Меню Заказать звонок


РИСУНОК – ЗЕРКАЛО ДУШИ РЕБЁНКА

    Рисование – естественный вид деятельности детей. Интерес к рисованию у ребенка возникает, когда перед ним оказываются карандаш и бумага, а первым шагом ребенка к овладению карандашом является подражание взрослому.

   Результатом первого знакомства малыша с карандашом являются черточки, точечки и округлые линии на бумаге. Интерес для ребенка в данном случае представляет не результат, а сам процесс манипулирования карандашом и появления следов на листе. Постепенно в своих «каракулях» ребенок начинает узнавать и называть предметы. Часто эти предметы едва различимы для взрослого и угадываются лишь по отдельным элементам, а иногда и вовсе являются результатом воображения ребенка. В этот период, увидев свой рисунок через некоторое время, ребенок может не узнать его или увидеть на нем совершенно другой предмет. И лишь позже у детей появляется замысел рисунка, который они стараются отразить на листе бумаги.

   Психологи называют период с пяти до десяти лет ребенка «золотым веком детского рисунка». В этом возрасте малышу гораздо легче изобразить на бумаге свои мысли, эмоции, чувства и фантазии, которые не всегда удается выразить словами.

   Приступив к рисунку, ребенок изображает предмет не таким, каким он является на самом деле, а таким, каким он его представляет. Он изображает все то, что о нем знает, даже тогда, когда в конкретной ситуации это может считаться окружающими не вполне уместным. При этом ребенок может ни разу не взглянуть на тот предмет, который рисует, даже если тот находится рядом с ним. Именно поэтому, изображая человека или животного в профиль, дети дошкольного возраста рисуют им два глаза. Самым важным для ребенка в процессе рисования является не правильное изображение какого-либо предмета, а своего переживания, отношения к нему, своих знаний о нем. Не владея еще в полной мере изобразительными навыками, ребенок отражает в рисунке свой зрительный и чувственный опыт.

   К процессу рисования у детей часто подключается речевое сопровождение, словно на бумаге разворачивается игра, а сам процесс рисования выступает своеобразным графическим рассказом. Ребенок изображает актуальную для него ситуацию – то, что он переживает в данный момент, и в ходе этого процесса происходит усвоение общественного опыта.

   В этот период важно обсуждать с малышом результаты его творчества, интересоваться, что происходит в данный момент на рисунке, а что может случиться в следующее мгновение. Гуляя с ребенком по парку, обратите внимание на природу, животных и птиц, обсудите особенности времени года и погоды, а вернувшись домой, нарисуйте вместе с ребенком увиденное. Рисовать можно любые события в жизни ребенка – праздник, просмотренный фильм, мультфильм или спектакль, прочитанную сказку или сюжет, подсказанный ребенку воображением. Все это помогает ребенку обобщить новые знания и усвоить полученный опыт, а родителям построить интересный и значимый для развития ребенка диалог.

   При этом важно не только проявлять внимание к творчеству ребенка, но и поощрять его интерес, хвалить за успехи. Маленькому художнику важны внимание и оценка взрослым как процесса, так и результата его творческой деятельности. Это стимулирует познавательный интерес, положительно влияет на развитие самооценки ребенка.

   Таким образом, процесс рисования (рисунок как его продукт) не только отражает уровень психического развития ребенка, но и обеспечивает это развитие, интегрирует его знания и опыт.

Овчинникова Светлана Вячеславовна

педагог-психолог


Задать вопрос специалисту
г. Новосибирск, ул. Кутателадзе, 16
(383) 204-90-73
(383) 204-90-78
×
Заказать звонок
Заказать звонок