Роль игры в жизни ребенка
Ведущей деятельностью на протяжении всего дошкольного возраста выступает игра. С помощью игры ребенок учится познавать себя, мир и учится взаимодействию со сверстниками.
Игра – это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
Особое место занимают сюжетно-ролевые игры. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В такой игре все как будто «понарошку», но воображение ребенка воспроизводит много настоящего: действия в играющих ролях всегда реальны, также подлинны их чувства, переживания и эмоции. Ребенок копирует действительность, он комбинирует свой личный жизненный опыт и разные впечатления реальной жизни.
В игровой деятельности детей начинает объединять единая цель, совместные усилия, общие интересы, переживания. Но в тоже время в игровой деятельности очень много строгих правил, условий поведения. Правила и нормы помогают воспитать в детях целенаправленность. Задача взрослого, как ведущего игры, помогать детям сосредотачивать внимание на общих целях игры, которые вызывают в детях чувство общности, способствовать установление между играющими дружественных отношений, справедливости и взаимной ответственности.
Игры на бытовые сюжеты («Дом», «Семья» и т.д.). Важное место в данной игре занимает сюжет. Дети через игровые действия воспроизводят все, что знают о взаимоотношениях в семье, обустройстве в доме. Девочки обычно играют в куклы, а мальчики в солдатиков.
Игры на производственные и общественные темы. В этих играх дети отражают трудовую деятельность людей. Это игры в больницу, парикмахерскую, магазин и т.д.
Игры на героико-патриотические темы (герои войны, космические полеты и т.д.)
Игры на тему литературных произведений, кино, телепередач (в Крокодила Гену и Чебурашку, «моряков»)
«Режиссерские» игры. Здесь ребенок с помощью куклы выполняет разные действия, при этом озвучивает их в двух ролях: за себя и за куклу. Сценарий продумывается заранее всеми участниками игры. Сюжет может основываться как на сказках, так и на знаниях о собственной жизни. Дети учат кукол действовать соответственно взятой роли, наделяют их разнообразными признаками и качествами.
По мере взросления ребенка сюжетно-ролевая игра становится более сложной и развернутой. Роль появляется в игре на третьем году жизни.
У детей 3 лет начинают играть в бытовые игры: варят, купают, возят и т.д. Затем появляется ролевое обозначение: Я – мама, Я – водитель, Я – врач.
В возрасте 4-5 лет выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности. У ребенка появляется потребность в выполнении роли, использую при этом жесты, мимику, речь.
В возрасте 5-7 лет в играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие.
Дети 6-7 лет чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя свои роли они внимательно следят за соблюдение правил, как у себя, так и у партнера.
Содержание игры в дошкольном возрасте меняется следующим образом: от предметных действий людей к отношениям между ними, а затем к выполнению правил, регулирующих поведение и отношения людей.
Денисова Наталья Александровна
Педагог-психологМБУ Центр «Радуга»