РЕАКЦИЯ ДЕТЕЙ НА СМЕРТЬ БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ
(психоаналитический подход)
«Всякое горе – это рана. Как известно, ранам свойственно закрываться. Только это при условии, что рана была открыта. Ничего в психике не может закончиться, если оно не началось».
Ж.П. Ракамье
Человек с самого начала своего существования сталкивается с массой непереносимых переживаний, когда необходимо проделать определенную психическую работу, чтобы пережитый опыт стал содержимым психики субъекта. Все, что не было переработано в силу того, что пережитое превышало способности Эго к интеграции, остается для субъекта травмой. То, что не психизируется, впоследствии проигрывается на поведенческом уровне или соматизируется.
С точки зрения психоанализа, психическая жизнь человека есть функция аппарата, которому мы приписываем характеристики протяженности в пространстве, и который состоит из нескольких частей (Ид, Эго и Супер-Эго) [1]. В раннем возрасте психический аппарат еще недостаточно сформирован, а потому способность справляться с травмами крайне низкая, именно поэтому дети столь уязвимы.
Что происходит с детьми разного возраста, когда они сталкиваются с реальной утратой близких людей? Подобен ли процесс горевания детей процессу, горюющего взрослого человека?
Работа горя (процесс адаптации), это та психическая работа, которая должна быть проделана после признания реальной потери объекта любви (страны, идеалов, всего того, что представляет для человека ценность, во что мы инвестировали свою любовь и интерес). Эта психическая работа состоит в изъятии либидо от объекта, который исчез, умер, стал недоступным. Работа горя сопряжена с болью, с душевными страданиями и становится возможной лишь на этапе, когда Эго и объектные отношения достигли определенного уровня развития. Работа горя дает возможность проститься с утраченным объектом, а освободившееся либидо инвестировать в новые объекты, новые отношения и двигаться дальше, в будущее.
Даже для взрослого смерть близкого человека может стать травмирующим событием. У ребенка смерть значимого другого (мать, отец) может привести к нарушениям процесса развития.
Психоаналитические исследования влияния утраты значимого другого в раннем возрасте на структуру личности показали широкий спектр последствий в виде задержки психического и физического развития, нарушения тестирования реальности (способности различать психический образы и внешние объекты), ослабления контроля над импульсами, возникновения депрессии, асоциального поведения и т.д. Тем не менее, процесс развития продолжается под давлением внутренних сил, которые препятствуют паузе на горевание.
Маленький ребенок всегда остро реагирует на сепарацию от матери, независимо от того, понимает ли он смысл ее отсутствия или смысл смерти.
Для того, чтобы понять реакцию ребенка на смерть значимого другого необходимо понимать его роль на разных стадиях развития.
З. Фрейд [2] писал, что на определенных этапах развития младенец неспособен различать временное отсутствие и длительную потерю. Как только он теряет мать из виду, младенец начинает вести себя так, словно он никогда ее больше не увидит; требуется повторяющийся утешительный опыт, прежде чем он узнает, что за исчезновением матери обычно следует ее возвращение. Вследствие неправильного понимания фактов ребенком, ситуация отсутствия матери становится травмирующей в случае, если в этот момент какая-то его важная потребность оказывается неудовлетворенной. Возникшие в результате тревога и стресс, часто приводят к дезорганизации психической работы.
Изначально младенец не способен самостоятельно психически перерабатывать возбуждения, связанные с интенсивными внешними и внутренними стимулами, мать (материнский другой) выполняет для ребенка роль щита против возбуждения. Своей заботой и символизирующей функцией она нейтрализует возникающие у него возбуждения, помогает формировать представления воспринимаемых переживаний, способствуя формированию и развитию внутренней, психической жизни.
