Меню Заказать звонок

Психологические особенности подростков,

участвующих в школьной травле


Цель исследования: Выявление стилей поведения в конфликте подростков, участвующих в школьной травле.
Исполнитель: МБУ Центр психолого-педагогической помощи молодёжи «Радуга».
Заказчик (запрос): СОШ Советского района, родители.
Время проведения: Исследование проводилось в СОШ Советского района города Новосибирска с марта по май 2018 года
Объект исследования: Школьная травля.
Предмет исследования: Стили поведения в конфликте подростков, участвующих в школьной травле.
Пояснительная записка:
В настоящее время проблема агрессивного поведения детей в школе приобретает всё большую актуальность. Она берёт начало в раннем юношеском возрасте, когда образ «Я», как продукт самосознания, проходит важный этап развития. В этот возрастной период под воздействием любого вида насилия может изменяться поведение, характеристики, установки, система ценностей и эмоциональный фон личности. В дальнейшем такие последствия проявляются во взрослой жизни ученика и влияют на способность к самореализации, представление о самом себе, межличностные отношения с окружающими и другие сферы жизнедеятельности человека. Поэтому исследование в области школьной травли среди подростков является актуальным и имеет практическую значимость, как для психологов, так и для педагогов, воспитателей, учеников и родителей, которые столкнулись с этой проблемой.
Школьная травля – умышленное, не носящее характера самозащиты, длительное (повторяющееся) физическое или психологическое насилие со стороны индивида или группы в отношении человека, который уступает им (по физическим или психологическим качествам) и не способен защитить себя.
Виды школьной травли:
1.   Вербальная (словесная) – насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;
2.   Социальное исключение – бойкот, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с подростком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой);
3.   Физическое насилие – избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнимание вещей;
4.   Интернет-травля – намеренные оскорбления, угрозы, сообщение другим компрометирующих данных с помощью временных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного времени.
 Анонимное анкетирование в подростковой среде Санкт-Петербургской прокуратуры выявило, что из 10 000 тысяч респондентов почти 50% показали, что среди учащихся образовательных учреждений распространены факты физического или психологического давления (по данным информационно – аналитических материалов о положении детей в Санкт-Петербурге в 2004 году).
Одним из психологических факторов, влияющих на возникновение школьной травли является неумение детей конструктивно общаться со сверстниками, решать конфликты.  Выделяют 5 стилей поведения в конфликтах:
1.   Жёсткий стиль – защищают свою позицию, стоят на своём.
2.   Примиренческий стиль – поиск альтернативных решений, умение договориться.
3.   Компромиссный стиль  установка на достижение компромисса в споре.
4.   Мягкий стиль – готовность принять точку рения другого, отказаться от своей позиции.
5.   Уходящий стиль – уход от конфликта, избегание, чтобы не обострить ситуацию.
  Методический инструментарий:
1. Опрос А.М. Хорна, Б. Глейзера, Т.В. Сейджера.
2. Определение индекса групповой сплоченности К.Э. Сишора.
3. Экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации.
4. Методика «Отношение со сверстниками» К. Ригби и Т. Сли (в адаптации Н.В.  Кухтовой и А.И. Рыка).
  Количество испытуемых: 100 человек от 14 до 18 лет, учащиеся СОШ Советского района, из них 55 юношей и 45 девушек.
  Гипотеза исследования:
·        К школьной травле имеют склонность подростки с жёстким стилем поведения в конфликте.
Полученные результаты:
  1.   Наличие проблем в общении со сверстниками
  По данным исследования 67 % респондентов сталкивались с проблемами общения в школьном коллективе (Рис.1).

Рисунок 1 – Возникновение проблем у подростков в СОШ Советского района
(по методике Опрос А.М. Хорна, Б. Глейзера, Т.В. Сейджера).
  В настоящее время проблемы сохраняются у 10.5 % (Рис. 2)

Рисунок 2 – Проблемы у подростков в настоящее время
(по методике Опрос А.М. Хорна, Б. Глейзера, Т.В. Сейджера).
  Таким, образом, можно говорить о том, что большинство подростков научились справляться с конфликтными ситуациями, а 10,5 % продолжают испытывать проблемы в школьном сообществе.
В настоящее время:
·    48% участников осведомлены о конфликтных ситуациях в классе, 9,5% испытывают угрозу своей безопасности в школе;
·    41% опрошенных считают, что педагоги не принимают участие в разрешении конфликтов между подростками. Это может говорить о низком уровне участия педагогов в разрешении конфликтов, возникающих между школьниками.
Существует гипотеза о том, что чем выше уровень групповой сплочённости, тем меньше межличностных конфликтов.
  2.   Уровень групповой сплочённости
Исследуя групповую сплочённость обнаружено, что 23% респондентов считают, что их класс имеет средний уровень сплочённости, 52% – выше среднего, 23% – высокий (Рис. 3).

  

Рисунок 3 – Уровни групповой сплочённости в СОШ Советского района
(по методике «Определение индекса групповой сплоченности» К.Э. Сишор)
.
  Таким образом, в исследуемой выборке большая часть испытуемых (98%) чувствует принадлежность к группе, 2% респондентов исключены из группового взаимодействия.  
   
3.   Стили поведения подростков в конфликтных ситуациях  
 
В ходе исследования обнаружено, что у 41 % участников исследования преобладает примиренческий стиль поведения в конфликте, у 35% – компромиссный, 22% – уходящий (избегающий), 15% – жёсткий, 12% – мягкий (Рис.4).

