Меню Заказать звонок

Психологические характеристики рисунков леворуких и праворуких младших школьников

   Численность леворуких детей, по разным данным, в мире составляет от 5 до 12%, в России от 17 до 25 % [3; 10; 16; 19 и др.]. Анализ научной литературы позволил уточнить понятие «леворукость». Леворукость нами понимается как: формирующееся с раннего возраста предпочтение и активное использование левой руки в качестве ведущей вследствие атипичной мозговой организации (слабодифференцированных межполушарных и внутриполушарных связей головного мозга), определяющей индивидуально-психологические особенности личности.

  Особое внимание леворуким детям обычно начинает уделяться в начальный период школьного обучения, одной из особенностей которого, по мнению Д.Б. Эльконина, является «приобретение ребенком умения подчинять свою работу на различных занятиях массе обязательных для всех правил как общественно выработанной системе» [20, c. 56], а значит не только писать, считать и читать по определенным правилам, но и вести себя определенным образом.

  Среди школьных проблем, возникающих у некоторых леворуких детей в связи с особенностями их нейропсихического развития, исследователи (Иншакова О.Б.; Ломтева Т.А. и др.) отмечают сложности пространственной и временной ориентации, медленный темп чтения, письма и счета, феномен зеркальных движений (зеркальное письмо, чтение, рисование, восприятие), нарушения наглядно-образного мышления, зрительной памяти, речевого и моторного развития. Вместе с тем, М.М. Безруких, А.В. Семенович и ряд других авторов отмечают преобладание у леворуких детей, в сравнении с праворукими, уровня креативности мышления, наличие бóльшего словарного запаса (пассивный и активный словарь), общей информированности и эрудиции, проявление более высокого уровня адаптации в индивидуальной, ненормированной деятельности, требующей инициативы и интуиции. Американский психолог D.T.Willingham [22] предполагает, что леворукие люди – лучшие лидеры, а голландский исследователь R. Smits [21] замечает, что леворукие спортсмены имеют бóльшие преимущества в результативности перед праворукими.

  Считается, что у левшей более выражена творческая направленность и склонность к продуктивно-процессуальным видам деятельности, к одной из разновидности которых Л.С. Выготский [7], Д.Б. Эльконин [20], Дж. Дилео [8] и ряд отечественных психологов относят изобразительную деятельность. Примечательно, что именно изобразительная деятельность, во-первых, является естественной для детей, во-вторых, положена в основу проективных рисуночных методик, основанных на принципе проекции. Как отмечает В.С. Мухина, «являясь одним из важных видов детской деятельности, рисование не только выражает определенные результаты психического развития ребенка, но и само обеспечивает это развитие, ведет к обогащению и перестройке психических свойств и способностей» [14, C. 168-169].

 Следует, однако, отметить, что в современной проективной диагностике при интерпретации результатов совершенно не дифференцируются показатели рисунка, обусловленные спецификой ведущей руки обследуемого. Не учитываются при интерпретации и индивидуально-личностные характеристики, часто наблюдаемые у леворуких детей, на которые указывают М.М. Безруких, А.В. Семенович и другие авторы: повышенная эмоциональность и впечатлительность, обидчивость, высокий уровень тревожности, неуверенность в себе, трудности в контактах со взрослыми и сверстниками. Это позволяет предположить, что в ситуации диагностики, основанной на рисуночных методах, полученная информация может оказаться недостоверной и недостаточно информативной.

 Результаты теоретического исследования позволили сформулировать гипотезу о наличии отличительных психологических характеристик рисунков леворуких детей младшего школьного возраста. К исследованию привлечено 136 испытуемых из числа учащихся начальной школы в возрасте от 7 до 11 лет, среди которых 68 леворуких и 68 праворуких ребенка (из них 78 мальчиков, 58 девочек). В качестве диагностических методов исследования использовались: проективная методика Дж. Бука «Дом-Дерево-Человек» (ДДЧ) [5], методика «Свободный рисунок» в вариации О.А. Белобрыкиной [1].

  В таблицах 1 и 2 представлены отличительные показатели и психологические характеристики рисунков леворуких и праворуких детей соответственно, обобщенные по результатам исследования.

