Развиваем ребенка. Как?
Дошкольное детство – самый ответственный первый период психического развития детей, в котором закладываются основы всех психических свойств и качеств личности ребенка. Именно в этом возрасте взрослые находятся с ребенком в самых близких отношениях, принимают в его развитии самое активное участие. Но не всегда мы понимаем, как делать это правильно.
Если мы обратимся к важным документам, а именно к закону «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, то найдем в них упоминания о том, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. А так же, что немало важно, должна включать в образовательную деятельность формы и методы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка (недопустимо как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, по мнению психологов и педагогов, является игра. Игра по Д. Б. Эльконину, «... есть та деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением на основе ориентировочной деятельности». Суть игры состоит в пробе построения образа поля возможных действий, следовательно, именно этот образ является ее продуктом. Таким образом, игра - это основа всего последующего развития ребенка, так как именно в игре ребенок обретает первоначальный опыт и развивает физические и духовные силы и способности, которые понадобятся ему для последующей жизни в обществе.
Но во что играть с детьми, чтобы помогать развиваться? Мы постарались собрать для Вас различные варианты игр, которые помогут развивать вашего ребенка в соответствии с его возрастными потребностями.
1. «Здравствуй, я котик!»
Цель: способствовать развитию самоуважения ребенка.
Ведущий держит в руках мягкую игрушку — котенка (очень хорошо, если это будет кукла, надевающаяся на руку). Он предлагает ребенку разными способами поздороваться с котенком, например: «Здравствуй, котеночек, я Сашенька».
2. «Покажи чувства язычком»
Цель: развивать рефлексию эмоциональных состояний.
Попросите ребенка высунуть язычок, а затем показать, как язычок радуется, злится, боится.
3. «Я очень хороший»
Цель: способствовать повышению самооценки детей.
Ведущий предлагает ребенку повторить вслед за ним несколько слов. Каждый раз ведущий произносит слово с разной громкостью: шепотом, громко, очень громко. Таким образом, ребенок прошептывает, затем проговаривает, затем кричит слово «Я», затем — слово «очень», потом — слово «хороший».
4. «Почему подрались мальчики»
Цель: развивать у детей рефлексию (способность анализировать причины и следствия) своего агрессивного поведения.
Ведущий заранее готовит рисунок, на котором изображены дерущиеся мальчики. Показывает этот рисунок и предлагает придумать, почему ребята подрались, чем закончится драка, будут ли они жалеть о том, что подрались, и как можно было бы поступить по-другому.
5. «Запомни картинки»
Цель: развитие памяти, понятий «выше», «ниже», «слева», «справа», ориентировки в пространстве.
Разложите карточки с картинками в определенной последовательности. Попросите ребенка запомнить их расположение и затем отвернуться. Задавайте ему вопросы, типа «Какие карточки лежат в верхнем ряду?».
6. «Отгадай лишнее»
Цель: развитие логики и умения рассуждать.
Ведущий произносит ряд слов. Задача ребенка выбрать лишнее и правильно объяснить свой выбор.
- книга, портфель, чемодан, кошелек;
- трамвай, автобус, трактор, троллейбус;
- лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
- река, мост, озеро, море;
- бабочка, линейка, карандаш, ластик;
- добрый, ласковый, веселый, злой;
- минутка, секунда, час, вечер;
- Василий, Федор, Иванов, Семен.
Это совсем маленькая часть игр, которые можно использовать для развития детей. Возможно, у Вас появятся идеи, как эти игры трансформировать (придумать новые правила, усложнить их) и использовать в своей повседневной жизни.
Все зависит от Вашего желания. И у Вас все обязательно получится!
Лопухов Дмитрий Александрович,
педагог-психолог
первой квалификационной категории,
МБУ Центр «Радуга»