ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗРОСЛЕНИЕ
Внутренний ребенок, родитель и взрослый
«Взрослые гораздо больше похожи на детей, чем дети на взрослых»
Эрик Берн
Часто приходят люди с запросом «хочу повзрослеть» – «мне 30, а я ощущаю себя иногда обиженным ребенком, а иногда бунтующим подростком», что создает трудности в семейной жизни, в рабочей и личной сфере». Внешний облик взрослого человека не всегда говорит о том, что он действительно взрослый. В каждом из нас живет «внутренний ребенок», который нужен для того, чтобы заниматься творчеством, уметь отдыхать и расслабляться, но есть взрослая часть личности, необходимая для реализации жизненных задач.
Такие запросы могут говорить о неудовлетворенных потребностях в защите, безопасности, внимании, любви, заботе, ласке, которые человек пытается удовлетворить во взрослой жизни. Это может привести к формированию низкой самооценки, проблемам с самоподдержкой, зависимостью от окружающих, невозможностью построить здоровые отношения, и профессиональной нереализованности.
С точки зрения психологии, в человеке существуют различные части внутреннего состояния личности. Наиболее полно теорию внутренних частей раскрыл американский психолог Эрик Берн. Он выделил три основных состояния личности: «внутренний ребенок», «внутренний родитель» и «внутренний взрослый».
v Внутренний ребенок («я хочу») отвечает за наши желания и потребности. Это модели поведения, приобретенные нами в детстве. «Внутренний ребенок» больше всего связан с чувствами, руководствуется сиюминутными желаниями и внутренними импульсами. Например, страх публичных выступлений может тянуться из детского опыта стояния у доски перед затихшим классом.
v Внутренний родитель («надо, должен») представляет собой установки, скопированные у родителей или у других значимых взрослых (оценочные суждения, нормы, требования). «Родитель» адаптирует нас к социуму, обеспечивает безопасность. Также из позиции «родителя» мы критикуем, дисциплинируем и воспитываем себя. Например, девушка, осуждающая слишком пылкое поведение влюбленных в людном месте, действует из роли «внутреннего родителя». Скорее всего, так же делал кто-то из старших в ее детстве.
Часто наш «внутренний родитель» бывает критикующим и контролирующим, запрещает, обязывает и требует, например, «Ты должен заботиться о…», «Ты должен быть удобным». В некоторых случаях человеку необходима поддержка. И тогда наш «внутренний родитель» может успокоить, проявить заботу по отношению к нам.
v Внутренний взрослый («могу, мне важно, я выбираю») представляет осознанную часть нашей личности, которая более полно раскрывает взросление человека (автономность, склонность брать ответственность за свои действия, мысли и чувства). Например, если вы опоздали на работу, то вы просто возьмете на себя ответственность за опоздание, постараетесь отработать это время или в следующий раз будете выходить из дома чуть раньше.
Очень часто в жизни происходят противоречия между внутренними состояниями личности («ребенком», «родителем»), человек начинает ощущать внутреннюю борьбу, внутренний конфликт, например, между «хочу» и «должен». Вероятнее всего, такой конфликт происходит из-за того, что за важными и срочными в жизни каждого человека «надо», он забывает о своих собственных «хочу». Такое привычное поведение формируется с детства, в результате чего «внутренний ребенок» взрослого человека уже оказывается «раненым», неудовлетворенным.
Если в детстве человеку удалость побыть ребенком (удовлетворялись желания и базовые потребности), то ему проще сказать о том, чего он хочет во взрослой жизни. Если же в детстве не удовлетворялись актуальные потребности личности (в любви, заботе, защите, безопасности, принятии) и часть «внутреннего ребенка» была подавлена (например, запрет в семье на проявление эмоций: «злиться плохо, нельзя плакать и выражать агрессию»), то впоследствии «внутренний ребенок» будет требовать к себе большего внимания, пытаясь восполнить то, чего не хватило человеку в детстве.
Для разрешения внутреннего конфликта между ребенком и родителем необходима взрослая внутренняя часть, с помощью которой человек может делать самостоятельный выбор, развиваться, брать на себя ответственность.
Вот несколько рекомендаций, которые помогут Вам:
1. Поговорите со своим «внутренним ребенком». Представьте, как он выглядит? Во что он одет? Как ведет себя? Какие эмоции транслирует своим поведением? Есть ли с ним рядом кто-то, или он всегда один? Что он хочет высказать своему «взрослому»?
2. Заботьтесь о себе, спрашивайте себя о своих потребностях, переживаниях: «чего я хочу», «как я себя чувствую».
3. Найдите свою детскую фотографию и поговорите с ней (спросите о том, чего ей не хватает, успокойте, пожалейте).
4. Последите за тем, что контролирует «внутренний родитель», от чего он вас оберегает, и как вы его поддерживаете.
5. Для того, чтобы увидеть наглядно три составные части своей личности («внутренний ребенок», «родитель», «взрослый»), можно их нарисовать, а затем поговорить с ними, чего они хотят, о чём мечтают, какие трудности он испытывают и какой ресурс имеют для их преодоления.
Помните, что для гармоничного развития личности важен баланс между тремя внутренними частями нашей личности!
Леонова Анастасия Константиновна
педагог-психолог