Роль мамы в первые годы жизни ребенка
«Воспитывать…самая трудная вещь. Думаешь: ну все теперь закончилось! Не тут-то было: все только начинается!
Лермонтов М.Ю.
Родительские стратегии воспитания – один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений в отечественной и зарубежной психологии. Родительские стратегии – совокупность родительского отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способы поведения родителя по отношению к нему. Стиль воспитания - это один, из главных факторов, оказывающих влияние на развитие личности ребенка. Родители приводят своих детей на консультацию к психологу и одной, из частых причин обращения к психологу является нарушение развития ребенка вследствие неправильных родительских стратегий воспитания. Любая дисгармония в семье может нарушить формирование личности ребенка.
Очень важно, как с ребенком общаются оба родителя, но в первый год жизни ребенка большое значение имеет стиль общения матери. Было замечено, что дети, воспитанные в детских учреждениях без материнской ласки отличаются более низким интеллектом, эмоциональной незрелостью, повышенной агрессивностью и отсутствием постоянства эмоциональной привязанности к взрослым. В старшем возрасте у этих детей наиболее часто отмечается два варианта нарушения развития личности:
1. У подростка преобладает эмоциональная бесчувственность – он не способен к эмоциональной привязанности, проявлению теплых чувств по отношению к другому человеку, он ощущает себя как бы вне общества и не понимает, зачем нужны в его жизни другие люди, в прочем и себя он ощущает таким же не нужным социуму. Такой ребенок чувствует себя одиноким, а одиночество часто порождает агрессию, причем безжалостную.
2. Подросток, а потом и взрослый человек любыми способами пытается получить то, что не получил в детстве, таких детей видно сразу, еще раньше подросткового возраста, иногда их еще называют «Прилипалами». Любой человек, хоть как-то обративший на них внимание становится для такого ребенка объектом, вниманием, которого нужно завладеть безраздельно, такие дети буквально липнут ко взрослым, в конце концов вызывая у окружающих чувство раздражения и отвержения.
Наблюдая за поведением матерей с детьми через организованное видеонаблюдение С. Броди выделила 4 основных типа материнского отношения:
1. Для матерей первого типа характерно поддерживающее и разрешающее поведение. Самым показательным тестом для стиля воспитания оказалась реакция мамы на приучение ребенка к туалету. Эти мамы не ставили себе задачу приучить ребенка к навыкам опрятности в строго определенном возрасте, приучение к туалету шло через приспособление матери к потребностям ребенка и его возрастным возможностям, а не как обучение «собаки Павлова». Поведение таких мам гибкое, они не зацикливаются на одном варианте решения проблемы и пробуют разные способы достижения воспитательных целей, активно задействуют игровой компонент.
2. Мамы второго типа – доминирующего типа, им не хватало непосредственности и спонтанности в общении с ребенком. Такие мамы, когда у них не получалось добиться своих воспитательных целей, начинали жестко настаивать на своем.
3. Мамы третьего типа – занимаются с ребенком из чувства долга, у них нет искреннего интереса к нему. В отношениях с ребенком не хватает теплоты и спонтанности. В качестве инструмента воздействия на ребенка такие мамы использовали жесткий контроль, например, старались приучить ребенка к навыкам опрятности к 1 -1.5 годам.
4. Мамы четвертого типа характеризуются неустойчивостью и непоследовательностью в воспитании: их «можно» и «нельзя» зависело от настроения, они не пробовали понять, что же на самом деле хочет ребенок, их воспитательные воздействия были противоречивыми.
Самым вредным для ребенка оказывается четвертый стиль материнского воспитания, так как постоянная непредсказуемость реакций мамы лишает ребенка удовлетворения одной из самых важных потребностей в безопасности окружающего мира безусловной материнской любви. Наиболее благоприятным для гармоничного развития ребенка является первый поддерживающий стиль воспитания, когда принимающая и понимающая мама создает у ребенка уверенность в определенной безопасности мира и возможности в нем самостоятельно действовать, опираясь на свои собственные потребности. Такая мама постепенно, соответственно возрасту ребенка воспитывает в нем самостоятельность, адекватную самооценку и интерес к миру.
Конечно, не бывает чистых стилей воспитания, которые соответствуют только одной из 4 стратегий, чаще бывают смешанные, большее значение, приобретает, какая из них преобладает в воспитании ребенка. Важно помнить, что в любой момент можно начать действовать по другому, ведь вашему ребенку может помочь научиться ориентироваться и жить в этом мире, прежде всего вы!
Позже после 1.5 лет все более важное влияние на воспитание ребенка начинает оказывать уже не только мама, но и папа, и ближайшие родственники, особенно в случае совместного проживания. Становится важным, не только какая стратегия используется родителями, но насколько стиль воспитания папы и мамы совпадают друг с другом.
Воскобойникова Оксана Сергеевна
Педагог-психолог
МБУ Центр «Радуга»