Перфекционизм
Уважаемые читатели, сегодня мы хотим поговорить с вами о том, как мы воспитываем в наших детях людей, не способных справляться с собственной жизнью, отчаявшихся, не успешных, загнанных людей.
Перфекционист – человек, бесконечно стремящийся к идеалу. Часто к такому идеалу, достичь который обычному смертному не под силу. Это называется завышенными притязаниями. К несчастью для перфекциониста, его патологическое стремление к совершенству бьет по самой главной его ценности – по его способности достигать успехов. Ведь слишком много тратит он сил на гонку за невозможным, слишком корит себя за неуспехи, а в конце концов и вовсе начинает избегать неуспеха с помощью игнорирования и накопления стоящих перед ним задач.
Как Вы уже могли догадаться, родительский тип воспитания может превратить ребенка в перфекциониста. Как же родители делают это со своим чадом?
Есть две возможности.
Первая: родители вольно или невольно убеждают ребенка в его ничтожности, глупости, неумелости и т.д. В этом случае ребенок стремится всеми силами окружающим и себе самому доказать, что он не такой, что он лучше, достойнее, способнее. Он стремиться к достижениям, так как они им приравниваются к праву на собственное существование и самоуважение.
Вторая возможность: родители обращают на ребенка внимание, говорят ему особенные, теплые слова только тогда, когда он приносит домой пятерку или медаль. В этом случае, не удивительно, что с помощью бесконечной работы ребенок пытается добиться опять и опять принятия и любви со стороны своего окружения. Без своих достижений он оказывается не нужен никому – так он считает.
Необходимо помнить о риске вырастить вовсе не свободного, а зависимого человека.
Какова же альтернатива? Родителям следует учить ребенка здраво взвешивать собственные силы, возможности. Именно родители, позволяя ребенку приобрести собственный жизненный опыт, учат ребенка пониманию, что поражения и проигрыши неизбежны, без них жизнь не возможна, а также открывают ребенку и то, что нельзя быть хорошим, успешным во всем. В случае, если у родителей получается, ребенок способен выбирать жизненные пути, разумно распределять свои силы и время, идти к поставленной цели планомерно, не спеша, переживая чувство удовлетворения от процесса освоения нового пространства и преодоления всевозможных препятствий.
Фёдорова Ксения Игоревна
Педагог-психолог