Меню Заказать звонок

Профессиональная направленность подростков 14-18 лет


Цель исследования: выявление профессиональной направленности старшеклассников, обучающихся в школах Советского района.

Исполнитель: МБУ Центр психолого-педагогической помощи молодежи «Радуга».

Заказчик (запрос): ОДМКиС.

Время проведения: Исследование проводилось в СОШ Советского района города Новосибирска с января по апрель 2018 г.

Объект исследования: профессиональная ориентированность подростков 15-18 лет.

Предмет исследования: профессиональная направленность личности.

Актуальность: Возраст выпускников благоприятен для самоопределения, обозначения своих целей и выбора пути в жизни. На профессиональный выбор выпускников школ, кроме личных предпочтений, влияют условия быстро меняющегося мира, появление новых профессий, нестабильность экономической ситуации. При отсутствии четкого самоопределения, адекватной оценке себя и своих личностных качеств подросток рискует выбрать специальность «не по душе». Личность эффективна в деятельности, когда склонности, интересы, способности совпадают с выбранной профессией. Тогда в жизни появляется стремление к развитию в профессии, а не только связанные с ней обязательства. Исследование направлено на выявление сформированности и направленности профессиональных интересов личности старшеклассников.

Профессиональная направленность личности определялась с помощью опросника Дж. Холланда. По мнению автора методики, успешность профессиональной деятельности определяется такими компонентами, как ценностные ориентации личности, ее интересы, установки, отношения, мотивы.

На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориентации  Дж.Холланд выделил шесть профессионально ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предпринимательский и артистический. Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду: реалистический на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств; интеллектуальный на умственный труд; социальный на взаимодействие с социальной средой; конвенциональный на четко структурированную деятельность; предпринимательский на руководство людьми и бизнес; артистический на творчество. Сформированная профессиональная направленность каждого типа представляет собой совокупность развитых интересов, умений и навыков.

Дж. Холланд предложил шкалу приспособленности различных типов личности к разным профессиональным средам. Схематично она изображается в виде шестиугольника, каждый из углов которого обозначает один из шести типов личности и среды. Данная модель позволяет оценить совместимость личности с определенной профессиональной средой.

Методический инструментарий:

1. Опросник Дж. Холланда (краткий вариант). Определение профессионального типа личности.

Количество испытуемых: 140 человек от 15 до 18 лет, из них: 65 девушек и 75 юношей

В результате исследования получены следующие результаты:

Выявлено, что из 100 % опрошенных учащихся 65 % имеют слабо сформированный профессиональный тип личности, у 35 % - сформированный профессиональный тип личности (Рис.1).


Рис.1 Распределение выборки по уровню сформированности профессиональной направленности у подростков Советского района в возрасте 14-18 лет

Данные исследования говорят о том, что многие респонденты оказались слабо информированы (65%) о мире профессий и специфике труда. В ходе исследования школьники часто задавали вопросы о том, какой вид работ включает в себя та, или иная профессия. Несформированные представления об умениях и навыках, необходимых для того или иного вида профессий, могут быть следствием отсутствия интереса, или реального опыта деятельности в конкретной области.

Примечательно, что 14 % школьников с несформированными профессиональными предпочтениями преобладающей деятельностью выбирают предпринимательскую.

Далее рассмотрим, как распределились предпочтения подростков со сформированным профессиональным типом личности по областям деятельности (Рис.2).

Старшеклассники со сформированным (35%) профессиональным типом личности отдают предпочтение профессиям «Предпринимательского» (29%) типа. К «Предпринимательскому» типу личности относятся профессии, связанные с областями управления, сервиса и торговли. Наиболее плодотворно реализуются в таких профессиях, как дипломат, репортер, администратор, работник сферы обслуживания менеджер, директор, бизнесмен, предприниматель. «Предпринимательский» тип выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания.

В ходе беседы со старшеклассниками выяснилось, что в профессиях «Предпринимательского» типа их привлекает возможность быстрого обогащения и отсутствие подчинения, «работа на себя». Можно предположить, что подростков в профессии предпринимателя в большей степени привлекают внешние факторы, перспектива финансовой независимости. При этом представление об этой профессиональной области у молодежи довольно поверхностное. В малом и среднем бизнесе предприниматель должен обладать навыками

широкого профиля, так как он отвечает практически за все финансово-экономические процессы: бухгалтерский учет, анализ продаж, расчет себестоимости и учет расходов и т.д., все то, что входит в область профессиональных навыков «Конвенционального» типа. Но в результате исследования выявлено, что профессии по шкале «К» предпочли лишь 16% респондентов, а у «предпринимателей» данные по этой шкале довольно низкие.

