РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
Чувство достоинства может процветать только в атмосфере, где оцениваются индивидуальные различия, допускаются ошибки, общение открыто, а правила гибкие.
(В. Сатир)
Семья – это тот мир, где мы рождаемся, воспитываемся и учимся. Дети впитывают в себя все образцы поведения взрослого, как хорошие, так и плохие. А в дальнейшем это поведение переносится во взаимоотношения с окружающими людьми.
Родительская забота, любовь и воспитание в достаточной мере помогают развитию личности ребенка, а при чрезмерности (либо отстраненности) могут сформировать девиантное поведение ребенка.
Девиантное (отклоняющееся) поведение – это поведение (поступки), которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. К формированию такого поведению могут привести следующие нарушения в семейном воспитании:
1. Гиперопека (чрезмерная забота)
При таком воспитания у ребенка нет ограничений и обязанностей. Он может начать негативно реагировать на введение трудовых обязанностей и любых правил, которых раньше не было.
2. Гипоопека (холодная отстраненность)
При таком воспитании ребенок предоставлен сам себе. Он впитывает в себя все что видит в социуме, как хорошее, так и плохое. В данном случае родитель не формирует у ребенка правильного способа взаимодействия с окружающими людьми. У ребенка не возникает понимания, какое поведение приемлемо в обществе, а какое нет.
3. Нарушение эмоциональной связи между родителем и ребенком
Под этим понятием подразумевается характер взаимоотношений между родителями и ребенком: глубокая привязанность – отвержение; принятие – непринятие; интерес к личности ребенка – безразличие. Самое страшное, когда родители начинают манипулировать своей любовью: говорят ребенку, что за хорошее поведение они его любят, а когда он ведет себя плохо, они его не любят, что любовь родителей нужно заслужить своими успехами. Но не всегда ребенок соответствует родительским ожиданиям.
4. Способы и характер взаимодействия с ребенком
Деструктивное взаимодействие с ребенком характеризуется непостоянством и непредсказуемостью родителей. То, как родитель реагирует на поведение ребенка, зависит часто от его настроения, случая. Не формируется четких норм и правил поведения, ребенок нуждается в постоянном внешнем контроле. Авторитарный, требовательный стиль взаимодействия формирует у ребенка отчужденность от родителей, чувство ненужности в семье. Дети очень негативно относятся, когда родитель оскорбляет их личность (обзывает, унижает, смеется над ребенком). Такие слова и действия родителя вызывают протестную и агрессивную реакцию у подростков.
Важно, чтобы в семейном воспитании присутствовала атмосфера доверия и уважения, как между отцом и матерью, так и между родителями и ребенком.
Примите ребенка таким, какой он есть, без всяких условий, со всеми его индивидуальными особенностями, плюсами и минусами. В семье этому способствует безусловная любовь, которую ребенок должен чувствовать всегда.
Относитесь уважительно к интересам и ценностям ребенка, даже если они не совпадают с вашими собственными.
Помните, что ребенок имеет право на свое собственное мнение, и, если оно ошибочно, старайтесь спокойно объяснить ему, в чем он не прав. Он научится анализировать свои мысли и действия.
Говоря с ребенком о его творческой деятельности, спортивных достижениях, школьной успеваемости и внешнем виде, особенно когда он потерпел неудачу, не стоит говорить, что у него низкие умственные способности и что он не сможет работать на престижной работе. Подбодрите ребенка, скажите, что у него все получится, что он сможет с этим справиться и вы как родитель поможете ему в этом.
Сформулируйте четкую систему требований по отношению к ребенку. Разработайте систему наказаний и поощрений, которые будут действовать и при этом не требовать вашего повышенного тона. Очень важно объяснить ребенку, за какое его поведение он может быть наказан. Желательно заранее предупреждать ребенка об этом.
И самое главное в семейном воспитании – это последовательность. Если родитель сказал, то он должен это сделать. Но если вы сказали, что накажете ребенка и не делаете этого, то он понимает, что это только слова, и в дальнейшем уже не будет относиться серьезно к тому, что вы говорите.
Денисова Наталья Александровна
Педагог-психолог