   Таблица 1 – Отличительные показатели и психологические характеристики рисунков леворуких детей

 

Показатель рисунка Леворукие младшие школьники Психологическая характеристика
Смещение рисунка относительно по горизонтали листа (вправо / влево) в методике ДДЧ Рисунок смещен в правую часть листа Интеллектуализация, рациональная оценка сфер взаимодействия
Расположение фигуры человека относительно центра листа Слева от центра листа Интроверсия, эмоциональный аспект самоотношения
Центрация расположения изображения в свободном рисунке Изображение сконцентрировано преимущественно в центре листа Актуальное состояние «здесь и сейчас»
Объем изображения Увеличенные рисунки («сокращение пространства») в методике ДДЧ Ощущение сильной фрустрации, напряженности и раздражительности вследствие восприятия окружающей среды как ограничивающей
Число окон в рисунке дома Характерно изображение множества окон (иногда изображены многоэтажные дома) Актуальная потребность во взаимодействии с окружающими, в визуальных контактах
Предпочитаемый изобразительный материал Карандаши Склонность к точности, детальности, конкретности во взаимодействии с окружающим миром
Сюжетная целостность Нехарактерна, чаще центрируются на изображение отдельного персонажа или объекта, тщательно его прорисовывая, выполняют констатирующие рисунки Склонность к взаимодействию с позиции «здесь и сейчас», уделяя внимание конкретному человеку, событию
Тематика рисунков Характерно изображение фантазийных образов (герои и сюжеты) Высокая эмоциональность, образное мышление
Цветовое решение Выбирают коричневый цвет и красный цвет Потребность в периодическом отдыхе (прежде всего, эмоциональном) вследствие высокой чувствительности, необходимости соответствовать требованиям окружающей реальности   


   Таблица 2 – Отличительные показатели и психологические характеристики рисунков праворуких детей

 

Показатель рисунка Праворукие младшие школьники Психологическая характеристика
Смещение рисунка по горизонтали листа (вправо / влево) в ДДЧ Рисунок смещен в левую часть листа Склонность к эмоциональной оценке различных сфер взаимоотношений
Расположение фигуры человека относительно центра листа Рисунок расположен в центре листа Адекватная самооценка
Центрация расположения изображения в свободном рисунке Изображение занимает преимущественно все пространство листа Склонность к системному видению, обобщению
Изображение плодовых деревьев Встречается Эмоциональная зависимость от взрослых (родителей)
Предпочитаемый изобразительный материал Мелки Склонность к интенсивности во взаимодействии с окружающим миром
Сюжетная целостность Характерна, рисунки часто содержат определенный замысел, содержат действие, движение Целостное восприятие ситуации в процессе взаимодействия
Тематика рисунков Характерно изображение различных технических сооружений и оснащения Склонность к практичности, точности, системности
Цветовое решение Часто используют синий цвет, заполняя им значительную часть листа Логичность, рассудительность   


   По методике «Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука статистически значимые различия в рисунках леворуких и праворуких детей зафиксированы по параметру смещения изображения в левую и правую части листа. При этом для леворуких характерно смещение вправо, а для праворуких, соответственно, влево.

 Информативным, по мысли О.В. Беловой [4], может быть смещение отдельных элементов рисунка относительно центра листа. На наш взгляд, наиболее показательно может быть расположение на листе фигуры человека, символизирующей, прежде всего, личность ребенка, его самоотношение. Так, изображение человека значимо чаще (51% к 34%) помещают слева от центра листа леворукие дети. Смещение в правую часть листа наблюдается примерно в равной части рисунков леворуких (43%) и праворуких (46%) младших школьников. В центре листа значимо чаще (21% к 6%) располагают фигуру человека праворукие дети.

 Наиболее часто смещение в левую часть листа в проективной диагностике интерпретируется как: ориентация на прошлое, признак интроверсии, преобладание эмоционального компонента; смещение в правую часть рассматривают как: обращенность в будущее, признак экстраверсии, интеллектуальный компонент; расположение в центре листа считается признаком адекватной самооценки, уверенной в себе личности (или желания соответствовать этому).

  Так как большинство исследователей характеризуют леворуких детей как тревожных, замкнутых, неуверенных в себе, эмоционально чувствительных (М.М. Безруких, А.В. Семенович, О.Б. Иншакова, И.В. Дубровина, А.Л. Сиротюк, А. Соболева и др.), параметр расположения фигуры человека слева от центра листа, вероятнее всего, является показателем интроверсии и эмоциональной оценки леворукими детьми. В то же время, часто отмечаемое смещение всего рисунка (ДДЧ) в правую часть листа, вероятно, является попыткой интеллектуализации, осмысления (без опоры на эмоции) всех аспектов отношений (к семье, к окружающим, к самому себе, к жизни в целом). Изображение праворукими младшими школьниками человека в центре листа, по всей видимости, следует рассматривать как нормальное самоотношение, адекватную самооценку. Выраженное смещение рисунка (ДДЧ) в левую часть листа, по всей видимости, связано с эмоциональной оценкой разных сфер взаимодействия, которые, вероятно, вызывают напряженность и тревожность.

