Меню Заказать звонок

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

Половое воспитание - это система медико-психологических и педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. Это достаточно широкое направление, куда включается вопросы стиля одежды и манер поведения мальчиков и девочек, мужчин и женщин, их взаимоотношений и прав, в какие игры играть, как разговаривать и чем увлекаться. Если с этими вопросами все более-менее понятно, то с сексуальным воспитанием и просвещением, которое входит в половое воспитание, ситуация далеко неоднозначная. 

Сексуальное воспитание -  это собственно вопросы отношения к своему телу, сексуальности и сексуальным отношениям. А сексуальное просвещение - это часть сексуального воспитания, передача необходимых знаний в этой области. Главной целью сексуального воспитания и просвещения является сохранение репродуктивного здоровья и достижение некоторой свободы в сочетании с ответственностью за свое поведение.

Задачами полового воспитания могут быть следующие направления: помощь в формировании психологической мужественности, женственности; обучение конструктивному общению со сверстниками противоположного пола; сексуальное воспитание, направленное на оптимизацию формирования сексуально-эротической ориентации и сексуального сознания; подготовка к сознательному и ответственному супружеству; подготовка к сознательному и ответственному родительству, выработка оптимальных репродуктивных установок; формирование здорового образа жизни через разъяснение зависимости сексуальности, супружества, родительства от венерических заболеваний, СПИДа, наркомании и т.д.; профилактика нарушений психосексуального развития, особенно на ранних стадиях становления личности подростка; предупреждение растления и совращения детей и подростков.

Родители первыми начинают половое воспитание своих детей, даже если сами об этом не знают или не хотят этого. Они часто не осознают, что происходит процесс воспитания, поскольку большая часть информации передается не в словесной форме, а на примере поведения самих родителей и через их установки. Дети рождаются сексуально-мотивированными, и родители постоянно дают им уроки полового воспитания, сознательно или бессознательно. Стержневой вопрос сексуального воспитания состоит в том, как родители воспринимают прирожденную сексуальность ребенка и в какой степени дают ей развернуться. Отношение родителей к этой проблеме гораздо важнее для формирования полового поведения ребенка, чем вся информация или дезинформация, которую они могут предоставить по данному вопросу. Залог успеха в любом воспитании, это осознанное отношение самих родителей к своей жизни, себе и родительству, их пример для детей, и такая обстановка в семье, когда ребенок может свободно задавать любые интересующие его вопросы.

Существует четыре основных типа отношения родителей к вопросам пола (желательно чтобы взгляды обоих родителей на эту проблему совпадали):

·   Репрессивный тип отношения охватывает случаи, когда родители строго внушают детям, что секс – это зло и непристойность. Обычно в такой семье запрещено произносить неприличные слова, двусмысленные шутки, ходить по дому в нижнем белье. Половое воспитание сводится к нескольким фразам: «это неприлично, грязно», «это опасно» и «подожди пока выйдешь замуж» и т.п.

·    Избегающий тип – родители проявляют более разумное и терпимое отношение к сексуальности. Они рассматривают это явление скорее, как полезное, нежели вредное, однако совершенно теряются, когда речь заходит о конкретных половых вопросах. Такие родители избегают прямого обсуждения этой темы со своими детьми или превращают такое обсуждение в нудную лекцию. Сами того не подозревая, они выхолащивают идею тепла, человечности и любви, которая неотъемлема от понятия сексуальности, однако дети очень быстро распознают этот пробел.

·   Навязчивый тип отношения к сексуальности – родители смотрят на секс как на полезное и здоровое явление, но перегибают палку и ставят секс в центр всей семейной жизни. Они чересчур либеральны во всем, что касается сексуальной активности и иногда столь явно выставляют напоказ свою половую жизнь, что приводят в недоумение и замешательство собственных детей. (Например, могут открыто говорить о своих интимных отношениях или своей коллекции эротических фильмов.) Чрезмерное внимание к половым вопросам может вызывать у детей противоречивые чувства и напряженное, подавленное состояние.

·   Родители, чье отношение к половым вопросам можно охарактеризовать как экспрессивное, рассматривают секс как нечто естественное, при необходимости открыто обсуждают эту тему, но устанавливают разумные рамки для проявления сексуальной активности детей (точно так же, как всех других форм поведения). Они пытаются внушить детям, что сексуальность – это положительное и здоровое явление, не заслуживающее, однако, того, чтобы сосредоточивать на нем все свои помыслы. Это отношение является наиболее конструктивным. 

