Меню Заказать звонок

Риск психопатического развития личности и склонность к суицидальному поведению

 

Цель исследования: Определение склонности к суицидальному поведению у подростков при возникновении риска психопатического развития.

Исполнитель: МБУ Центр психолого-педагогической помощи молодежи «Радуга»

Время проведения: Исследование проводилось в средних специальных учебных заведениях города Новосибирска в 2018 - 2019 гг.

Объект исследования: риск психопатического развития подростков 15-17 лет

Предмет исследования: особенности суицидального поведения личности при возникновении риска психопатического развития.

Пояснительная записка:

Еще в XX веке советский психиатр, доктор медицинских наук Андрей Евгеньевич Личко отмечал, что «суицидальное поведение у подростков – это в основном проблема «пограничной психиатрии», т.е. области изучения психопатий и непсихотических реактивных состояний на фоне акцентуации характера» (Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. С. 73). В настоящее время совершенные попытки суицида подростками также являются областью компетенций психиатров. Предполагается, что причиной суицидального поведения является органическая психопатия или психопатическое развитие личности. Между тем, многолетняя практика в психиатрической больнице и исследования, проводимые А.Е. Личко с коллегами, позволили сделать вывод о том, что лишь 20-30% суицидов и попыток обусловлены психопатией, 5% – психозами, а все остальное – подростковым кризисом. Этот вопрос особо актуален в связи с тем, что кризисный период значительной части подростков при поступлении в средние специальные учебные заведения осложнен необходимостью адаптации к новым условиям, вступлением в новые социальные отношения и т.д. 

 В данной работе использованы следующие определения:

·   Психопатия – это расстройство личности, характеризующееся множеством ненормальных поведенческих признаков и эмоциональных реакций.

·   Органическая психопатия – изменения характера, обусловленные пренатальными, натальными и ранними (первые 2-3 года жизни) постнатальными поражениями головного мозга.

·   Психопатическое развитие (патохарактерологичеекое формирование) – изменения характера, обусловленные усилением его акцентуированных черт вследствие неблагоприятного влияния среды (прежде всего, воспитания, социального окружения).

·   Суицид - (от лат. - sui caedere - убивать себя) - преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.

·   Суицидальное поведение – это комплекс действий, направленных на осмысленное осуществление стремления уйти из жизни, иными словами совершение самоубийства.

·   Истинный суицид - это, как правило, хорошо спланированное мероприятие, цель которого - любой ценой лишить себя жизни вне зависимости от мнения и реакции родных, близких, друзей и т. д.

·   Демонстративный суицид - это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, возмездие за обиду, несправедливость. 

Задачи исследования:

1.    Выявить наличие у подростков риска психопатического развития.

2.    Определить степень выраженности у подростков двух основных форм суицида: истинной и демонстративной.

3.    Определить характер суицидального поведения подростков при наличии риска психопатического развития.

Методический инструментарий: патохарактерологический опросник личности А.Е. Личко.

Количество испытуемых: 360 человек в возрасте от 15 до 17 лет, из них: 67 девушек и 293 юноши.


Полученные результаты:

 

I. Риск психопатического развития подростков-учащихся

По результатам исследования риск психопатического развития обнаружен у 32 подростков из 360. В процентном соотношении результаты представлены на рисунке 1.


Рисунок.1 Риск психопатического развития у подростков-учащихся города Новосибирска

По мнению А.Е. Личко, подростковый возраст является критическим периодом для развития психопатий. «Если психическая травма или сложившаяся ситуация наносит удар по «слабому месту» данного типа акцентуации, то соответствующие черты характера могут раскрыться пышным цветом, отражаясь на всем поведении, заостряясь до психопатического уровня» (Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. С. 28). В то же время, отмечает исследователь, разрешение конфликтной ситуации, изменение условий с травмирующих на благоприятные предотвращает психопатическое развитие, возвращая его в «нормальное» русло.

 

II. Суицидальное поведение подростков-учащихся

Результаты исследования свидетельствуют о высоком проценте подростков с риском развития суицидального поведения: из 360 испытуемых у 280 человек (78%) обнаружен риск возникновения суицидального поведения, у 80 человек (22%) риск не определен; при этом риск возникновения истинного суицида зафиксирован у 180 (50%) подростков, риск возникновения демонстративного суицида – у 100 (28%) подростков.


Рисунок 2. Риск суицидального поведения подростков-учащихся города Новосибирска 

А.Е. Личко отмечает, что «лишь в 10% у подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90% суицидальное поведение подростка – это «крик о помощи» (Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. С. 73).

Результаты данного этапа исследования обосновывают не только актуальность психологической помощи подросткам, но и необходимость повышения психологической компетентности педагогов, работающих с подростками, и родителей, воспитывающих своих детей-подростков.

 

III. Суицидальное поведение и риск психопатического развития подростков-учащихся

Исследование характера суицидального поведения подростков с выраженным риском психопатического развития показало:

– из 32 человек риск истинного суицида зафиксирован у 15 подростков (47%) с риском психопатического развития;

– риск возникновения демонстративного суицида обнаружен у 12 подростков (37%) с риском психопатического развития;

– не выявлен риск суицидального поведения только у 5 подростков (16%) с риском психопатического развития.


Рисунок 3. Суицидальное поведение подростков при наличии риска психопатического развития у подростков-учащихся города Новосибирска

Таким образом, при наличии риска психопатического развития наиболее высоким оказывается риск возникновения истинного суицида.Тем не менее, риск психопатического развития подростков в нашем исследовании составляет только 9% выборки, что позволяет, вслед за А.Е. Личко, сделать вывод о том, что основной причиной возникновения суицидального поведения подростков является возрастной кризис, во время которого все возникающие проблемы и конфликты наиболее утрированно воспринимаются подростком. 

ВЫВОДЫ

1.    9% учащихся города Новосибирска подвержены риску психопатического развития.

2.    Риск развития суицидального поведения выявлен у 78% подростков, из них у 50% – риск истинного суицида, у 28% – риск демонстративного суицида. У 22% подростков риск развития суицидального поведения не выявлен.

3.    У подростков с риском психопатического развития риск суицидального поведения повышается до 84%, при этом для 47% характерен риск истинного суицида, для 37% – риск демонстративного суицида. У 16% подростков с риском психопатического развития риск суицидального поведения не выявлен.

 

Ориентировочные направления работы по профилактике суицидального поведения и психопатического развития подростков:

1.    Работа с подростками:

– психологическая помощь в адаптации к новому учебному заведению: адаптация к новому режиму, новым формам работы, взаимодействию с новым коллективом сверстников, педагогическим составом;

– развитие знаний о себе как личности, своих личностных особенностях, сильных и слабых чертах характера, умений применять эти знания во взаимодействии с окружающими;

– формирование умений разрешать возникающие конфликтные ситуации, навыков эффективного взаимодействия, сотрудничества как со сверстниками, так и со и взрослыми.

– формирование навыков ассертивного поведения.

2.    Работа с родителями и педагогами:

-     повышение компетентности в области психологических особенностей подросткового возраста;

-     развитие умений взаимодействия с подростком;

-     формирование навыков помощи подростку в адаптации к новым социальным условиям.

Задать вопрос специалисту
г. Новосибирск, ул. Кутателадзе, 16
(383) 204-90-73
(383) 204-90-78
×
Заказать звонок
Заказать звонок