Меню Заказать звонок

ПЕРВЫЕ ДЕНЬГИ

 

Деньги - это великий воспитатель,

 так как они позволяют воспитывать у детей честность, доброту,

великодушие к близким людям, желание поделиться,

способность к самоограничению и привычку тратить разумно.

 

А.С. Макаренко, советский педагог и писатель.

 

Денежный вопрос не принят к открытому обсуждению в нашей культуре. Задумайтесь, как часто Вы разговариваете о бюджете в семье? Рассказываете ли ребенку о том, что это такое? Всем родителям рано или поздно приходится отвечать на вопрос малыша: «А почему ты не можешь купить мне все, что я хочу?» Как помочь ребенку разобраться в его первых финансовых вопросах мы поговорим в этой статье.

Часто слышим от родителей: «Вырастет - сам все поймет!» Конечно, поймет. Но перед этим может набить шишки.  В быстроменяющемся мире научить ребенка обращению с деньгами очень важно. Без финансовой грамотности и понимания того, как работают деньги, дети не будут готовы к жизни в реальном мире, где тратам уделяется внимания больше, чем сбережению и инвестированию. Неумение распределить средства влечет за собой слепое следование соблазнам, попадание в финансовые ловушки, кредиты и так далее. С юного возраста надо уделять время финансовой грамотности, учить детей рационально расходовать средства, чтобы не столкнуться с этими проблемами в будущем.

Неограниченность средств - привилегия немногих, но не только финансовые возможности являются якорем в вопросах отношения к деньгам. Полный карт-бланш в детских желаниях положит начало эгоизму. Как же быть, как объяснить малышу правила непростого мира взрослых?

 

1.    Поговорите с ребенком о том, откуда берутся деньги

Родители могут объяснить крохе уже возраста 3-4х лет, что все купить невозможно. Как взрослым, нам ясна функция денег и то, что они не растут на деревьях, а зарабатываются трудом. Запаситесь терпением и уделите время, чтобы рассказать малышу доступным языком, что деньги – выражение ценности чего-либо, их родители зарабатывают, вкладывая свой труд. Общение с ребенком ключ к взаимопониманию. Чтобы ребенок понял, что такое деньги и как с ними обращаться, родителям нужно не только объяснить, но и показать, как это делается. Можно поиграть с ребенком в «Магазин». Расставьте игрушки с ценниками, как в магазине, и дайте ему заработать в игровой форме монетки, затем попросите сделать необходимые покупки. Когда деньги закончатся и малыш больше ничего не сможет купить, то он поймет, что не всегда желаемое бывает доступным.

Если ребенок капризничает в магазине, задумайтесь: может быть, это его способ добиваться своих целей. В таких случаях Вы должны быть тверды и последовательны. Накануне похода в магазин проговорите с ребенком, что если он будет закатывать истерики, то вы покинете магазин. Помните, что ваши обещания должны подкрепляться действиями, иначе ребенок будет пользоваться вашей слабостью.

Чтобы ребенок постарше понял, что все сразу купить невозможно, можно обсудить его заветные мечты и вместе нарисовать лист желаний. Сначала стоит распределить «хотелки» по приоритетам, например, задать вопрос: «Что ты хотел бы больше – управляемый вертолет или трансформер?». Напротив каждого пункта ставим цену и, исходя из того, сколько ребенок получает на карманные расходы и сколько нужно откладывать в копилку для желанной покупки, рассчитываем примерную дату приобретения. Данный способ учит детей прогнозированию, терпению и упорству, а также умению делать выбор - последовать сиюминутному желанию и купить мороженое сейчас или отложить деньги на что-то более глобальное.

Итак, чтобы во взрослой жизни не чувствовать себя «белой вороной» в финансовом отношении, необходимо развивать финансовую грамотность с детства. Как же привить ребенку бережное и ответственное отношение к деньгам?

 

2.    Поинтересуйтесь, какие мотивы руководят ребенком

Задача родителей – поговорить с ребенком о целесообразности его расходов. Пусть ребенок расскажет, на что бы он хотел потратить свои деньги, или на что он хочет накопить. Деньги должны выдаваться на определенную цель и в пределах разумного. Поговорите с ребенком о том, что он хочет купить. Задайте вопросы о смысле приобретения: «Зачем тебе это?», «Что ты будешь с этим делать, когда приобретешь?». Пусть ребенок пофантазирует, придумает применение вещи. Может случиться, что мотивом является лишь факт приобретения вещи, а не ее функциональность, радость и удовольствие от игры или других действий. Общество потребления и старательные маркетологи диктуют свои правила. Важно, чтобы ребенок пришел к пониманию, что у каждой вещи есть своя функция и покупать то, что модно, или есть у всех, зачастую не имеет смысла. Также важно объяснить, что дорогие вещи не являются залогом того, что он станет «крутым» игроком в футбол, или известной балериной. Помимо внешних атрибутов, успех в жизни приносит труд, терпение и упорство в достижении целей. Нет восторга от достижений, когда они даются легко.

На помощь в объяснении функции денег также могут прийти современные экономические настольные игры. Во-первых, в интересной игре есть правила, при соблюдении которых она продолжается, а при несоблюдении заканчивается.

Во-вторых, настольные игры позволяют в игровой форме донести сложную информацию, которая поможет научиться ориентироваться в области финансов и инвестиций. Ну и, конечно же, всегда приятно с пользой провести время в семейном кругу. В Интернете существует много обзоров настольных игр по тематике и возрастам - возможно, стоит потратить время и подобрать подходящую именно Вам и Вашим детям.

Прежде, чем учить ребенка рациональному обращению с деньгами, было бы неплохо оценить, как это делаете Вы сами. Проанализируйте свою стратегию расходования средств. Попробуйте нарисовать свой собственный бюджет в виде диаграммы, попробуйте оценить в процентном соотношении ваши расходы. Какие чувства вызывает у Вас этот рисунок? Есть над чем поработать или все идеально? Теперь можно визуализировать Ваш «идеальный» бюджет и подумать о собственном умении распределять средства. Помните, что как бы мы ни воспитывали своих детей – они все равно являются нашим отражением!

 

Педагог-психолог

Помешкина Алиса Юрьевна

Задать вопрос специалисту
г. Новосибирск, ул. Кутателадзе, 16
(383) 204-90-73
(383) 204-90-78
×
Заказать звонок
Заказать звонок