  В свободном рисунке также обнаружены различия по параметру расположения рисунка на листе. При этом праворукие дети чаще заполняют рисунком всё (или большую часть) пространство листа, в то время как леворукие – чаще располагают рисунок в определенной (преимущественно в центральной) части листа. Вероятно, данный параметр указывает, что для леворуких детей наиболее актуальное состояние «здесь и сейчас». В совокупности с данными по методике ДДЧ это позволяет предположить, что у праворуких и леворуких детей психологическое восприятие времени будет различным. Однако исследования вероятностного искажения психологического времени у леворуких учащихся нами не обнаружены.

  Леворукие дети чаще, чем праворукие, рисуют увеличенные изображения (методика ДДЧ), которые занимают большую часть пространства листа, иногда выходя за его пределы. Дж. Бук называет такое проявление «сокращение пространства», которое, по мнению автора методики, может быть вызвано ощущением сильной фрустрации из-за ограничивающей окружающей реальности (например, вследствие преобладания праворукой образовательной среды, ограничивающей диапазон реализации возможностей леворукого учащегося), острым ощущением напряженности и раздражительности.

  Леворукие дети вдвое чаще (25% к 10% праворуких детей) изображают множество окон в рисунке дома. Большое количество окон в проективной интерпретации может указывать на ярко выраженную потребность леворуких детей в визуальных контактах, во взаимодействии с окружающими.

  Кроме того, леворукие дети чаще (52% среди леворуких детей, изобразивших ветви дерева), по сравнению с праворукими (18% среди праворуких детей, изобразивших ветви дерева), изображают структурированные ветви (когда из одной веточки растет другая и т.д.) в рисунке дерева. В то же время праворуким детям (82% изобразивших ветви) больше, чем леворуким (48% изобразивших ветви) свойственно изображение неструктурированных ветвей. Различия обнаружены лишь на уровне тенденции, что, по всей видимости, связано с малым процентом детей, прорисовавших ветви деревьев (31% от всей выборки). Заметим, что в проективной интерпретации изображение ветвей дерева является символом характера взаимодействия с окружающими, а структурированные ветви, соответственно, могут отражать потребность в структурировании контактов, потребности в их обогащении, содержательности. Полученные результаты позволяют полагать, что сфера взаимоотношений в целом является проблемной для младших школьников, а для леворуких детей она особо значима и, вероятно, выступает ключевой в различных видах деятельности, в том числе в учебной. На это указывает и М.М. Безруких, отмечая, что общение для леворуких детей служит «источником положительного эмоционального подкрепления, в котором эти дети очень нуждаются» [3, с. 49]. Возможно, именно в общении со сверстниками и значимыми взрослыми эти дети находят необходимую поддержку, уверенность в своих возможностях.

 Специфичной особенностью рисунков праворуких детей является изображение плодов на деревьях, что, согласно методике, указывает на зависимость детей от родителей, и это не противоречит реальной ситуации жизнедеятельности ребенка в младшем школьном возрасте. В то же время, дерево (по Дж. Буку) является символом жизненной силы, энергии, а плоды – плодородия, богатства природы. Можно полагать, что семья для праворуких детей является значимой частью жизни, оказывающей, возможно, бóльшее влияние на их эмоциональное благополучие, чем взаимоотношения со сверстниками. Незначительная представленность этого параметра у леворуких детей дает основание считать, что у них имеется большое желание в общении с окружающими, особенно значимыми взрослыми, но оно не удовлетворяется в связи со свойственной им повышенной тревожностью. Важно отметить, что в литературе основной упор делается на высокую эмоциональность и неуверенность леворуких школьников и одновременно свойственную им замкнутость: «И исследователи, и родители, и учителя часто подчеркивают склонность леворуких детей к уединению, трудность контактов не только со взрослыми, но и со сверстниками», замечает М. М. Безруких [3, с. 49].

  Статистически значимые различия наблюдаются в специфике используемого детьми изобразительного материала. Леворукие дети чаще используют цветные карандаши, позволяющие регулировать яркость цвета, получать светлые (пастельные) оттенки и прорисовывать мелкие детали.

  Праворукие дети, напротив, предпочитая добиваться насыщенных тонов, применяют мелки, способствующие быстрому и легкому заполнению пространства листа яркими оттенками. Краски дети используют в равной степени нечасто, что во многом обусловлено недостаточным их использованием в обучении младших школьников, в том числе и введением ограничений, связанных с желанием педагогов, чтобы ученики не испачкали себя и свое рабочее место.

