Меню Заказать звонок

РАЗРЫВЫ ВО ВРЕМЕНИ         

                                                         

Оно бездонно поначалу,

                                                                                                                                                  Не то стоит, не то течет,

                                                                                                                                                  Его ни много и ни мало,

                                                                                                                                                  Но начался уже отсчет.

                                                                                                                                                  Жаль времени!

                                                                                                                                                                                      В.Телегина

Символ времени – песок, струящийся сквозь пальцы. Просыпался, и нет его. Песочные часы, горящая свеча часто являются атрибутами отмеренного времени. Утро – символ пробуждения, освобождения от бремени вчерашнего. Утро жизни – детство. День – символ полноты и расцвета сил. Вечер – символ старости, а ночь – физической смерти.

Время в философии – форма последовательной смены явлений и состояний материи. Оно характеризует длительность их бытия. Имеет объективный характер, неотделимость от материи, неразрывно связано с ее движением. Обладает количественной и качественной бесконечностью, имеет только одно измерение.

В психологии время – относительная категория. Универсальные свойства времени: длительность, неповторяемость, необратимость. Время - это человеческая конструкция, которая позволяет нам размечать и распределять свою деятельность. Однако надежно мы  воспринимаем только очень короткие отрезки времени в приделах между 1/18 – 2 секундами. Над верхней границей в 2 секунды  лишь приблизительно оцениваем  время по ориентирам связанным с нашей деятельностью.

Различные факторы  несколько меняют оценку протекающего времени.  Некоторые биологические изменения, например: повышение температуры тела, АД могут вызвать переоценку времени, а понижение температуры, АД – наоборот, недооценку. Тоже происходит под влиянием мотивации или интереса, а также под воздействием наркотиков. Успокаивающие препараты, вызывающие  замедление физиологических процессов, способствуют недооценке отрезков времени. Возбуждающие и галлюциногены, ускоряющие психические процессы и переработку сигналов мозгом приводят к преувеличению оценок времени. Таким образом, «разрывы во времени» напрямую связаны с нашей  жизнедеятельностью и восприятием.

Восприятие времени – это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Благодаря восприятию времени отражаются изменения, происходящие в окружающем мире. При восприятии времени наблюдается тенденция преувеличивать короткие и преуменьшать длительные интервалы происходящих событий.  Жизненные ситуации, целостно воспринимаемые человеком,  наполнены для него личностным смыслом. Субъективное восприятие длительных периодов времени в значительной мере определяется характером переживаний, которыми они были заполнены, а также эмоциональным состоянием человека. Различные события  нашей жизни  (горе, потери, расставания…)  могут  влиять на  восприятие времени, образовывать «разрывы во времени».

В моей профессиональной деятельности встречались «разрывы во времени» от нескольких дней, месяцев,  до 22 лет,  «выпавших» после развода. Клиенты описывают свое восприятие «разрыва» как: «не помню, что со мной, было»; «не жила для себя»; «время остановилось»; «ловушка» и т.д. Все это, безусловно, сопровождается  эмоциональными переживаниями, попытками вспомнить себя, события этого периода жизни. Интересно, что клиент многое помнит до и после «разрыва», пытается понять причины произошедшего, восстановить целостность восприятия времени.     

Время очень важный экзистенциал. В  экзистенциальной психологии прошлое, настоящее и будущее неразрывно связаны. Прошлому уделяется мало значения, так как оно «динамично». Наше отношение к прошлому меняется. Человек постоянно реинтерпретирует свое прошлое.  В экзистенциальной терапии главное время – «будущее – становящееся - настоящим». Прошлое исследуется, чтобы стимулировать настоящее.

В психоанализе  акцент делается на реконструкции прошлого, преобладают причинно-следственные связи.

Один из принципов гештальт–терапии – это осознавание. Выделяют одну из характеристик осознавания, как «постоянное средство для того, чтобы идти в ногу со временем». Однако незаконченные действия, неотреагированные переживания приводят к застреванию,  влияют на настоящее клиентов. Могут приводить к «разрывам во времени», хотя физическое время их жизни движется вперед.

Процесс воспоминания или предвосхищения существует в настоящем.  «Прошлого больше нет, будущее еще не наступило». Человеческие переживания  существуют как во времени, так и в пространстве. Наше сознание не стоит на месте, оно «свободно путешествует» во времени. Мы всегда находимся между и всегда движемся вперед. Гештальт - терапия имеет дело с движением во времени, с вхождением в переживания человека.

«Разрывы во времени» чаще всего связаны с прошлым опытом. Хотя встречаются случаи тревоги или  страха перед будущим, что приводит к разрыву в восприятии будущего времени.

Для терапевта важно учитывать все измерения времени и места того, что происходило или происходит с клиентом. С точки зрения гештальт-терапии «разрывы во времени» – это работа функций защиты, которые искажают или прерывают наш контакт с угрожающей ситуацией. Индивидуум  как бы снижает свой уровень осознания до тех пор, пока опасность не минует.

При воспоминании прошлого наблюдается иная оценка времени. Насыщенное в прошлом переживаниями время, вспоминается как более продолжительное. Так как мы рассматриваем  «разрывы во времени» в процессе взаимодействия организма со средой (другим человеком), то включается восприятие человека человеком. Оно отличается большей пристрастностью и проявляется в  более ярко выраженной оценочной и ценностной окраске. Всякое восприятие предполагает деятельность по формированию целостного образа, а защитные механизмы, наоборот, нарушают целостность восприятия.