Первые месяцы жизни ребенка характеризуется эгоистичностью и предметностью отношений мать-дитя. Ребенок ориентирован на удовлетворение возникающих потребностей в чем-то и функционирует по принципу удовольствия, переживая ощущение удовлетворения-неудовлетворения, удовольствия и дискомфорта. Он беспомощен и полностью зависит от матери. Дети в этом возрасте, оставленные матерями, переживают не долго, и способны принимать пищу и заботу от других лиц. Со сменой объекта ухода младенец проявляет признаки дистресса, которые, скорее всего, связаны с качественной переменой в его сенсорном опыте. Когда мать, появляется снова через несколько дней, ребенок на этой стадии развития не проявляет признаков узнавания.
Второе полугодие. Предметные отношения с матерью еще остаются, ребенок по-прежнему использует мать для получения удовольствия. К концу первого года ребенок достигает стадии постоянства объекта. Ему нравится общаться с матерью, нравятся ее ласки, и ему уже не нравится оставаться без мамы. Теперь уже мать становиться нужной ради нее самой, и удовлетворение его потребности в любви становится столь же необходимым для его психического благополучия, как и удовлетворение в заботе, пище необходимо для обеспечения физического комфорта. На этом этапе переживание разлуки с матерью носят более длительный и драматический характер. Появляется различная симптоматика, отказ от еды, плохой сон, беспокойство, избегание контактов с внешним миром, проявление недружелюбия. Ребенок в этом возрасте уже не привязывается автоматически к замещающим мать объектам, несмотря на то, что он принимает их заботу.
На втором году жизни привязанность малыша к матери становится очень интенсивной и теперь с уверенностью можно говорить, что он любит свою мать. Эта любовь носит требовательный и собственнический характер. Все его инстинктивные влечения направлены на мать, какой бы импульс в нем не зародился, он пытается реализовать его через мать. Лишение матери в этом возрасте, приводит к тому, что ребенок чувствует себя оставленным, ненужным. Его способность любить остается не реализованной, а потребность быть любимым – неудовлетворенной. Тоска по матери становится невыносимой, он переживает отчаяние, которое схоже с отчаянием младенца, которого лишили пищи. Психологический голод, связанный с отсутствием матери, который может длиться до двух дней, может подавить все физические ощущения, он может отказаться от сна и еды, протестует против утешения со стороны сторонних лиц. Разлука с любимыми значимыми другими на данном этапе развития у ребенка вызывает шок. Это сказывается на его соматическом состоянии, наблюдается тенденция к возникновению простудных заболеваний, ангины, нарушение пищеварения. Многие из детей оказываются не способными узнать своих матерей в ситуации встречи, демонстрируя холодное равнодушие, при этом легко узнавая безжизненные предметы, принадлежащие к их прошлому. Подобная неспособность узнавать мать связана с изменением ее ментального образа и внутреннего отношения к ней. Разочаровавшись, младенец вытесняет воспоминания о матери из своего сознания. Оказавшись в новом окружении, ребенок в возрасте до трех лет способен перенести свою любовь на новое окружение, и после некоторой задержки психического развития снова набирает свою силу.
Дети более старшего возраста обычно не забывают своих родителей. Когда ребенок уже способен интеллектуально понять ситуацию (к 5 годам), осознать происходящее, причины по которым произошла разлука, негативные последствия шока снижаются. В этом помогают воспоминания о любимом человеке, в силу вступают механизмы, благодаря которым ребенок становится способным надеяться на будущее. Ему уже легче найти адекватные формы проявления своих чувств. Часто внутренние образы родителей претерпевают значительные изменения, как правило, идеализируются. Отрицательные чувства подавляются, возникают разного рода состояния, нарушения в поведении, ребенок уходит в себя, происходит регресс. Когда ребенок не может реализовать межличностную привязанность к родителям, оставившим его, он отвергает свое чувство привязанности к ним, в то же время отвергает социальные и моральные принципы, которые он усвоил ранее. Достижения предыдущего периода развития теряют свою ценность и смысл, в результате утрачиваются.
Дальнейшее развитие ребенка, пережившего утрату, будет зависеть от того, помогут ли ему взрослые в выражении и переживании боли, гнева, печали, и других чувств и конфликтов, связанных с утратой.
