Меню Заказать звонок

Развиваем ребенка. Как?

Дошкольное детство – самый ответственный первый период психического развития детей, в котором закладываются основы всех психических свойств и качеств личности ребенка. Именно в этом возрасте взрослые находятся с ребенком в самых близких отношениях, принимают в его развитии самое активное участие. Но не всегда мы понимаем, как делать это правильно.
Если мы обратимся к важным документам, а именно к закону «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, то найдем в них упоминания о том, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. А так же, что немало важно, должна включать в образовательную деятельность формы и методы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка (недопустимо как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, по мнению психологов и педагогов, является игра. Игра по Д. Б. Эльконину, «... есть та деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением на основе ориентировочной деятельности». Суть игры состоит в пробе построения образа поля возможных действий, следовательно, именно этот образ является ее продуктом. Таким образом, игра - это основа всего последующего развития ребенка, так как именно в игре ребенок обретает первоначальный опыт и развивает физические и духовные силы и способности, которые понадобятся ему для последующей жизни в обществе.
Но во что играть с детьми, чтобы помогать развиваться? Мы постарались собрать для Вас различные варианты игр, которые помогут развивать вашего ребенка в соответствии с его возрастными потребностями.

1. «Здравствуй, я котик!»

Цель: способствовать развитию самоуважения ребенка.

Ведущий держит в руках мягкую игрушку — котенка (очень хорошо, если это будет кукла, надевающаяся на руку). Он предлагает ребенку разными способами поздороваться с котенком, например: «Здравствуй, котеночек, я Сашенька».

2. «Покажи чувства язычком»

Цель: развивать рефлексию эмоциональных состояний.

Попросите ребенка высунуть язычок, а затем показать, как язычок радуется, злится, боится.

3. «Я очень хороший»

Цель: способствовать повышению самооценки детей.

Ведущий предлагает ребенку повторить вслед за ним несколько слов. Каждый раз ведущий произносит слово с разной громкостью: шепотом, громко, очень громко. Таким образом, ребенок прошептывает, затем проговаривает, затем кричит слово «Я», затем — слово «очень», потом — слово «хороший».

4. «Почему подрались мальчики»

Цель: развивать у детей рефлексию (способность анализировать причины и следствия) своего агрессивного поведения.

Ведущий заранее готовит рисунок, на котором изображены дерущиеся мальчики. Показывает этот рисунок и предлагает придумать, почему ребята подрались, чем закончится драка, будут ли они жалеть о том, что подрались, и как можно было бы поступить по-другому.

5. «Запомни картинки»

Цель: развитие памяти, понятий «выше», «ниже», «слева», «справа», ориентировки в пространстве.

Разложите карточки с картинками в определенной последовательности. Попросите ребенка запомнить их расположение и затем отвернуться. Задавайте ему вопросы, типа «Какие карточки лежат в верхнем ряду?».

6. «Отгадай лишнее»

Цель: развитие логики и умения рассуждать.

Ведущий произносит ряд слов. Задача ребенка выбрать лишнее и правильно объяснить свой выбор.

- книга, портфель, чемодан, кошелек;
- трамвай, автобус, трактор, троллейбус;
- лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
- река, мост, озеро, море;
- бабочка, линейка, карандаш, ластик;
- добрый, ласковый, веселый, злой;
- минутка, секунда, час, вечер;
- Василий, Федор, Иванов, Семен.

Это совсем маленькая часть игр, которые можно использовать для развития детей. Возможно, у Вас появятся идеи, как эти игры трансформировать (придумать новые правила, усложнить их) и использовать в своей повседневной жизни.

Все зависит от Вашего желания. И у Вас все обязательно получится!

Лопухов Дмитрий Александрович,
педагог-психолог
первой квалификационной категории,
МБУ Центр «Радуга»

 

Задать вопрос специалисту
г. Новосибирск, ул. Кутателадзе, 16
(383) 204-90-73
(383) 204-90-78
×
Заказать звонок
Заказать звонок