Меню Заказать звонок

Склонность к скуке и уровень развития интересов у учащихся

 

Цель исследования: выявление склонности к скуке и уровня развития интересов у учащихся.

Заказчик: Средние общеобразовательные учреждения Советского района.

Исполнитель: Центр психолого-педагогической помощи молодежи «Радуга».

Время проведения: Исследование проводилось в Советском районе города Новосибирска с января 2019 г. по март 2019 г.

Объект исследования: психологическая склонность к скуке.

Предмет исследования: особенности развития интересов у учащихся с психологической склонностью к скуке.

Пояснительная записка:

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в последнее время молодые люди всё чаще испытывают скуку, несмотря на множество различных возможностей. Скука особенно распространена в подростковой среде, где ребёнок проходит своё становление, прежние интересы утрачивают свою актуальность, а новые – не формируются. Это может служить благотворной почвой для формирования аддиктивного или суицидального поведения.

В данном исследовании сделана попытка выявить склонность у молодых людей к скуке и определить влияние скуки на уровень выраженности интересов.

 

Методический инструментарий:

1.    Диагностика профессиональной направленности личности «Карта склонностей к различным видам деятельности» Е.И. Рогова (КС).

2.    Методика «Шкала склонности к скуке» Р. Фармера и Н. Сандберга.

 

Первичные данные исследования подвергались математико-статистической обработке. Обработка результатов осуществлялась с использованием программы StatSoft STATISTICA 12.

Были использованы следующие статистические процедуры:

Для выявления различий по уровню выраженности интересов в методике «Карта склонностей» в группах учащихся с низкой, средней и высокой склонностью к скуке использовался непараметрический критерий Н-Крускала-Уоллиса для сравнения нескольких независимых выборок, поскольку количество выборки небольшое, но переменные имеют метрический уровень.


Количество испытуемых: 134 человека от 16 до 18 лет, из них: 65 юношей, 69 девушек.

Полученные результаты:

Из полученных результатов выявлено количество молодежи со склонностью к скуке (рисунок 1). 

    


Рисунок 1. Склонность учащихся к скуке

29% – испытуемых имеют высокую склонность к скуке

66% – средняя склонность

5% – низкая склонность к скуке

 

Склонность к скуке у юношей и девушек (рисунок 2 и рисунок 3).

 


Рисунок 2. Склонность к скуке у юношей

 

35% – юношей имеют высокую склонность к скуке

57% – средняя склонность

8% – низкая склонность к скуке

 


Рисунок 3. Склонность к скуке у девушек

 

23% – девушек имеют высокую склонность к скуке

75% – средняя склонность

2% – низкая склонность к скуке

 

Обобщая полученные результаты можно отметить, что наибольший процент у подростков составляет средний уровень склонности к скуке. Следует отметить, что высокая склонность к скуке наиболее выражена у юношей по сравнению с девушками.

Далее  сравнивались полученные группы по шкалам методики «Карта склонностей» Е.И. Рогова.

 

Таблица 1 – Результаты межгруппового сравнения с использованием критерия Н-Крускала-Уоллиса

 

Шкалы методики

«Карта склонностей»

Критерий сравнения групп Н-Крускала-Уоллеса

р (уровень достоверности различий в группах)

Количество человек

1-спортивно-физическая

18,71950

0,0001

134

2-организаторская

17,50756

0,0002

134

3-аналитико-математическая

8,083350

0,0176

134

5-обращение со знаковыми системами

13,37938

0,0012

134

6-коммуникативная

9,242658

0,0098

134

12-14-социально-педагогическая

16,63259

0,0002

134

 

В результате сравнения трёх групп учащихся с низкой склонностью к скуке (1 группа), со средней склонностью (2 группа) и с высокой склонностью (3 группа) были получены достоверные различия по следующим шкалам: спортивно-физические, организаторские, аналитико-математические интересы, обращение со знаковыми системами, коммуникативные и социально-педагогические.

 


Рисунок 4. Результаты межгруппового сравнения по шкале «спортивно-физические» интересы

 

Данные результаты говорят о том, что спортивно-физические интересы наиболее развиты у молодых людей с низкой склонностью к скуке.

 


Рисунок 5. Результаты межгруппового сравнения по шкале «организаторские» интересы

 

Данные результаты говорят о том, что организаторские интересы преобладают в группе людей со средней склонностью к скуке.

 


Рисунок 6. Результаты межгруппового сравнения по шкале «аналитико-математические» интересы

 

Данные результаты говорят о том, что аналитико-математические интересы наиболее развиты у молодых людей с низкой и средней склонностью к скуке.

 


Рисунок 7.  Результаты межгруппового сравнения по шкале «Обращение со знаковыми системами»

 

Можно говорить о том, что у людей с низкой и средней склонностью к скуке преобладают интересы, связанные с обращением со знаковыми системами.

 


Рисунок 9. Результаты межгруппового сравнения по шкале «коммуникативные» интересы

 

Данные результаты говорят о том, что коммуникативные интересы наиболее развиты у молодых людей, имеющих низкую склонность к скуке.

 


Рисунок 10. Результаты межгруппового сравнения по шкале «социально-педагогические» интересы

                     

Социально-педагогические интересы наиболее развиты у людей с низкой склонностью к скуке.

 

ВЫВОДЫ:

1. Из полученных результатов можно отметить, что в молодёжной среде преобладает средняя склонность к скуке, затем высокая и совсем небольшой процент имеет низкую склонность

2. Высокая склонность к скуке наиболее выражена у юношей чем у девушек.

3. У молодых людей с высокой, средней и низкой склонностью к скуке выявлены различия в уровне развития интересов, таких как: спортивно-физические, организаторские, аналитико-математические, обращение со знаковыми системами, коммуникативные и социально-педагогические.

4. У молодых людей с низкой склонностью к скуке наиболее развиты спортивно-физические, коммуникативные и социально-педагогические интересы.

5. Организаторские интересы наиболее развиты у молодых людей со средней склонностью к скуке.

6. Аналитико-математические интересы и интересы, связанные с обращением со знаковыми системами, наиболее развиты в группах молодых людей со средней и низкой склонностью к скуке.


В связи с этим  можно проводить в молодёжной среде психопрофилактическую работу.

На первом этапе которой проводится психодиагностика, выявляющая склонность к скуке и уровень развития интересов в молодёжной среде.

На втором – диагностика профессионального самоопределения.

На третьем – психологическое консультирование с молодыми людьми.

На четвёртом этапе различные тренинговые и семинарские занятия по развитию уровня интересов и увеличению поисковой активности.

 

 

 

 

Задать вопрос специалисту
г. Новосибирск, ул. Кутателадзе, 16
(383) 204-90-73
(383) 204-90-78
×
Заказать звонок
Заказать звонок