Правовая некомпетентность подростков
В рейтинге 300 наиболее криминальных городов мира Новосибирск (по данным сервиса Numbeo от 22.09.2018 г.) занимает 135 место, оставив позади все города-миллионники нашей страны, в том числе Москву и Санкт-Петербург. Продолжается рост числа преступлений, совершаемых в нашем городе, в том числе правонарушений несовершеннолетних, учащихся и студентов. Среди факторов формирования противоправного поведения молодежи можно назвать высокий уровень психоэмоционального напряжения в обществе, утверждение в качестве главной ценности материального достатка, определенный культ агрессивного поведения, насаждаемый средствами массовой культуры, размытость общественных норм, когда подростку трудно понять, «что такое хорошо и что такое плохо» и, конечно же, негативные условия семейного воспитания.
Если на неблагоприятную обстановку в семье и в окружении (внешней среде общения подростка) накладываются личностные и возрастные факторы подросткового возраста – высокий уровень рискованного поведения, проблемы с прогнозированием последствий собственных действий, ориентация на признание группы, высокий уровень инфантилизма в сочетании с правовой некомпетентностью, – это ведет к формированию противоправного поведения.
Воспитанию правовой культуры у детей и взрослых сильно препятствует недостаточное уважение к закону, которое они видят в повседневной жизни (и в семье и в обществе). Это отношение вполне четко выражается в тех поговорках, что у всех на слуху: «Не пойман – не вор», «Ни украсть, ни покараулить», «Закон что дышло: куда повернул – туда и вышло» и подобных. Поэтому не удивительно, что у молодежи складывается отношение к понятию закона и правопорядка как к чему-то неважному, чему не стоит придавать особого значения.
Для несовершеннолетних правонарушителей характерно отсутствие достойных жизненных целей, потребительские настроения, нежелание повышать свой образовательный уровень, общественная пассивность, духовная опустошенность. Но немало случаев правонарушений совершают дети вполне, казалось бы, благополучные, воспитанию и образованию которых их родители уделяют немало своего времени и усилий, но инфантильные, не умеющие сказать «нет», для которых мнение сверстников может стать решающим, и, чтобы не показаться в их глазах слабаком или «маменькиной дочкой», они легко и не задумываясь о последствиях могут совершить кражу, например, в магазине бутылки спиртного, или в составе компании себе подобных нанести побои сверстнику или даже взрослому человеку, или не поставив никого в известность уйти из дома и бродить где-то всю ночь, а то и несколько дней, не думая о том, что чувствуют родители и сотрудники полиции, которые прочесывают подвалы и чердаки, водоемы и прочие подобные места в поисках их…
Подростки, а зачастую и их родители, склонны считать подобные поступки чем-то вроде детской шалости. Однако воровство, агрессивное поведение, употребление подростками алкоголя, психоактивных веществ, самовольные уходы из дома (что квалифицируются как бродяжничество), участие в массовых беспорядках – это является правонарушением и влечет за собой вполне реальное наказание.
Правовая некомпетентность – это сегодня весьма актуальная проблема как подростков, так и их родителей. Человек может быть высококлассным специалистом в своей профессии, но быть безграмотным в вопросах права. Например, многие родители не осведомлены о том, что уголовная ответственность за некоторые правонарушения наступает уже с 14 лет. Результаты социально-педагогических исследований, проведенные психологами НГПУ, показали, что только лишь около половины опрошенных учащихся 5-х, 7-х, 9-х классов знают о том, что существует уголовная ответственность за физическое насилие. О том, что такая ответственность последует за перепост некоторых материалов не знают 76% школьников, и почти никто даже не подозревает, что за подделку документов (например, классного журнала) также предусмотрена уголовная ответственность.
Правовое воспитание детей и подростков является одной из необходимых форм ранней профилактики правонарушений и необходимым условием воспитания человека, успешно адаптирующегося в современных условиях жизни и осознающего свои права и свободы, и свои обязанности перед государством и обществом. Правовое воспитание начинается с очевидной потребности современных детей знать «Что можно?», «Чего нельзя?», «Что мне будет, если я сделаю то, чего нельзя?». С этими вопросами дети как раз и обращаются к понятиям «права» и «обязанности». Уже с детского возраста надо уяснить, что на каждое «хочу» есть свое «должен».
Сорокина Ирина Михайловна
социальный педагог
МБУ Центр "Радуга"