (уровень достоверности различий в группах) |
Количество человек |
1-спортивно-физическая |
18,71950 |
0,0001 |
134 |
2-организаторская |
17,50756 |
0,0002 |
134 |
3-аналитико-математическая |
8,083350 |
0,0176 |
134 |
5-обращение со знаковыми системами |
13,37938 |
0,0012 |
134 |
6-коммуникативная |
9,242658 |
0,0098 |
134 |
12-14-социально-педагогическая |
16,63259 |
0,0002 |
134 |
В результате сравнения трёх групп учащихся с низкой склонностью к скуке (1 группа), со средней склонностью (2 группа) и с высокой склонностью (3 группа) были получены достоверные различия по следующим шкалам: спортивно-физические, организаторские, аналитико-математические интересы, обращение со знаковыми системами, коммуникативные и социально-педагогические.
Рисунок 4. Результаты межгруппового сравнения по шкале «спортивно-физические» интересы
Данные результаты говорят о том, что спортивно-физические интересы наиболее развиты у молодых людей с низкой склонностью к скуке.
Рисунок 5. Результаты межгруппового сравнения по шкале «организаторские» интересы
Данные результаты говорят о том, что организаторские интересы преобладают в группе людей со средней склонностью к скуке.
Рисунок 6. Результаты межгруппового сравнения по шкале «аналитико-математические» интересы
Данные результаты говорят о том, что аналитико-математические интересы наиболее развиты у молодых людей с низкой и средней склонностью к скуке.
Рисунок 7. Результаты межгруппового сравнения по шкале «Обращение со знаковыми системами»
Можно говорить о том, что у людей с низкой и средней склонностью к скуке преобладают интересы, связанные с обращением со знаковыми системами.
Рисунок 9. Результаты межгруппового сравнения по шкале «коммуникативные» интересы
Данные результаты говорят о том, что коммуникативные интересы наиболее развиты у молодых людей, имеющих низкую склонность к скуке.
Рисунок 10. Результаты межгруппового сравнения по шкале «социально-педагогические» интересы
Социально-педагогические интересы наиболее развиты у людей с низкой склонностью к скуке.
ВЫВОДЫ:
1. Из полученных результатов можно отметить, что в молодёжной среде преобладает средняя склонность к скуке, затем высокая и совсем небольшой процент имеет низкую склонность
2. Высокая склонность к скуке наиболее выражена у юношей чем у девушек.
3. У молодых людей с высокой, средней и низкой склонностью к скуке выявлены различия в уровне развития интересов, таких как: спортивно-физические, организаторские, аналитико-математические, обращение со знаковыми системами, коммуникативные и социально-педагогические.
4. У молодых людей с низкой склонностью к скуке наиболее развиты спортивно-физические, коммуникативные и социально-педагогические интересы.
5. Организаторские интересы наиболее развиты у молодых людей со средней склонностью к скуке.
6. Аналитико-математические интересы и интересы, связанные с обращением со знаковыми системами, наиболее развиты в группах молодых людей со средней и низкой склонностью к скуке.
В связи с этим можно проводить в молодёжной среде психопрофилактическую работу.
На первом этапе которой проводится психодиагностика, выявляющая склонность к скуке и уровень развития интересов в молодёжной среде.
На втором – диагностика профессионального самоопределения.
На третьем – психологическое консультирование с молодыми людьми.
На четвёртом этапе различные тренинговые и семинарские занятия по развитию уровня интересов и увеличению поисковой активности.