РЕШАЕМ КОНФЛИКТЫ КОНСТРУКТИВНО
Сколько людей – столько и мнений. Невозможно встретить людей, взгляды которых абсолютно одинаковы. У всех нас разные характеры, ценности, взгляды на жизнь, вкусы, поэтому конфликт – это нормальная и неотъемлемая часть взаимодействия людей друг с другом. К самым распространённым психологическим конфликтам относятся межличностные конфликты. Они охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоге, так или иначе, сводится к межличностному.
Принято считать, что конфликт обязательно сопровождается открытым противодействием его участников, ссорами, негативными эмоциями и т.д. Но это далеко не всегда так. Процесс решения возникшей проблемы и его итог зависят от правильно выбранной стратегии поведения. Их не так много: соперничество, избегание, приспособление, компромисс и сотрудничество. И для того чтобы иметь возможность эффективно разрешать конфликтные ситуации, человеку просто необходимо знать о том, как нужно себя вести при их возникновении, т.е. уметь подобрать такую форму поведения, которая в наибольшей степени подойдёт к каждой конкретной ситуации. Но многие люди во время конфликтного взаимодействия ведут себя одинаково, совершенно не зная о том, что можно изменить стратегию своего поведения и решить конфликт более конструктивно.
На самом деле любая стратегия поведения в конфликте правильная, если она уместна. Например, человек, выбирает стратегию соперничества, которая обычно подразумевает открытый конфликт, он настроен одержать победу над оппонентом несмотря ни на что. И это будет оправдано, если жизни и здоровью (вашему или близких людей) угрожает опасность, ваши личностные границы сильно нарушаются, либо оппонент, как говорится, просто «не понимает по-хорошему». Также стратегия оправдана в случае, когда необходимо оградить кого-то от физического или морального насилия, либо неоправданных опрометчивых поступков.
Стратегия избегания подразумевает уход, самоустранение, вывод себя из конфликтной ситуации. Может выражаться как физически – уйти, убежать, положить трубку телефона, так и эмоционально – молчание, игнорирование темы разговора, попытки начать беседовать на другую тему. Уместна в тех ситуациях, когда конфликт в данный момент не затрагивает напрямую ваших интересов, разрешится он или нет, не имеет для вас большого значения, тогда оптимальным вариантом будет не растрачивать свои силы, и избежать возможного конфликта.
Стратегия приспособление – это способ сглаживания или разрешения конфликта, когда один из его участников, жертвуя своими интересами и мнением, уступает другому участнику, принимая его вариант решения проблемы. Использование приспособления будет конструктивным если:
• исход конфликта чрезвычайно важен для оппонента, но при этом уступающая сторона почти «ничего не теряет»;
• сохранение хороших отношений наиболее значимо, чем отстаивание своей правоты;
• уступающая сторона выбирает приспособление, чтобы в итоге обходным путем добиться решения конфликта в его пользу;
• во время спора уступающая сторона осознает, что правота действительно на стороне оппонента;
• у оппонента больше власти.
Таким образом, приспособление оправдано в случае, если конфликт не такой значительный, но возникшие разногласия могут испортить отношения. То есть, уступки, проигрыш в конфликте помогут сохранить взаимоотношения с оппонентом, что в конкретной ситуации гораздо важнее, чем отстоять свою позицию.
Стратегию компромисса целесообразно выбирать в ситуациях, когда есть цель договориться в конфликте, но так, чтобы каждая сторона хоть в чем-то выиграла, когда конфликтующие стороны признают интересы, и ценности друг друга и хотят, чтобы исход конфликта был как можно более справедливым. Применение компромисса оправданно, если участники конфликта имеют взаимоисключающие интересы и находятся в равноправных условиях. Часто этот способ используют, как последнюю возможность урегулировать спорную ситуацию, сохранив при этом отношения. Обычно когда переговоры зашли в тупик, компромисс – быстрое решение.
Стратегия сотрудничества предполагает самую длительную по времени и детальную проработку спорного вопроса. Разрешение конфликтной ситуации здесь не является главной целью, самое важное – удовлетворение интересов каждого участника спора и выработка взаимовыгодного долгосрочного решения проблемы. Сотрудничество будет оправданно и эффективно, если разрешение конфликта одинаково важно для всех его участников, они заинтересованы в сохранении хороших длительных отношений друг с другом и готовы четко сформулировать суть своих претензий и интересов, выслушать и главное – услышать оппонента. Эта стратегия идеальна для решения конфликтных ситуаций с близкими людьми и родственниками, так как предполагает длительные и неоднократные переговоры сторон.
Чтобы выбрать оптимальную стратегию поведения в конфликте, важно учитывать некоторые факторы: суть конфликта, заинтересованность сторон, значимость отношений с оппонентом и собственный психологический настрой. При возникающем конфликте можно задать себе вопрос: а эта ситуация, действительно настолько важна, что мне необходимо вступать в спор или пытаться договориться? Какое поведение в конкретной ситуации будет более эффективным? Если выяснится, что прояснение спорного вопроса не задевает ваших интересов, оптимальным вариантом поведения будет избегание конфликта. Если вы понимаете, что стратегия уклонения не подойдет, нужно понять, насколько оппонент заинтересован в разрешении конфликта. Если для него это так же важно, можно начать переговоры, то есть выбрать стратегию сотрудничества, либо компромисса. Выбирая стратегию поведения в конфликте, необходимо оценить, насколько важно сохранить дальнейшие хорошие отношения с оппонентом. Если сохранить отношения важно, то, в зависимости от ситуации, можно выбрать сотрудничество, компромисс или приспособление.
Если же отстоять свою правоту жизненно необходимо, невзирая на дальнейшие взаимоотношения, то наиболее подходящей стратегией будет соперничество. Бывают ситуации, когда разрешить конфликтную ситуацию необходимо, но на это нет ни моральных сил, ни желания. В таком случае, оптимальным вариантом будет уклонение или приспособление. Таким образом, вы дадите себе время для отдыха и восстановления, чтобы позже с новыми силами вернуться к урегулированию конфликта.
Конфликты – это нормальная часть повседневного общения с людьми. Чтобы спорные ситуации не осложняли жизнь, важно научиться оценивать происходящие события и выбирать наиболее подходящую стратегию поведения. Также нужно помнить, что разрешение конфликтной ситуации далеко не всегда происходит путем соперничества или переговоров, иногда уклониться или согласиться с оппонентом – лучший выход из сложившихся обстоятельств.
Оксана Владимировна Попова,
Психолог МБУ Центр «Радуга»