Психологические особенности подростков,
участвующих в школьной травле
Цель исследования: Выявление стилей поведения в конфликте подростков, участвующих в школьной травле.Исполнитель: МБУ Центр психолого-педагогической помощи молодёжи «Радуга».Заказчик (запрос): СОШ Советского района, родители.Время проведения: Исследование проводилось в СОШ Советского района города Новосибирска с марта по май 2018 годаОбъект исследования: Школьная травля.Предмет исследования: Стили поведения в конфликте подростков, участвующих в школьной травле.Пояснительная записка:В настоящее время проблема агрессивного поведения детей в школе приобретает всё большую актуальность. Она берёт начало в раннем юношеском возрасте, когда образ «Я», как продукт самосознания, проходит важный этап развития. В этот возрастной период под воздействием любого вида насилия может изменяться поведение, характеристики, установки, система ценностей и эмоциональный фон личности. В дальнейшем такие последствия проявляются во взрослой жизни ученика и влияют на способность к самореализации, представление о самом себе, межличностные отношения с окружающими и другие сферы жизнедеятельности человека. Поэтому исследование в области школьной травли среди подростков является актуальным и имеет практическую значимость, как для психологов, так и для педагогов, воспитателей, учеников и родителей, которые столкнулись с этой проблемой.Школьная травля – умышленное, не носящее характера самозащиты, длительное (повторяющееся) физическое или психологическое насилие со стороны индивида или группы в отношении человека, который уступает им (по физическим или психологическим качествам) и не способен защитить себя.Виды школьной травли:1. Вербальная (словесная) – насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;2. Социальное исключение – бойкот, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с подростком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой);3. Физическое насилие – избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнимание вещей;4. Интернет-травля – намеренные оскорбления, угрозы, сообщение другим компрометирующих данных с помощью временных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного времени.Анонимное анкетирование в подростковой среде Санкт-Петербургской прокуратуры выявило, что из 10 000 тысяч респондентов почти 50% показали, что среди учащихся образовательных учреждений распространены факты физического или психологического давления (по данным информационно – аналитических материалов о положении детей в Санкт-Петербурге в 2004 году).Одним из психологических факторов, влияющих на возникновение школьной травли является неумение детей конструктивно общаться со сверстниками, решать конфликты. Выделяют 5 стилей поведения в конфликтах:1. Жёсткий стиль – защищают свою позицию, стоят на своём.2. Примиренческий стиль – поиск альтернативных решений, умение договориться.3. Компромиссный стиль установка на достижение компромисса в споре.4. Мягкий стиль – готовность принять точку рения другого, отказаться от своей позиции.5. Уходящий стиль – уход от конфликта, избегание, чтобы не обострить ситуацию.Методический инструментарий:1. Опрос А.М. Хорна, Б. Глейзера, Т.В. Сейджера.2. Определение индекса групповой сплоченности К.Э. Сишора.3. Экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации.4. Методика «Отношение со сверстниками» К. Ригби и Т. Сли (в адаптации Н.В. Кухтовой и А.И. Рыка).Количество испытуемых: 100 человек от 14 до 18 лет, учащиеся СОШ Советского района, из них 55 юношей и 45 девушек.Гипотеза исследования:· К школьной травле имеют склонность подростки с жёстким стилем поведения в конфликте.Полученные результаты:1. Наличие проблем в общении со сверстникамиПо данным исследования 67 % респондентов сталкивались с проблемами общения в школьном коллективе (Рис.1).
Рисунок 1 – Возникновение проблем у подростков в СОШ Советского района(по методике Опрос А.М. Хорна, Б. Глейзера, Т.В. Сейджера).В настоящее время проблемы сохраняются у 10.5 % (Рис. 2)
Рисунок 2 – Проблемы у подростков в настоящее время(по методике Опрос А.М. Хорна, Б. Глейзера, Т.В. Сейджера).Таким, образом, можно говорить о том, что большинство подростков научились справляться с конфликтными ситуациями, а 10,5 % продолжают испытывать проблемы в школьном сообществе.В настоящее время:· 48% участников осведомлены о конфликтных ситуациях в классе, 9,5% испытывают угрозу своей безопасности в школе;· 41% опрошенных считают, что педагоги не принимают участие в разрешении конфликтов между подростками. Это может говорить о низком уровне участия педагогов в разрешении конфликтов, возникающих между школьниками.Существует гипотеза о том, что чем выше уровень групповой сплочённости, тем меньше межличностных конфликтов.2. Уровень групповой сплочённостиИсследуя групповую сплочённость обнаружено, что 23% респондентов считают, что их класс имеет средний уровень сплочённости, 52% – выше среднего, 23% – высокий (Рис. 3).
Рисунок 3 – Уровни групповой сплочённости в СОШ Советского района(по методике «Определение индекса групповой сплоченности» К.Э. Сишор).Таким образом, в исследуемой выборке большая часть испытуемых (98%) чувствует принадлежность к группе, 2% респондентов исключены из группового взаимодействия.3. Стили поведения подростков в конфликтных ситуацияхВ ходе исследования обнаружено, что у 41 % участников исследования преобладает примиренческий стиль поведения в конфликте, у 35% – компромиссный, 22% – уходящий (избегающий), 15% – жёсткий, 12% – мягкий (Рис.4).