Родителям важно помнить, что половое воспитание не должно резко выделяться из общего воспитания и носить наставительно-навязчивый характер. Нельзя выделять эту тему особой интонацией или необычными эмоциями, она не должна чересчур отличаться от других тем. Хорошим подспорьем в половом воспитании дошкольников и младших школьников могут стать современные детские энциклопедии и книжки типа «Откуда я взялся?», в которых не только текст, но и иллюстрации доступно и однозначно рассказывают, как о деторождении, так и о половом акте родителей.

При проведении бесед на эту щекотливую тему необходимо соблюдать определенные правила:

1. Доброжелательно относиться к любым вопросам. Нельзя обрывать ребенка, высмеивать его, применять окрики, угрозы и наказания.

2.  Нельзя уходить от разговора (мол, мал еще) и отмахиваться от ребенка.

3. Важно сохранять тайну разговора, ребенку необходимо быть уверенным, что его вопрос не станет известен другим детям или взрослым.

4. На все вопросы давать конкретные ответы, идти от простого к сложному, но на всех этапах оставаться правдивым.

5. Программа сексуального воспитания (если она существует) должна быть согласована между учителями, родителями и врачами.

 

В зависимости от того, как родители привыкли вести себя с ребенком, можно сформировать несколько подходов к воплощению плана по половому воспитанию. В целом, классифицировать методики применительно к детям дошкольникам можно следующим образом:

·        Последовательность превыше всего. С ребенком общаются часто и легко. Родители не акцентируют особого внимания на деталях, не предлагают серьезно поговорить. В процессе обычного общения они затрагивают сложные темы, касающиеся полового воспитания. Делается это постепенно, медленно. Сначала родители предлагают ответить на вопрос «Какими ты видишь отличия между девочками и мальчиками?». Затем вместе с ребенком можно пересмотреть некоторые убеждения. Постепенно в житейской обстановке, при просмотре телевизора, мультфильмов, во время прогулок, походов по магазинам родители обращают внимание на то, какие есть отличия у девочек и мальчиков, ориентируясь на конкретную ситуацию. Тема полового воспитания затрагивается часто и понемногу.

·        Прямолинейная тактика. Родители предлагают поговорить о том, чего ребенок еще не знает, с чем хотел бы ознакомиться. Можно затрагивать тему строения тела, стиля общения, разницы в силе пола, сентиментальности. В рамках этой методики важно обращать внимание на моральные аспекты и следить, чтобы ребенок хорошо слушал, интересовался общением на определенную тему.

·        Познавательная тактика, направленная на позитивный лад. Ребенка знакомят с гендерными отличиями и особенностями строения тела, тонкостями разницы в поведении с мальчиками и девочками через игру, шутки, приятное общение. Можно проводить приятные беседы в привычных условиях, занимаясь решением стандартных задач.

Что касается полового воспитания подростка, родителям необходимо помнить – запрещать бесполезно, полезно:

- учить принимать самостоятельные ответственные решения;

- предоставлять информацию о неблагоприятных последствиях для здоровья ранней беременности и заболеваний, передаваемых половым путем;

- способствовать укреплению отношений между взрослыми и подростком;

- предоставлять профессиональные консультации и медицинскую помощь;

- привлекать значимых взрослых.

Большинство подростков предпочитают, чтобы их родители были первичным источником информации о сексе, но практика показывает, что им чаще являются сверстники, и информация от них часто неточна. Если диалог не налаживается сам собой, для родителей может оказаться полезным активно начать его, возможно, просто поделившись своими чувствами или задав «не стрессовые» вопросы открытого типа. Некоторые важные темы (в частности, менструация, первая эякуляция и ночные оргазмы) редко обсуждаются, если родители сами не проявляют инициативу.

Многие родители полагают, что половое воспитание – это доведение до ребенка определенной информации в виде лекций. А на самом деле оно представляет собой непрерывный процесс, который во многом определяется примером родителей, их реакцией на проявления сексуальности растущего ребенка и, конечно, характером получаемой информации. Половое воспитание в семье – важный инструмент, с помощью которого родители могут направить развитие детей в определенное русло, заложив тем самым основы сознательного полового поведения подростков.

 

 

Попова Оксана Владимировна

педагог-психолог

 

Задать вопрос специалисту
г. Новосибирск, ул. Кутателадзе, 16
(383) 204-90-73
(383) 204-90-78
×
Заказать звонок
Заказать звонок