  

Рисунок 4 – Стили поведения в конфликтных ситуациях
(по методике «Экспресс – диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации).
    Исходя из полученных результатов по методике «Диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации» у подростков преобладает примиренческий (41%) и компромиссный (35%) стили. Это свидетельствует о том, что большинство подростков ориентировано на примирение и соглашение на основе взаимных уступок.
Стоит отметить, что 22% подросткам свойственно занимать в конфликте избегающую позицию, то есть стремиться уйти от конфликта, для того, чтобы не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
Также 15% исследуемых характерно стремление добиваться своих интересов, до последнего стоят на своём, защищая свою позицию.
У 12% преобладает в конфликте мягкий стиль, это проявляется в готовности встать на точку зрения другого и отказаться от своей позиции.
  4.   Отношения со сверстниками в группе
  4.1 Выявление школьной травли в коллективе
По данным исследования 46% респондентов не участвуют в школьной травле, у 38 % имеются признаки склонности к школьной травле, 10% исследуемых применяют школьную травлю достаточно часто, 6% опрошенных часто используют в своём поведении элементы физического или психологическое насилие (Рис.5).

  

Рисунок 5 – Определение школьной травли в коллективе (по методике «Отношения со сверстниками» К. Ригби, Т. Сли под редакцией Кухтовой Н.В, Рыка. А.И.)

  Таким образом, в исследуемой выборке 38% участников имеют потребность в некоторых ситуациях применять школьную травлю, 6% признают в своём характере наличие таких черт, как стремление подвергать издевательствам окружающих. Им свойственно демонстрировать психологическую, физическую и вербальную агрессию, с целью нанесения вреда жертве, запугивая её и вводя в ситуацию стресса.
Стоит отметить, что процент респондентов, которые используют в своём поведении школьную травлю, невысок. Это может свидетельствовать, как о стремлении к социально желательным ответам, так и о вполне конструктивных взаимоотношениях между подростками в школьной среде.
  4.2    Выявление роли жертвы в школьном коллективе
В ходе исследования обнаружено, что 51% испытуемых никогда не прибывали в роли жертвы в коллективе, 37% исследуемых в некоторых ситуациях оказывались жертвами, 12% – подвергались издевательствам со стороны окружающих (Рис. 6).

  

Рисунок 6 – Определение роли жертвы в школьном коллективе

(по методике «Отношения со сверстниками» К. Ригби, Т. Сли  под редакцией Кухтовой Н.В, Рыка. А.И.)
  Исходя из полученных данных, в исследуемой выборке 51% испытуемых никогда не являлись жертвами в школьной среде, 12% – подвергались преследованиям, высмеиванию, издевательствам, или насилию со стороны сверстников.
  5.   Определение уровня социальности в школьной среде
  По данным исследования 48% респондентов демонстрируют в своём поведении дружелюбность, 26% – проявляют данное поведение ещё чаще, 16% – склонны помогать в зависимости от ситуации, у 10% просоциальность отсутствует (рис.7).

  

Рисунок 7 – Определение уровня социальности в школьном коллективе
 (по методике «Отношения со сверстниками» К. Ригби, Т. Сли под редакцией Кухтовой Н.В, Рыка. А.И.)
  Таким образом, в исследуемой выборке обнаружено, что большая часть респондентов готова прийти на помощь другим людям, что позволяет говорить о хорошем показателе дружелюбности в коллективе.
    Взаимосвязь между стилями поведения в конфликте и школьной травлей
  Проведённый корреляционный анализ обнаружил на общей выборке положительную взаимосвязь между жёстким стилем поведения в конфликте и школьной травлей (рис. 8).

  

Рисунок 8 – Взаимосвязь между жёстким стилем поведения и школьной травлей.
  То есть, чем, больше у подростка склонность к проявлению в конфликтной ситуации давления, власти, стремления настоять на своём во что бы то ни стало, тем больше риск применения подростком школьной травли в коллективе.
  Выводы:
  По результатам исследования установлено:
·        67% респондентов сталкивались с проблемами в школе со сверстниками;
·        10,5% продолжают испытывать проблемы в школьной среде;
·        41% подростков считают, что педагоги не принимают участие в разрешении конфликтов между подростками. Это может говорить о низком уровне участия педагогов в разрешении конфликтов, возникающих между школьниками;
·        2% исключены из группового взаимодействия;
·        15% исследуемых стремятся добиваться своих интересов, до последнего стоят на своём, защищая свою позицию;
·        38% участников время от времени прибегают к школьной травле;
·        6% признают в своём характере наличие таких черт, как стремление подвергать издевательствам окружающих. Им свойственно демонстрировать психологическую, физическую и вербальную агрессию, с целью нанесения вреда жертве, запугивая её и вводя в ситуацию стресса. Процент респондентов, которые используют в своём поведении школьную травлю, невысок. Это может свидетельствовать как о стремлении к социально – желательным ответам, так и вполне конструктивных взаимоотношениях между подростками в школьной среде;
·        12% подростков подвергались преследованиям, высмеиванию, издевательствам, или насилию со стороны сверстников;
·        98% респондентов готова прийти на помощь другим людям, что позволяет говорить о хорошем показателе дружелюбности в коллективе;
·        выявлена положительная взаимосвязь между жёстким стилем поведения в конфликте и склонностью к школьной травле, что подтверждает нашу гипотезу.
    На основании полученных данных, можно рекомендовать:
•  проведение семинаров-тренингов с педагогическим составом школ для развития необходимых навыков и знаний, для предотвращения,  решения конфликтов и ситуаций психологического насилия;
•  проведение дискуссий, тренингов с подростками, направленных на уважительное отношение к другому, коммуникативную компетентность и умение конструктивно преодолевать конфликтные ситуации.

Задать вопрос специалисту
г. Новосибирск, ул. Кутателадзе, 16
(383) 204-90-73
(383) 204-90-78
×
Заказать звонок
Заказать звонок