А. Фрейд [6] описала особенности состояния детского горя. Реальную глубину и серьезность горя, переживаемого маленькими детьми оценить довольно сложно в связи с тем, что детское горе быстротечно, у ребенка одного двух лет он заканчивается через 36-48 часов. Взрослому человеку пережить траур такой силы требуется не менее года. Это объясняется функционированием психики ребенка согласно принципу удовольствия. Ребенок не способен терпеть долго неудовольствие (боль, страдание) и поэтому объект, который тут же не приносит удовлетворения, отбрасывается как негодный для этой роли, происходит отказ от образа матери, хранящегося у него в памяти.
Таким образом, мы можем говорить о некоторых аспектах горевания, как реакции на утрату объекта, имеющей психологическое значение у ребенка только со стадии установления эмоционально-либидинальной константности объекта, когда произошла интеграция частичных образов себя и другого в целостную репрезентацию Я и другого и их дифференциация (различение). В переживаниях ребенка будут отмечаться признаки фаз проживания горя: оцепенение, тоска (стремление вернуть потерю обратно), дезорганизация и реорганизация [5].
Выделяют ряд факторов, которые определяют реакции, наблюдаемые в разных возрастных этапах.
Низкая толерантность к боли. Дети не могут долго выносить сильное страдание, неспособны поддерживать процесс длительного горевания, поэтому они начинают развивать противоположные мысли и чувства.
Утрата объекта, сопряженная с сепарацией от других знакомых объектов и окружения. Здесь речь идет о случаях госпитализации ребенка или матери, из-за отсутствия матери по другим причинам, когда ребенок оказывается не только в ситуации утраты значимого другого, но и в незнакомой среде, с чужими людьми, подвергается дополнительному стрессу, связанному с медицинскими манипуляциями. Знакомая среда, окружение, объекты, звуки, запахи важны для благополучия ребенка.
Отрицание как реакция на утрату. Низкая толерантность к психической боли у ребенка ведет к тому, что отрицание становится предпочтительной защитой. Окружение может способствовать поддержанию этого отрицания, скрывая информацию.
В начале второго года жизни дети бывают еще не способными отличать сны от реальности, часто трактуя происходящее во сне, как часть реальности. Поэтому если утраченная мать будет появляться в его снах, это будет влиять на понимание утраты и на процесс изъятия либидо из объекта привязанности (объект привязанности – человек, к которому возникла любовная привязанность).
Так же трудности в принятии утраты возникают связи с тем, что дети до конца не могут понять сущность, значение и необратимость смерти.
Реальная или воображаемая утрата матери в раннем детстве «запускает» механизмы идеализации и фантазийного слияния с ней для защиты от мук любви и одновременно от мук интенсивной вины за детскую ненависть. Интенсивность вины делает воспоминания об утраченном объекте непереносимыми и там, где нужна «работа печали», возникает аффективный блок. Таким образом, недостаточно зрелая психика не позволяет ребенку переработать истинное горе, именно благодаря этому, событие становиться травматичным.
Ребенок может проработать горе только со взрослыми. Если ребенок не проработает свою потерю, у него может сформироваться депрессивная личность. Тень объекта будет лежать на его Я.
Список используемой литературы:
1. Ч. Райкрофт, Критический словарь психоанализа – Спб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995
2. З. Фрейд, Торможение, симптом и тревога / Собрание сочинений в 10 томах. Т 6. – М.: ООО «Фирма СТД», 2006
3. З. Фрейд, Психология бессознательного/ Собрание сочинений в 10 томах. Т. 3 – М.: ООО «Фирма СТД» 2006
4. Bowlby J. Process of mourning. International Journal of Psycho-Analysis 42:317-340., 1961
5. Freud A. & Burlingham D.T. War and Children. N.Y., 1943
Переладова Оксана Юрьевна,
Педагог-психолог