Маленький ребенок находится в слиянии с матерью. И это оправдано до определенного возраста. Однажды наступает процесс отделения, выделение собственного  «Я». Если отделение происходит слишком рано, может возникнуть «разрыв» в восприятии линии жизни. Родители обвиняются в том, что они уделяли мало времени и внимания, часто отправляли к бабушке и т.д.,  хотя реальные факты далеко не всегда подтверждают  это. Став взрослым, клиент  выделяет эти периоды своего детства.

Б. Уайнхолд рассматривает четыре стадии индивидуального развития:

1.От рождения до 1 года – созависимость.

2.С 1-3 лет – противозависимость.

3.С 3-6 лет – независимость.

4.С 6-12 лет – взаимозависимость.

Мать то же может находиться в конфлюэнтных отношениях со своим ребенком. При работе с группой были обнаружены «разрывы», связанные с рождением ребенка. Женщины  по-разному описывали восприятие этих периодов своей жизни: «яма»; «отошла от своего пути»; «бег на месте» и даже – «не живу»! Слияние с ребенком воспринималось как: «живу не своей жизнью».

У одной из участниц группы наблюдалось слияние времен. Прошлое, настоящее и будущее на рисунке располагались хаотично, цвета перемешивались, и никак не удавалось выстроить последовательно линию времени. Любовные (дружеские, семейные) отношения довольно часто строятся по типу слияния. Но одна из проблем слияния – ненадежность основы отношений. Человек «плывет по течению», затраты энергии минимальные. А после разрыва, иногда «выпадает часть жизни» от полугода до 22 лет, как пример.

Одна из функций горя – облегчение социальных привязанностей. Однако, если у клиента защитный механизм – ретрофлексия, он переносит энергию во внутрь и ограничивает связь с миром. На рисунках ретрофлексивных клиентов «разрывы во времени» принимают форму: круга, спиралей, воронок. Так как при ретрофлексии, человек отказывается от попыток влиять на окружающую среду, он описывает восприятие времени как: «человек не властен над временем, своей жизнью», «время само идет».

Интроективные установки родителей могут приводить к «разрывам» между прошлым, настоящим и будущим. Этот тип клиента пассивно принимает то, что предлагает среда. Энергия направляется на примирение чужих установок.  «Ты должна быть хорошей матерью!» -  ребенок воспринимается как «обуза», а собственная «жизнь замедляет развитие -  я не живу», объясняет одна из участниц группы. В рисунках интроективных клиентов много мелких деталей.

Одна из стадий горевания – «гнев, обвинение других». Если это проективный клиент, он будет перекладывать ответственность на мир, приписывать среде свое. Участники группы, обнаружившие «разрывы во времени» после развода, инициаторами которого стали сами, говорят о том, что «мужья не оправдали их ожиданий». В таком случае клиент переживает отчуждение так, будто оно направлено на него из окружающей среды.

Анализ цветовой гаммы рисунков с непрерывной линией жизни и рисунков, на которых выделялись «разрывы во времени» показал, совпадения в использовании основных цветов (красный, желтый, зеленый…). При «разрывах»  используется серый  и черный цвета, которых почти нет в первых случаях, особенно черного. Данные анализа изображений на рисунках  с «разрывами» следующие:

Линии: одинарные, двойные, зигзагообразные, ломанные, волнистые.

Формы: точки, круги, квадраты, звезды, стрелки, спирали, пятна, графики, орнаменты.

Образы: стрелки, деревья, цветы, трава, слова, глаза, вода, песок, птицы, рыбы, насекомые, животные, планеты, воздух, огонь, свечи, туман.

Направления: слева направо, сверху вниз, наискосок, наклонно, от центра, к центру (спирали), параллельно, в трехмерном измерении.

Все характеристики восприятия времени участников условно разделены на три группы:

1. «Объективные характеристики времени»: направленность (прошлое – настоящее - будущее);  академическое время; астрономическое (век, эпоха, столетие, десятилетия, год…); время года, дня, часовые пояса; вчера, сегодня, завтра; возраст; жизнь-смерть; непрерывность, дискретность,  продолжительность (протяженность), промежуток; ритм, темп, цикл, скорость.

2. «Взаимодействие со временем»:  гибкость во времени, структурирование, опоздания, вовремя, идти в ногу со  временем, путешествие во времени, догонять – опережать время, потеря времени, трата времени; много - мало; поздно - рано; сжатое - растянутое; изменчивое - постоянное; бесконечное – ограниченное; быстрое - медленное; время застоя - развития; измеримое - неизмеримое; невидимое - неслышимое; время ожидания, точное время;  ускользающее, неумолимое, стремительное, необратимое; связь времен, нарушения течения времени (разрывы, искажения, остановка, наложения); всему свое время.

3. «Субъективное восприятие времени»: время деньги; чувство времени; поток времени; время лечит; спираль времени; личное – общественное; свободное – рабочее; наполненность жизни;  новое – старое время; повернутое вспять; продуктивность времени; ощущение горя – вечность, ощущение счастья – мгновение.

Методы работы с «разрывами во времени» в группах, основывались на Арт - гештальт подходах. Участникам предлагалось: нарисовать линию жизни или отдельные ее этапы; выделить «разрывы во времени»; проанализировать с ведущим переживания и блокируемые потребности… Возможно постепенное наложение на линию жизни, в промежутках «разрывов»: событий, переживаний, дат из жизни клиента. Это позволяет, через повторное проживание, соединение временных разрывов. Некоторым участникам предлагалось поэкспериментировать на рисунке с  последовательностью времен, буквально слепить линию своей жизни из пластичного материала или походить по отдельным этапам своего пути…

  

Лабецкая Светлана Анатольевна

  психолог высшей категории

арт-гештальт терапевт

Задать вопрос специалисту
г. Новосибирск, ул. Кутателадзе, 16
(383) 204-90-73
(383) 204-90-78
×
Заказать звонок
Заказать звонок