Рисунок 4 – Стили поведения в конфликтных ситуациях(по методике «Экспресс – диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации).Исходя из полученных результатов по методике «Диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации» у подростков преобладает примиренческий (41%) и компромиссный (35%) стили. Это свидетельствует о том, что большинство подростков ориентировано на примирение и соглашение на основе взаимных уступок.Стоит отметить, что 22% подросткам свойственно занимать в конфликте избегающую позицию, то есть стремиться уйти от конфликта, для того, чтобы не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.Также 15% исследуемых характерно стремление добиваться своих интересов, до последнего стоят на своём, защищая свою позицию.У 12% преобладает в конфликте мягкий стиль, это проявляется в готовности встать на точку зрения другого и отказаться от своей позиции.4. Отношения со сверстниками в группе4.1 Выявление школьной травли в коллективеПо данным исследования 46% респондентов не участвуют в школьной травле, у 38 % имеются признаки склонности к школьной травле, 10% исследуемых применяют школьную травлю достаточно часто, 6% опрошенных часто используют в своём поведении элементы физического или психологическое насилие (Рис.5).
Рисунок 5 – Определение школьной травли в коллективе (по методике «Отношения со сверстниками» К. Ригби, Т. Сли под редакцией Кухтовой Н.В, Рыка. А.И.)
Таким образом, в исследуемой выборке 38% участников имеют потребность в некоторых ситуациях применять школьную травлю, 6% признают в своём характере наличие таких черт, как стремление подвергать издевательствам окружающих. Им свойственно демонстрировать психологическую, физическую и вербальную агрессию, с целью нанесения вреда жертве, запугивая её и вводя в ситуацию стресса.Стоит отметить, что процент респондентов, которые используют в своём поведении школьную травлю, невысок. Это может свидетельствовать, как о стремлении к социально желательным ответам, так и о вполне конструктивных взаимоотношениях между подростками в школьной среде.4.2 Выявление роли жертвы в школьном коллективеВ ходе исследования обнаружено, что 51% испытуемых никогда не прибывали в роли жертвы в коллективе, 37% исследуемых в некоторых ситуациях оказывались жертвами, 12% – подвергались издевательствам со стороны окружающих (Рис. 6).
Рисунок 6 – Определение роли жертвы в школьном коллективе
(по методике «Отношения со сверстниками» К. Ригби, Т. Сли под редакцией Кухтовой Н.В, Рыка. А.И.)Исходя из полученных данных, в исследуемой выборке 51% испытуемых никогда не являлись жертвами в школьной среде, 12% – подвергались преследованиям, высмеиванию, издевательствам, или насилию со стороны сверстников.5. Определение уровня социальности в школьной средеПо данным исследования 48% респондентов демонстрируют в своём поведении дружелюбность, 26% – проявляют данное поведение ещё чаще, 16% – склонны помогать в зависимости от ситуации, у 10% просоциальность отсутствует (рис.7).
Рисунок 7 – Определение уровня социальности в школьном коллективе(по методике «Отношения со сверстниками» К. Ригби, Т. Сли под редакцией Кухтовой Н.В, Рыка. А.И.)Таким образом, в исследуемой выборке обнаружено, что большая часть респондентов готова прийти на помощь другим людям, что позволяет говорить о хорошем показателе дружелюбности в коллективе.Взаимосвязь между стилями поведения в конфликте и школьной травлейПроведённый корреляционный анализ обнаружил на общей выборке положительную взаимосвязь между жёстким стилем поведения в конфликте и школьной травлей (рис. 8).
Рисунок 8 – Взаимосвязь между жёстким стилем поведения и школьной травлей.То есть, чем, больше у подростка склонность к проявлению в конфликтной ситуации давления, власти, стремления настоять на своём во что бы то ни стало, тем больше риск применения подростком школьной травли в коллективе.Выводы:По результатам исследования установлено:· 67% респондентов сталкивались с проблемами в школе со сверстниками;· 10,5% продолжают испытывать проблемы в школьной среде;· 41% подростков считают, что педагоги не принимают участие в разрешении конфликтов между подростками. Это может говорить о низком уровне участия педагогов в разрешении конфликтов, возникающих между школьниками;· 2% исключены из группового взаимодействия;· 15% исследуемых стремятся добиваться своих интересов, до последнего стоят на своём, защищая свою позицию;· 38% участников время от времени прибегают к школьной травле;· 6% признают в своём характере наличие таких черт, как стремление подвергать издевательствам окружающих. Им свойственно демонстрировать психологическую, физическую и вербальную агрессию, с целью нанесения вреда жертве, запугивая её и вводя в ситуацию стресса. Процент респондентов, которые используют в своём поведении школьную травлю, невысок. Это может свидетельствовать как о стремлении к социально – желательным ответам, так и вполне конструктивных взаимоотношениях между подростками в школьной среде;· 12% подростков подвергались преследованиям, высмеиванию, издевательствам, или насилию со стороны сверстников;· 98% респондентов готова прийти на помощь другим людям, что позволяет говорить о хорошем показателе дружелюбности в коллективе;· выявлена положительная взаимосвязь между жёстким стилем поведения в конфликте и склонностью к школьной травле, что подтверждает нашу гипотезу.На основании полученных данных, можно рекомендовать:• проведение семинаров-тренингов с педагогическим составом школ для развития необходимых навыков и знаний, для предотвращения, решения конфликтов и ситуаций психологического насилия;• проведение дискуссий, тренингов с подростками, направленных на уважительное отношение к другому, коммуникативную компетентность и умение конструктивно преодолевать конфликтные ситуации.