К «Конвенциональным» профессиям относятся четко-структурированные, характеризующиеся монотонностью: экономист, аудитор, бухгалтер, банкир, секретарь, налоговый инспектор, программист, архивариус, библиотекарь, диспетчер, контролер качества материалов, лингвист (переводчик, филолог), микробиолог, полицейский, кассир, кредитор, менеджер, финансист и т.д. Предпочтение отдается структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Чаще преобладают невербальные, счетные способности. Несмотря на то, что специальность «Экономист» по данным Минобрнауки является самой востребованной среди нынешних выпускников, процент старшеклассников с «Конвенциональным» типом личности в выборке невелик. На экономические факультеты часто поступают школьники, которые еще не определились в жизни и не знают, кем потом будут работать.

Предпочтение профессиям «Социального» типа отдают 25 % старшеклассников со сформированным профессиональным типом личности. «Социальный» тип предполагает ориентированность на выстраивание связей в социуме, работу с людьми в социальных организациях. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: педагогика, медицина, психология, социальные службы. Отличается выраженными социальными умениями: умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию.

Профессии «Реалистического» типа, включающие в себя профессии ручного труда, такие как строитель, механик, инженер, в меньшей степени привлекают старшеклассников (6 %). Реалистический тип обладает высокой эмоциональной зависимостью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков, ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, строитель, водитель, инженер, агроном и т. п. Характерны невербальные способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей).

Профессии, связанные с научно-исследовательской деятельностью «Исследовательские» выбрали 14 % опрошенных. Данный тип имеет шансы добиться успеха в таких областях, как физика, экономика, кибернетика, химия, медицина, спорт. Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном интроверт. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: математика, география, геология, творческие профессии.

Профессии «Артистического» типа предпочли 10 % опрошенных. Данный тип в отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию. Ему присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений,

оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. Хорошо развиты восприятие и моторика. Высокий уровень экстравертированности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство.


Рис.2 Распределение выборки со сформированным профессиональным типом личности по областям деятельности

Выводы:

1. Из 100 % опрошенных учащихся СОШ Советского района 65 % имеют слабо сформированный профессиональный тип личности, у 35 % сформированный профессиональный тип личности.

2. 14 % школьников со слабо сформированными профессиональными предпочтениями преобладающей деятельностью выбирают «Предпринимательскую».

3. Выборка со сформированным профессиональным типом личности по областям деятельности распределена следующим образом:

• Предпринимательский тип - 29%

• Социальный тип  - 25%

• Конвенциональный тип - 16%

• Исследовательский тип - 14%

• Артистический тип - 10%

• Реалистический тип - 6%

4. Предметом особого интереса исследования стали высокие данные, полученные по шкале «Предпринимательского» типа. В ходе беседы с подростками выявлено, что в большей степени их привлекают внешние факторы, перспектива финансовой независимости, а понимание сути деятельности в данной области поверхностное. Выбирая профессию нецелесообразно ориентироваться сразу на работу руководителя, как на самоцель. Школьники стремятся к руководству еще до того, как приобрели какую-либо специальность. Причина и следствие в данном случае меняются местами. Организаторами, руководителями коллектива, становятся профессионалы своего дела тогда, когда люди хотят у них учиться, прислушиваться к советам, работать совместно, находясь в подчинении.

5. Наименьший процент предпочтений старшеклассники отдают профессиям «Реалистического» типа. Возможно, в глазах школьников данные профессии обладают низким социальным статусом, в сравнении, например, с профессиями «Предпринимательского» типа. Также, для того, чтобы стать специалистом в области технологий, необходимо приложить немало упорства и труда. Зачастую школьникам кажется, что выбрав путь организации собственного бизнеса, можно избежать тяжелой работы и достигнуть «легкой» выгоды.

Подростковый возраст  возраст проб и ошибок. Несформированность профессиональных предпочтений старшеклассников может быть связана с разноплановостью интересов, исследованием своих возможностей в различных сферах. Следует признать, что в переменчивых условиях современного мира достаточно сложно сделать выбор в пользу конкретного направления деятельности.

Отметим необходимость оказания профориентационной поддержки учащимся, стоящим на пути выбора специальности и сферы будущей деятельности. Профориентационная работа включает в себя как индивидуальную диагностику способностей, интересов и склонностей, так и экскурс в мир профессий. Подобная работа реализуется через учебно-воспитательный процесс и внешкольную работу с учащимися. Чтобы яснее понимать, какие умения и навыки требуются для той или иной профессии, школьник должен увидеть процесс труда воочию, поработать с материалом, инструментами труда, ведь интерес к профессии рождается во время деятельности.

Классный руководитель может организовывать экскурсии на предприятия, проводить классные часы по изучению востребованных на сегодняшний день профессий, ученикам предлагать готовить доклады по профессиям, дискутировать, приглашать специалистов, чтобы школьники могли задать интересующие вопросы, услышать о пути профессионального становления от первого лица.

Для осуществления профессионального выбора старшекласснику нужно сознательно относиться к труду, быть осведомленным о мире профессий и адекватно оценивать свои способности.


Задать вопрос специалисту
г. Новосибирск, ул. Кутателадзе, 16
(383) 204-90-73
(383) 204-90-78
×
Заказать звонок
Заказать звонок