  Анализ содержательной наполненности рисунков показывает, что праворуким детям статистически достоверно чаще удается сюжетная наполненность, создающая впечатление динамичности изображения. Леворукие дети в процентном соотношении чаще выполняют статичные констатирующие рисунки (41 % к 26 %), а также изображают центрального персонажа (40% к 26%) – какого-либо героя или даже какой-то объект, часто располагая его в центре листа. Эти данные выступают дополнительным подтверждением актуальности у леворуких учащихся позиции «здесь и сейчас».

  Статистический анализ позволяет сделать вывод о различиях в выборе тематики рисунков леворукими и праворукими младшими школьниками. Леворукие дети чаще обращаются к изображению фантазийных образов (нереалистичных сюжетов и вымышленных героев), навеянных литературными произведениями, компьютерными играми, а также непосредственно воображением детей.

  Праворукие дети значительно чаще, чем леворукие избирают в качестве основной темы различного рода технику (машины, корабли, танки, оружие и т.д.), достаточно детально ее изображая.

  Зафиксированы различия между рисунками леворуких и праворуких детей по цветовому оформлению. Так, леворукие дети предпочитают использовать коричневый и красный цвета, чаще всего применяя их для выполнения отдельных элементов рисунка. Праворукие дети чаще используют синий цвет и его оттенки, применяя его преимущественно в качестве фона. Статистически значимых различий в детских рисунках по применению других основных цветовых оттенков не выявлено.

  Во многих культурах, замечает Б.А. Базыма [2], красный цвет символизирует силу, активность, могущество, богатство, успех. К.Л. Лидин [11] ассоциирует этот цвет с внешней активностью тела, жизненной силой, бодростью, подвижностью и агрессией. В то же время, М. Люшер [13] отмечает, что выбор красного цвета человеком может являться выражением нехватки у него жизненной силы, отражать ощущение, что со всех сторон его окружают почти неразрешимые проблемы, желание защиты и потребности в ощущении всего спектра переживаний от его деятельности. Коричневый цвет является более «мягким» аналогом красного. Согласно М. Люшеру, данный цвет относится к чувственному опыту, является индикатором сенсорного состояния тела, выражает потребность в общности, в условиях, которые позволят улучшить состояние (прежде всего, физиологическое). Б.А. Базыма отмечает, что коричневый цвет часто предпочитают пожилые люди. К.Л. Лидин характеризует коричневый как природный цвет (особенно в сочетании желто-коричневого и коричнево-зеленого), отражающий ощущения покоя, умиротворенности, спокойной жизнерадостности. Выбор леворукими детьми обозначенной цветовой гаммы мы склонны трактовать как потребность в отдыхе, как физиологическом, так и эмоциональном – вероятно, из-за высокой чувствительности.

  Согласно интерпретации М. Люшера, синий цвет символизирует полное спокойствие и пассивность, может выражать либо потребность в эмоциональном спокойствии, покое, гармонии, удовлетворенности жизнью, чувстве принадлежности к группе, либо в физиологической потребности в отдыхе, разрядке и возможности восстановления сил. Б.А. Базыма указывает, что в христианской культуре синий цвет «настраивал на смирение, благочестие, выражал идею самопожертвования и кротости» [2, с. 17]. Символическим значением синего цвета, по К.Л. Лидину, является внешняя активность интеллекта, характеризующая человека холодным, логичным, рассудочным, что не противоречит особенностям преобладания логического склада у праворуких субъектов.

  Подводя краткий итог, отметим, что полученные результаты подтверждают наше предположение о том, что отдельные интерпретационные параметры детского рисунка, рассматриваемые в проективной диагностике в качестве фактологически информативных, могут приобретать специфические особенности в рисунках леворуких детей.

Педагог-психолог 

Светлана Овчинникова.

                                                     Ссылки на источники

1.    Аникина Е.А., Белобрыкина О.А. Особенности рисунков леворуких и праворуких детей // II Всероссийский фестиваль науки. XVI Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование», посвященная 110-летию ТГПУ (23-27 апреля 2012 г.): В 5 т. Т. III: Педагогика и психология. Ч. 2: Психология. Реклама. Связи с общественностью; ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». Томск: Издательство ТГПУ, 2012. С. 91-95.

2.    Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика. Санкт-Петербург: Речь, 2007. 203 с.

3.    Безруких М.М. Проблемные дети. М.: Изд-во УРАО, 2000. 312 с.

4.    Белова О.В. Проявление межполушарной организации психических процессов в детском рисунке: монография. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. 145 с.

