СЕКСУАЛИЗИРОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЁНКА
Что же такое сексуализированное поведение у ребенка? В чем разница между сексуализированным поведением от поведения характерного для нормального психосексуального развития?
Сексуализированное поведение – это несоответствующее возрасту сексуальное поведение детей определяется существующими в обществе представлениями о допустимом и недопустимом. В свою очередь эти представления существенно отличаются в различных группах населения (зависят от религиозной и этнической принадлежности, образовательного уровня и т.п.), поэтому установить четкую разницу между нормой и патологией в сексуальном поведении детей бывает довольно сложно.
Дети естественным образом проявляют любопытство в отношении собственного тела и тел других людей, они могут исследовать сексуальные особенности собственного тела и принимать участие в соответствующих играх с другими детьми. Такое поведение является неотъемлемым этапом развития, поэтому следует проводить границу между нормальными проявлениями сексуальности и проблемным сексуализированным поведением. Таким образом, нормальное сексуальное поведение – это здоровое исследование или игра на сексуальную тему, в процессе которых дети одного возраста и уровня физического развития исследуют друг друга, рассматривая друг друга или прикасаясь друг к другу. Дети не испытывают сильного стыда или вины в связи со своим поведением.
Признаки нормального сексуального поведения:
- поведение является проявлением любопытства или потребности в информации;
- дети относятся к одной возрастной группе и равны по уровню физического развития;
- оба ребенка (или все дети) действуют на добровольной основе;
- игра на сексуальную тему происходит между детьми, которые участвуют во взаимно приятных игровых действиях и/или имеют хорошие отношения в целом, а не только во время таких игр;
- сексуальные проявления ограничены по типу и частоте и происходят в некоторые моменты жизни ребенка;
- если взрослые застают детей за такими действиями и велят их прекратить, дети так и поступают или, по крайней мере, временно прекращают свои действия, пока остаются на глазах у взрослых;
- когда взрослые застают их за определенными действиями, дети могут испытывать смущение или демонстрировать чувство вины, но чаще всего они не выражают глубоких чувств, таких как гнев, тревога, вина или стыд;
- проявления сексуальности в целом беспечны и спонтанны.
Для того чтобы понять, является ли поведение «проблемным» важно ответить на следующие вопросы:
1. Ожидаемо ли наблюдаемое поведение на данном этапе возрастного развития?
2. Соответствуют ли участвующие дети друг другу по возрасту и физическим параметрам?
3. Являются ли сексуальные действия взаимными или они носят принудительный характер (например, имеют место запугивание, использование силы, хитрость или уговоры)?
4. Превосходит ли степень секретности, окружающая поведение ребенка, ту, которую можно было бы ожидать, принимая во внимание естественное, свойственное ребенку чувство смущения?
5. Может ли ребенок контролировать свое поведение?
Любое проблемное поведение ребенка — это всегда признак какого-либо неблагополучия этого ребенка. Часто сексуализированное поведение является наиболее характерным симптомом, свидетельствующими о том, что ребенок стал жертвой сексуального насилия и/или коммерческой сексуальной эксплуатации. В случае, когда ребенок демонстрирует какие-либо симптомы или нарушения поведения, специалисту важно задать себе следующие вопросы: «Что ребенок или симптом “сообщает” окружающему миру? Как это можно объяснить? С чем связано такое поведение ребенка?». При этом важно помнить, что сексуализированное поведение может быть связано, и с другими причинами. Например, семейным насилием; стремлением к имитации поведения, с которым ребенок сталкивался; ускоренным половым созреванием; психическим расстройством и т.п.
Сексуализированное поведение может быть направлено: 1) на получение разрядки; 2) на привлечение внимания и достижение признания. Неверно считать, что существует некий специфический конкретный паттерн, которым любой ребенок будет реагировать на последствия сексуального насилия или эксплуатации. Каждый ребенок реагирует индивидуально, однако некоторые проявления являются наиболее часто распространенными:
- более высокая частота сексуально окрашенных форм поведения;
- более широкий спектр действий сексуального характера;
- повышенный интерес к фильмам эротического и порнографического содержания;
- мастурбация с использованием предметов, продолжение мастурбации в присутствии других, отсутствие барьеров при мастурбировании;
- стимуляция своих половых органов путем трения о мебель;
- прикосновение к интимным частям тела взрослых;
- имитация полового акта с помощью кукол или мягких игрушек;
- имитация звуков характерных для полового сношения;
- предложение детям или взрослым вступить с ними в сексуальные отношения;
- попытки совершения с другим ребёнком половой акт;
- имитация сексуального поведения взрослых;
- агрессивный характер сексуального поведения.
Скорей всего с проблемой сексуализирванного поведения к психологу придут родители, либо специалисты, работающие с детьми. Психологу прежде всего необходимо:
1. Исследовать эмоциональное состояние и отношение пришедшего взрослого к такому поведению.
2. С помощью интервью идентифицировать сексуализированное поведение (разграничить с нормальными проявлениями сексуального поведения ребенка.
3. Информировать обратившегося взрослого о том, что, дети, проявляющие сексуализированное поведение на глазах у взрослых, ожидают от взрослых реакции на свое поведение и его коррекции, и если взрослые не реагируют на такое поведение, ребенок может прийти в замешательство, и что такое поведение не имеет никакого отношения к истинным потребностям ребенка.
4. Рекомендовать как первично реагировать на такое поведение и по возможности исследовать причину проблемного поведения.
5. В зависимости от причины выстроить дальнейший план работы.
Первичные рекомендации родителям и специалистам, работающим с детьми, и столкнувшимся с проявлениями сексуализированного поведения у ребенка, будут следующими:
- не допускать импульсивных, аффективно окрашенных реакций на сексуализированное поведение детей;
- недопустимо публично ругать, стыдить ребенка или эмоционально обсуждать его сексуализированное поведение, так как скорее оно служит средством привлечения внимания взрослых к своим проблемам;
- если ребенок вовлекает других в сексуальные игры, необходимо переключить его внимание, отвлечь его каким-нибудь другим действием, а затем индивидуально спросить его, где он научился таким звукам и жестам. Дети, не подвергавшиеся сексуальному насилию, могут участвовать в таких играх, основываясь на любопытстве;
- при навязчивой мастурбации ребенок должен получать психологическую или психотерапевтическую помощь, так как в основе такого поведения лежит повышенное беспокойство и другие эмоциональные проблемы.
Если выясняется, что ребенок пережил опыт сексуального насилия, по возможности донести до родителя, что:
- обращение к специалисту обязательно:
- необходимо с ребенком договариваться о проявлениях любви;
- необходимо дать ребенку выговориться, если у него есть такая потребность;
- необходимо обеспечить ребенку чувство безопасности и защищенности.
Также психологу важно обозначить для родителей неэффективные методы воздействия в случае их столкновения с сексуализированным поведением у ребенка:
- гнев и суровые наказания;
- лекции, наставления или длинные тирады;
- подкуп;
- угрозы;
- давление на жалость, жалобы;
- спор;
- крик;
- унижение и желание пристыдить;
- «тайм-аут».
В целом же методы работы с детьми, осуществляющими сексуализированное поведение и взрослыми, столкнувшимися с таким поведением у детей, могут быть разными и зависят от специализации и направления деятельности психолога.
Попова Оксана Сергеевна
педагог-психолог