5.    Бук Дж. Методика ДДЧ //Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты / сост. и общ. ред. Р.Р. Римской и С.А. Римского. М.: «КСП», 1997. С. 5-183.

6.    Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: Владос-Пресс, 2010. 160 с.

7.    Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1991. 93 с.

8.    Дилео Дж. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. М: Апрель Пресс, 2012. 256 с.

9.    Иншакова О.Б. Леворукий ребенок // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004. № 1. С. 72-75.

10.    Левши. Статистика [Электронный ресурс] // Сайт про левшей и для левшей [сайт]. URL: http://www.levshei.net/11stat.html.

11.    Лидин К.Л. Психологические механизмы воздействия образа на эмоциональную сферу личности. Иркутск: ИрГУ, 2004. 112 с.

12.    Ломтева Т.А. Психологические особенности леворуких детей. Школьные проблемы левшей [Электронный ресурс] // Практический психолог. URL: http://www.psilib.ru/lomteva/polrshpl.php.

13.    Люшер М. Цветовой тест Люшера = The lusher color test / пер. с англ. А.Никоновой. Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Сова, 2005. 190 с.

14.    Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 608 с.

15.    Практическая психология образования: Учебное пособие / под ред. И. В. Дубровиной. СПб: Питер, 2004. 592 с.

16.    Семенович А.В. Эти невероятные левши: практическое пособие для психологов и родителей. М.: Генезис, 2008. 250 с.

17.    Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для детей и родителей. М.: ТЦ «Сфера», 2000. 128 с.

18.    Соболева А. Левши – особенные дети… [Электронный ресурс] // Начальная школа. 2007. № 1. URL: http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200700111.

19.    Упрямые и одаренные [Электронный ресурс] // Аргументы и факты [сайт]. URL: http://www.aif.ru/health/psychologic/45916.

20.    Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. С. 122-280.

21.    Smits R. The puzzle of left-handedness / transl. from Dutch by Liz Waters. London: Reaktion Books, 2011. 284 p.

22.    Willingham D.T. Do Southpaws Rule the World? // The wall street journal. 2011. URL: http://www.wsj.com/articles/SB10001424052970204524604576608974058291838.

     Дополнительная литература

   1.    Белобрыкина О.А., Гейдебрехт Н.А., Оршацкая С.В. Возможности контент-анализа в диагностике дифференциально-типологических различий по продуктам рисуночной деятельности ребенка // Международный журнал экономики и образования. 2016. Т.2. № 3. С. 41-49.

2.    Белобрыкина О.А. К вопросу о культурных истоках специфики художественного метода в детском рисунке // Ребенок в нормативном пространстве культуры. М.: Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО; Бирск: БирГПИ, 2004. С. 16-23.

3.    Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. СПб.: Речь, 2006. 336 с.

4.    Лебедева Л.Д. Рисунок в психологической диагностике и арт-терапии // Национальный психологический журнал. 2007. № 1 (2). С.132-136.

5.    Майская А. Ребенок-левша: как достичь гармонии с «правым» миром. СПб.: Питер, 2006. 96 с.

6.    Макарьев И.С. Если ваш ребенок – левша. СПб.: Изд-во «Лань», 2003. 80 с.

7.    Овчинникова С.В. Динамика компаративной специфики рисунков леворуких и праворуких детей в диапазоне младшего школьного возраста // Современная реальность в социально-психологическом контексте: сборник научных материалов / под науч. ред. О.А. Белобрыкиной, М.И. Кошеновой; М-во образования и науки РФ; Новосиб. гос. пед. ун-т. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. С. 147-154.

8.    Семаго Н.Я. Детский рисунок: Этапы развития и качественная оценка // Школьный психолог. 2003. № 35. С. 9-16.

9.    Ферс Г.М. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. СПб.: Деметра, 2014. 168 с.

10.    Coren S. The Left-Hander Syndrome: The Causes and Consequences of Left-Handedness. New York: Simon and Schuster, 2012. 320 р.

11.    Healey J.M. Loving Lefties: How to Raise Your Left-Handed Child in a Right-Handed World. New York: Simon and Schuster, 2002. 192 р.

12.    Vlachos F., Bonoti F. Left- and right-handed children's drawing performance: Is there any difference? // Laterality. 2004. № 9 (4). Р. 397-409.
13.    Wright E.A Left-Handed History of the World. Sydney: Allen & Unwin, 2011. 256

р.

Задать вопрос специалисту
г. Новосибирск, ул. Кутателадзе, 16
(383) 204-90-73
(383) 204-90-78
×
Заказать звонок
Заказать звонок